Найти тему
Cinemaтр

Памяти павших будем достойны...

Прошло 22 июня - День скорби и памяти. Дата, которую мы обязаны помнить всегда. День, в который началась трагедия длиной в 1418 дней и ночей. Война, которая унесла жизни миллионов. Миллионов наших соотечественников, которые вчера ещё жили мирной жизнью, а потом были вынуждены с оружием в руках насмерть встать за право жить и не быть уничтоженными. Как 9Б класс из фильма "Завтра была война".

Тот самый 9Б
Тот самый 9Б

За этим девятым Б скрывается на мой взгляд весь СССР того времени. 1940 год. Закончилась советско - финская война, которая по большому счёту на жизнь страны в целом никак не повлияла. Люди живут мирной жизнью. Школьники готовятся к вступлению во взрослую жизнь. И школа в этом фильме отражает в какой то степени весь Советский союз того времени. Директор школы Николай Григорьевич Ромахин - фронтовик, военный, прошедший Гражданскую войну, который пытается прививать настоящие ценности ученикам. Чего стоит только его речь перед всей школой о том, что "Настоящий мужчина - это тот который любит только двух женщин - свою мать и мать своих детей, настоящий мужчина - это тот, кто любит страну, в которой родился, настоящий мужчина это тот, кто отдаст последнюю пайку другу, даже если ему самому суждено умереть от голода, настоящий мужчина - это тот, кто любит всех людей и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей".

Директор отчитывает ученика перед остальными за то, что он бил девочку.
Директор отчитывает ученика перед остальными за то, что он бил девочку.

Что интересно, так это то, что директор, несмотря на военную выучку и опыт, всячески пытается в школе вводить более или менее свободные условия для учеников, без лишних перегибов с дисциплиной. Как он сам выражается "ребёнок - существо стихийно вольное, зачем же ему зря решётки ставить". С идиотизмом конечно сталкивается, но этот идиотизм связан не с ним, а с предыдущим руководством школы, поэтому Николай Григорьевич в силу того, что он теперь является директором, этот идиотизм всячески пытается отменять, что находит непонимание со стороны Валентины Андроновны, завуча, которой только бы распоряжения писать, да кляузы на людей собирать.

"Кокоток будем растить?" "Не кокоток, а женщин. Впрочем, вы вряд ли представляете, что это такое"
"Кокоток будем растить?" "Не кокоток, а женщин. Впрочем, вы вряд ли представляете, что это такое"

Герои фильма живут будущим, думают о том, кем быть. Искра - девушка, активистка, комсомолка, которая искренне переживает за одноклассников, в частности за одного - Сашу Стамескина, который бросил учёбу, а с его способностями должен стать гениальным авиаконструктором. Думает она исключительно о том, кто и как может принести стране пользу, не обращая внимания на некоторые более приземлённые вещи, свойственные девушкам - подросткам, но это больше от воспитания матери, которая является скорее всего каким - то партийным работником. По фильму особо то и непонятно, кто она такая, но видно - женщина очень жёсткая, жизнью побитая, в своём мнении настолько принципиальная, аж до непробиваемости. У неё тут даже имени нет - она товарищ Полякова, всё, не больше не меньше. Ходит в военной форме, была участницей Гражданской войны, что понятно с её же слов и слов директора авиазавода Леонида Люберецкого. Постоянно готовится к каким-то докладам. Вот из этого и можно делать какие - либо выводы о том, кем она является.

Товарищ Полякова
Товарищ Полякова

Упомянутый мной Леонид Люберецкий как раз и является ключевой фигурой в фильме. Именно встречи и разговоры с ним заложили в мировоззрении Искры некоторые вещи, о которых она раньше не думала размышлять: понятие истины (непреложной истины), мысли о том, кто же такой человек, попытки разобраться в понятиях долга, счастья. После встреч с ним она задаёт вопросы матери, на некоторые из которых товарищ Полякова реагирует достаточно резко.

Одна из встреч Искры с Люберецким
Одна из встреч Искры с Люберецким

Очень интересно, что фильм в целом сделан в чёрно-белых тонах, но некоторые моменты в нём сняты в цвете. Как я понял, это моменты, которые были особенными для героев фильма и были наполнены незабываемыми эмоциями, которые выбивались из общей будничной серости, которая сопровождает нас по всему фильму. Но это так, небольшое отступление. Вернёмся к Люберецкому. Фильм повествует нам об очень сложном времени в истории страны. Время репрессий, нескончаемых доносов и кляуз, арестов людей, в том числе и известных. Это же происходит и с Люберецким. В один вечер за ним приезжают чёрные воронки и увозят из собственной квартиры.

Арест Люберецкого. Чёрный воронок - это машина НКВД.
Арест Люберецкого. Чёрный воронок - это машина НКВД.

Вот с этого момента мы начинаем видеть кто есть кто. Когда я в первый раз смотрел фильм, я был практически уверен, что на Люберецкого донесла товарищ Полякова. Подумал я так, потому - что она за его идеи, которые при встречах от него впитала Искра, называет его неоинтеллигентом, что с её уст звучит практически как враг народа. Но я ошибся (к счастью). Кто это сделал, так и не станет известно, но товарищ Полякова после случившегося даже напишет письмо куда - то в руководящие органы, да и другим посоветует до поры ничего лишнего не говорить и не предпринимать, а о Люберецком отзовётся как о человеке, которого она знает, как она сама говорит, по Гражданской войне и по совместной работе в городе. Она же рекомендует директору школы не предпринимать ничего и никуда не писать.

Разговор директора школы и товарища Поляковой
Разговор директора школы и товарища Поляковой

Николай Григорьевич также уверен, что Люберецкий - чистейший человек. Но в этом уверены далеко не все. Например, Валентина Андроновна очень быстро поменяла своё мнение. Если раньше она отзывалась о Люберецком как об очень уважаемом человеке, то тут началась риторика о враге народа и, как следствие, всяческие попытки унижения его дочери. Вплоть до попытки заставить её отречься от отца и исключить её из комсомола.

Валентина Андроновна пытается заставить Вику Полякову отречься перед всеми от своего отца
Валентина Андроновна пытается заставить Вику Полякову отречься перед всеми от своего отца

Так же Люберецкого пытается всячески оскорбить за глаза и Саша Стамескин, которого Люберецкий устроил без образования на авиазавод. Но не все были такими. Одноклассники Вики Люберецкой поддержали её в трудную минуту и до конца отказались верить в виновность её отца. Но даже, допуская, что её отец может быть в чём то виноват, они настаивали на том, что она в этой ситуации не при чём. Но давление, оказываемое на Вику оказалось для неё сильнее, чем поддержка ребят. Она покончила жизнь самоубийством. Несмотря на все убеждения, чтобы не устраивать на её похоронах какую - либо панихиду и не произносить речей, Искра всё равно это делает, после чего у неё происходит сильный конфликт с матерью, но она всё равно проявляет твёрдость духа и характер.

Искра произносит речь на похоронах Вики Люберецкой
Искра произносит речь на похоронах Вики Люберецкой

Директора, видимо за поддержку Люберецкого и сомнения в его виновности, увольняют с поста в школе, а потом и вовсе исключают из партии. Ученики девятого Б и здесь проявляют себя с лучшей стороны и приходят к нему в гости, чтоб поддержать.

.пришли поздравить уже бывшего директора школы с Днём Великого Октября
.пришли поздравить уже бывшего директора школы с Днём Великого Октября

Вся эта история заканчивается тем, что Люберецкого отпускают. Одноклассники Вики прибегают к нему, чтоб выразить свою поддержку и соболезнования. Зина (одна из учениц) при этом произносит, что год такой тяжёлый, потому что високосный, а следующий год будет обязательно счастливый. А следующий год был 1941....

Следующий год счастливым не стал...
Следующий год счастливым не стал...

Дальше от имени директора школы идёт монолог об учениках и о том, что с ними стало в войну, точнее о некоторых из них и о том, как они погибли. Сколько таких учеников было в 1940-м, точнее в 1941-м весной, когда многие окончили школы, училища, техникумы, институты, университеты, строили планы на будущее, а завтра была война. И сколько в эту войну погибло и без вести пропало=погибло миллионов тех, кто даже ещё не начал жить, а так и погиб, не осуществив свои мечты, благодаря чему сейчас свои мечты и планы можем осуществлять мы. Поэтому давайте останемся благодарными всем тем, кто навсегда остался молодым, чтобы мы могли жить, и для которых мы просто обязаны жить достойно!

все изображения взяты в сети Интернет в свободном доступе без нарушения авторских прав