Музыкальные занятия являются одним из самых популярных видов полезного времяпрепровождения среди учащихся школьного и дошкольного возраста и их родителей. Тому подтверждение – огромный выбор организаций разного типа, предлагающих данной возрастной категории различные виды музыкальных занятий, в связи с чем у родителей часто возникают вопросы: куда отвести ребенка? Какой формат занятий подходит более всего? Какими критериями руководствоваться при выборе учебного заведения? Иногда ребенка отводят туда, где ближе, иногда туда, где бесплатно, некоторые же родители предпочитают вообще никуда не водить ребенка, отдавая предпочтение частным занятиям с педагогом на дому.
И все-таки каков же критерий, не имеющий отношения к вопросам оплаты и логистики, но имеющий отношение непосредственно к учебному процессу и его результатам? Давайте попробуем в этом разобраться.
– Хочу играть на гитаре (пианино, синтезаторе, саксофоне…)! – говорит ребенок.
И вот родители следуют вариантам, описанным выше (иногда, конечно, этого не случается, и ребенка не отводят «на музыку» по тем или иным причинам). Скажем подробнее об этих вариантах. Основываясь на собственном педагогическом опыте, могу сказать, что, выбирая ребенку учреждение для музыкальных занятий, следует прежде всего исходить из личностных особенностей самого ребенка, его пожеланий и, конечно, степени его загруженности другими кружками/секциями. Также при выборе образовательной организации во избежание недоразумений родителям следует ознакомиться с основными особенностями учебного процесса в каждом из видов учреждений.
При возникновении идеи об изучении музыки на ум первой приходит детская музыкальная школа или школа искусств (ДМШ, ДШИ). Подходит детям, проявляющим интерес к музыке и музыкальным инструментам, не обремененным большой разнообразной нагрузкой в виде кружков/секций и прочих видов активного досуга (это последнее условие на самом деле является обязательным, хотя довольно часто семья не отдает себе в этом отчета, ведь ДМШ (ДШИ) – это вторая школа, требующая большого количества времени и трудозатрат, а не кружок или секция) и имеющим достаточное количество времени для качественного выполнения домашнего задания. Самое главное, что необходимо иметь в виду, – это вторая школа с различными изучаемыми дисциплинами помимо основного. Например, если ребенок поступает в детскую музыкальную школу в класс фортепиано, помимо занятий по учебным предметам художественно-творческой подготовки, а именно «Музыкальный инструмент», то есть непосредственно обучение игре на фортепиано в размере 2 учебных часов в неделю в классе, одного учебного часа в неделю в хоровом классе, обязательными являются учебные предметы историко-теоретической подготовки – сольфеджио (полтора часа в неделю), слушание музыки (музыкальная литература, 1 час в неделю), а также учебный предмет по выбору «Ансамбль» (еще 1 час в неделю). Также по всем перечисленным дисциплинам предусмотрены домашние задания, где наиболее затратной по времени является непосредственно работа с основным инструментом, рекомендуемое время домашней практики в игре на фортепиано – три часа в день. Есть еще, конечно, ряд нюансов, но о всех говорить не буду, упомяну лишь один, встречающийся достаточно часто.
В свое время, работая в одной из московских ДМШ, я неоднократно слышал жалобы учащихся, музыкальным запросам (или, правильнее сказать, ожиданиям) которых содержание образовательной программы ДМШ совсем, по их мнению, не соответствовало. Один учащийся, например, рассказывал, что при выборе данного учебного заведения он полагал, что «его там научат играть на гитаре некоторые песни из репертуара групп «Кино» и «Король и Шут», а вместо этого он «получил гаммы, этюды и набор (как он считает) ненужных и скучных предметов». Сразу скажу, что в этой ситуации ДМШ, конечно, ни при чем. В данном случае учащийся и его родители изначально не ознакомились с образовательной программой учреждения, поэтому получили неверные ожидания. Однако если учитывать сам запрос учащегося (который, замечу, был им самим четко сформулирован), то можно сказать, что данный учащийся будет более гармонично себя ощущать в другом учебном заведении, о котором сейчас и пойдет речь.
Второй партнер в деле музыкального образования – учреждение дополнительного образования. Сюда же можно отнести всевозможные негосударственные образовательные организации подобного рода. Подходит детям, посещающим различные кружки/секции и желающим попробовать свои силы на музыкальном поприще. Образовательная программа учреждений дополнительного образования изначально предполагает потенциальную загруженность учащегося в рамках дополнительного образования помимо музыкальных занятий, что сказывается, безусловно, на всем учебном процессе. Например, домашнее задание носит рекомендательный характер и во многом зависит от амбиций учащегося. Также вместо строгой отчетности ДМШ и ДШИ – экзаменов, класс-концертов, зачетов и проч. – в данном случае на первый план выходит иная мотивация, например исполнение любимой композиции (в облегченном и сокращенном педагогом изложении), игра простых, но ярких композиций в ансамбле с педагогом, простейшие навыки импровизации и многое другое. Также формат музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования дает возможность подстроить учебный процесс под учащегося, который в рамках занятий может научиться самым простым и, как правило, желанным навыкам – сыграть «заветные три аккорда».
За время моей работы в ДДТ на Таганке в объединении «Веселые нотки» (обучение игре на фортепиано) было немало случаев, когда, начав с тех самых «трех аккордов», ребенок в процессе обучения серьезно увлекался игрой на музыкальном инструменте и через некоторое время поступал в ДМШ, причем сразу во второй или даже третий класс. Или же, например, получив навык игры на фортепиано, учащийся пробовал свои силы в игре на гитаре (в том числе в составе вокально-инструментального ансамбля) и скрипке (а бывало и наоборот), так как данный формат занятий дает возможность освоить основы мультиинструментализма без ущерба для остальных занятий в рамках дополнительного образования.
Таким образом, учреждения дополнительного образования дают детям и взрослым независимо от возраста и начальных знаний познать радость музицирования, раскрыть свой творческий потенциал и принять решение, нужно ли изучать музыку углубленно. Это в некотором смысле уникальные возможности музыкального образования, которое реализуется в учреждениях дополнительного образования, в том числе в ДДТ на Таганке.
Иван ЛАЗУТИН, композитор, пианист, педагог дополнительного образования Дома детского творчества на Таганке
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».