Сергей Александрович, мы говорили о том, как работать с молодыми людьми, что можно и нужно устраивать им знакомства с классикой, о том, что Шахназаров говорил. Но мы говорим об этом много лет. И говорить о том, что через компьютерные игры людям надо что-то рассказывать, и в соцсетях как-то иначе работать и выстраивать. К сожалению, «воз и ныне там» и несмотря на объективные технологические успехи, которые у нас есть; в искусственном интеллекте и его продвижении в том или ином виде; в тех технологиях, которые у нас развивают и многие из них на мировом уровне используют. Но мы обо всем об этом практически ничего не знаем, и молодежь не может понять, что это круто. Как ввести эту моду? Как на новом поле воевать с этим всем, что уже 30 лет к нам идет с Запада?
Сергей Михеев: «Вопрос не по зарплате». Это же не мы с Вами эти вещи определяем. Максимум, что мы можем делать – это то, что мы делаем на своем поле. А принятие решений на государственном уровне законопроектов, ассигнований – это к тем, кто должен слышать, но не слышит. Не знаю: может быть им сейчас какое-нибудь распоряжение дадут, и они прозреют. Был старый фильм «Праздник святого Йоргена», там играет замечательный наш комик Игорь Ильинский, немой фильм. Там чудесное исцеление хромого. Я за последний год с лишним вижу одно за другим чудесные исцеления! Люди, которые говорили одно или не говорили ничего, вдруг начинают говорить правильные вещи. И смотришь: говорят с такой убежденностью, как будто всю жизнь так думали! Слава Богу - хотя бы так. Может быть здесь тоже что-нибудь продвинется.
Здесь вопрос государственной политики. Потому что системной государственной политики по этому поводу не хватает. Вы говорите: «воз и ныне там». Не совсем так. Ситуация меняется к лучшему, просто она меняется очень медленно. В этом мире существуют разнонаправленные процессы, и процесс положительных изменений в сфере культуры есть, но протекает медленнее и не так уверенно, как процесс глобального давления на мозги, процесс разложения и т. д. Вот в чем проблема. Всегда хорошему и доброму дорогу проложить гораздо тяжелее, чем злому и внешне привлекательному. Тоже вопрос смысловой, метафизический. Зло всегда привлекательнее, и катиться вниз всегда проще, чем подниматься вверх. Чтобы подниматься наверх, надо карабкаться, прикладывать усилия, иметь терпение, цель. А чтобы катиться вниз к каким-то примитивным вещам, много ума не надо. Здесь достаточно красочной обертки.
То, что государственной политики в этой сфере не хватает, это так. Как это делать? Технически понятно. Нужно больше внимания уделять уровню образования, формирования информационной политики и т.д. Кто этим будет заниматься - другой вопрос. Многое упирается в то, что государство в условиях рыночной экономики вроде как ничем не должно заниматься. Экономикой – не должно; культурой – не должно; образованием, слава Богу, занимается в начальной школе, но была такая тенденция, что тоже не очень хочет этим заниматься. И собиралось оно на определенном этапе «гениальных» либеральных реформ и от этого избавиться.
Тогда получается: а кто должен заниматься? Например, что касается старого кино, можно было бы начать с массовой реставрации фильмов «Золотого фонда». Отбора фильмов и их реставрации, цифровизации, раскрашивания (где нужно), создания двух разных копий. Я не специалист по кино, но понятно, что через кино проходят очень многие вещи воспитательного характера. Надо устроить прокат этих фильмов. Пытались это делать, а потом всё уперлось в то, что эти сети частные, «А нам это не надо - мы ничего не собираем». Вопрос в том: или должна быть государственная киносеть, или государство должно субсидировать эти вещи, устраивать прокаты этих фильмов, потому что для многих они откроются, как совершенно новые. И показы в кинотеатрах, учебных заведениях, по телевидению; их обсуждения, разговоры. Да, какие-то точечные, единичные вещи есть, но чаще всего это усилия энтузиастов, которые могут собраться один раз. Они не могут системно заниматься такими вещами и их поддерживать. То есть, создание культурной политики, более осознанной с точки зрения формирования цивилизационного выбора.