Найти тему
C A E S A R

А вы знали, почему спартанцы по закону были обязаны делиться своими жёнами с другими мужчинами?

Оглавление

Древнюю Спарту обычно изображают как древнегреческий город, полный бесстрашных и сильных людей, воспитываемых по суровым военным законам, где не было места слабости.

Однако мало кто знает, что для своей эпохи — это было довольно прогрессивное общество, в котором мужчины уважали права и свободу своих женщин по сравнению с другими, более процветающими греческими полисами.

Да, спартанцы уважали своих женщин до такой степени, что для многих мужчин было в порядке вещей разрешать своим жёнам не только иметь равные с ними права и владеть правами на землю, но и даже выбирать себе других партнёров для зачатия и рождения детей.

Но почему спартанцы делились своими жёнами с другими мужчинам? И что наиболее важно, почему многие мужчины были обязаны делиться по суровым спартанским законам?

Сейчас подробнее поговорим об этом в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю

-2

В возрасте 7 лет всех спартанских мальчиков забирали из их семей, чтобы они прошли обязательную военную подготовку «Агоге» и заслужили свои гражданские права.

С 7 до 30 лет эти мальчики жили сообща, в особенно суровых казарменных условиях (например, мальчики почти не получали еды, если не учились воровать её — навык, который считался полезным во время военных кампаний. Хотя удачная и незаметная кража еды поощрялась, любой мальчик, пойманный на краже, мог бы быть выпорот в наказание).

В возрасте 20 лет спартанский мужчина уже считался взрослым солдатом, а также приобретал все права спартанского гражданина: мог воевать и жениться, а также зачать детей. Однако до 30 лет мужчина не мог жить с женой и детьми в одном доме, поскольку всё ещё был обязан делить казарму со своими боевыми братьями.

Спартанки же в это время обучались грамоте и также проходили обязательную военную подготовку наравне с мужчинами до 15 летнего возраста (но отдельно от них) и не играли никакой роли в армии.

Считалось, что женщины в Спарте должны были быть спортивными для обладания хорошим здоровьем и рождения сильных солдат, а также они должны уметь обращаться с оружием.

Брак был очень важен в Спарте

-3

Из-за своего милитаризированного общества, Спарта нуждалась в постоянном притоке молодых людей для поддержания своей военной мощи. Поэтому спартанских женщин и мужчин поощряли вступать в брак, и их стыдили в обществе, если бы они этого не сделали.

Из-за этого каждая женщина была вынуждена производить наследников (преимущественно) мужского пола, и это считалось центральной ролью и долгом женщин в спартанском обществе.

По сравнению с женщинами из Афин и других греческих полисов (городов-государств), спартанские женщины выходили замуж в более позднем возрасте и вели жизнь, в которой было больше свободы, чем в других греческих полисах.

-4

Поскольку женщины часто после брака жили не вместе со своими мужчинами, пока тем не исполнится 30 лет, спартанкам было разрешено владеть и управлять своей собственностью самостоятельно. В этом смысле они получали правовой статус, равный статусу мужчин, в отличие от греческих (а позднее и римских) женщин, у которых не было прав на владение частной собственностью.

  • Например, афинской женщине требовалось одобрение её мужа, брата, отца или опекуна для совершения любой коммерческой сделки, стоимость которой превышала стоимость бушеля ячменя, и наследница не имела права голоса при выборе мужа, который собирался управлять её наследством. Всё, что она наследовала, переходило к её сыну, как только он достигал совершеннолетия.
  • У спартанских же женщин были равные права на владение собственность вместе с мужчинами. Поскольку спартанские мужчины большую часть своей жизни жили в казармах и проводили на войне, у них оставалось очень мало времени для домашнего хозяйства. Поэтому часто женщины были предоставлены сами себе, вели личные дела так, как они считали нужным. Благодаря большому количеству рабов в спартанском обществе (называемых илотами), которые выполняли домашние обязанности и труд, женщины были вовлечены в управление, сельское хозяйство, городское планирование и тому подобное.

Когда спартанец умирал, то его сельскохозяйственные угодья, подаренные ему государством, возвращались государству. Однако, его частная земля переходила по наследству его жене и детям в равных долях (и мальчикам и девочкам). И случалось это очень часто, поскольку огромное количество мужчин в Спарте yмиpaли в довольно молодом возрасте из-за своей милитаристской культуры и постоянных вoйн.

Согласно сочинениям древнегреческого философа Аристотеля, уже при его жизни почти 2/5 всей земли Спарты принадлежали исключительно женщинам. А самые состоятельные спартанские женщины даже владели большей частью спартанских лошадей.

Однако, вернёмся к сути нашей статьи. Так почему же спартанцы по закону были обязаны делиться своими жёнами с другими мужчинами?

-5

Необычной чертой спартанского быта была так называемая «делёжка жен», существующая на законодательном уровне Спарты.

На эту традицию в своих трудах нередко ссылаются Полибий, Ксенофонт и Плутарх.

Вот как работал закон о «делёжке жен» в Спарте из существующих данных написанных древнегреческим историком Ксенофонтом в «Лакедемонской политии» и нескольких других его трудах:

  1. Ксенофонт писал, что этот закон позволял трём или даже четырём родным братьям иметь одну и ту же жену, чтобы предотвратить раздел их наследства на несколько гораздо меньших частей. А также, чтобы их земли (символ престижа в Спарте), не достались мужчинам из других семей и их потомкам. Любых детей, рожденных в результате подобных отношений, считали в равной степени принадлежащими всем. В ситуации, когда отцовство может быть неопределенным, и женщина, и её дети получали выгоду от того, что двое мужчин вносили свой вклад в их благополучие.
  2. Неженатый мужчина, желающий ребенка, но не обязанный иметь жену и дом за пределами казармы, по этому закону мог попросить одолжить ему жену для рождения ребенка у своего женатого собрата с которым он служил или воевал на войне. И по закону тот был обязан выполнить его пожелание (однако, при условии, что его жена согласится).
  3. Также многие бездетные (или потерявшие детей) мужчины более зрелого (или старческого) возраста были обязаны по этому закону делиться своими жёнами с более молодыми и здоровыми спартанцами, если не могли выполнить свой супружеский долг и обязанность перед государством, то есть — зачать ребёнка.
  4. В случае, если мужчина не хотел сожительствовать со своей женой, и тем не менее желал детей, которыми он мог бы гордиться, он имел право выбрать женщину, которая была матерью знатного рода и знатного происхождения. И если он получал согласие её мужа, то он мог сделать её матерью и своих детей. (с) Ксенофонт, «Лакедемонская полития» 1.8
  5. Однако, если какой-то мужчина попытался бы взять чужую жену по-собственному желанию (без разрешения её мужа) или силой, то ему могла грозить смертная казнь или изгнание.

Тот факт, что спартанская женщина могла родить ребенка от одного мужчины и быть замужем за другим, очень сильно критиковалось во многих греческих государствах.

Спартанские женщины очень быстро завоевали репутацию распущенных женщин среди греческих мужчин, не только из-за того факта, что спартанцы по закону были обязаны делиться ими с другими мужчинами, но и отчасти из-за их стиля одежды, а также брачных и культурных обычаев.

-6

Спартанки носили короткую (юбку) и дорический пеплос (платье), который имел длинный разрез сбоку, а также oгoлял многие женские части тела, что позволяло женщине удобнее передвигаться и показывать свою здоровую физическую привлекательность. Что было невообразимо пошло по мнению многих греков.

Бронзовые статуэтки также часто изображали спартанских спортсменок, соревнующихся в тунике, оставляющей одну их гpyдь oбнaжeннoй.

Историк Плутарх в своих трудах писал о том, что спартанские девушки публично исполняли oбнaжeнныe ритуальные танцы, и подразумевал, что девочки и мальчики соревновались бок о бок в oбнaжeннoм виде.

Еврипид пишет следующие строки: «Спартанские девушки не могли бы быть целомудренными, даже если бы захотели. Они уходят из дома в коротких платьях, виляя oбнaжeнными бедрами и делят гимнастические залы с юношами».

Для афинянина было немыслимо, чтобы женщина могла ходить в гимназию с мальчиками и заниматься спортом на глазах у мальчиков.

Из-за чего нередко афинские драматурги атаковали спартанских мужчин, когда описывали их повседневный быт. Описание жен врага как легкодоступных, а мужчин как «любителей мaльчиков» было (и остается) распространенным - хотя и несовершенным средством умаления врага.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Римским легионерам было запрещено жениться. Как солдаты справлялись с потребностью в женской ласке во время длительных военных походов?
C A E S A R26 октября 2022

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал C A E S A R. Это поможет нам создавать больше интересного контента.