Древнюю Спарту обычно изображают как древнегреческий город, полный бесстрашных и сильных людей, воспитываемых по суровым военным законам, где не было места слабости.
Однако мало кто знает, что для своей эпохи — это было довольно прогрессивное общество, в котором мужчины уважали права и свободу своих женщин по сравнению с другими, более процветающими греческими полисами.
Да, спартанцы уважали своих женщин до такой степени, что для многих мужчин было в порядке вещей разрешать своим жёнам не только иметь равные с ними права и владеть правами на землю, но и даже выбирать себе других партнёров для зачатия и рождения детей.
Но почему спартанцы делились своими жёнами с другими мужчинам? И что наиболее важно, почему многие мужчины были обязаны делиться по суровым спартанским законам?
Сейчас подробнее поговорим об этом в нашей новой статье:
Небольшой экскурс в историю
В возрасте 7 лет всех спартанских мальчиков забирали из их семей, чтобы они прошли обязательную военную подготовку «Агоге» и заслужили свои гражданские права.
С 7 до 30 лет эти мальчики жили сообща, в особенно суровых казарменных условиях (например, мальчики почти не получали еды, если не учились воровать её — навык, который считался полезным во время военных кампаний. Хотя удачная и незаметная кража еды поощрялась, любой мальчик, пойманный на краже, мог бы быть выпорот в наказание).
В возрасте 20 лет спартанский мужчина уже считался взрослым солдатом, а также приобретал все права спартанского гражданина: мог воевать и жениться, а также зачать детей. Однако до 30 лет мужчина не мог жить с женой и детьми в одном доме, поскольку всё ещё был обязан делить казарму со своими боевыми братьями.
Спартанки же в это время обучались грамоте и также проходили обязательную военную подготовку наравне с мужчинами до 15 летнего возраста (но отдельно от них) и не играли никакой роли в армии.
Считалось, что женщины в Спарте должны были быть спортивными для обладания хорошим здоровьем и рождения сильных солдат, а также они должны уметь обращаться с оружием.
Брак был очень важен в Спарте
Из-за своего милитаризированного общества, Спарта нуждалась в постоянном притоке молодых людей для поддержания своей военной мощи. Поэтому спартанских женщин и мужчин поощряли вступать в брак, и их стыдили в обществе, если бы они этого не сделали.
Из-за этого каждая женщина была вынуждена производить наследников (преимущественно) мужского пола, и это считалось центральной ролью и долгом женщин в спартанском обществе.
По сравнению с женщинами из Афин и других греческих полисов (городов-государств), спартанские женщины выходили замуж в более позднем возрасте и вели жизнь, в которой было больше свободы, чем в других греческих полисах.
Поскольку женщины часто после брака жили не вместе со своими мужчинами, пока тем не исполнится 30 лет, спартанкам было разрешено владеть и управлять своей собственностью самостоятельно. В этом смысле они получали правовой статус, равный статусу мужчин, в отличие от греческих (а позднее и римских) женщин, у которых не было прав на владение частной собственностью.
- Например, афинской женщине требовалось одобрение её мужа, брата, отца или опекуна для совершения любой коммерческой сделки, стоимость которой превышала стоимость бушеля ячменя, и наследница не имела права голоса при выборе мужа, который собирался управлять её наследством. Всё, что она наследовала, переходило к её сыну, как только он достигал совершеннолетия.
- У спартанских же женщин были равные права на владение собственность вместе с мужчинами. Поскольку спартанские мужчины большую часть своей жизни жили в казармах и проводили на войне, у них оставалось очень мало времени для домашнего хозяйства. Поэтому часто женщины были предоставлены сами себе, вели личные дела так, как они считали нужным. Благодаря большому количеству рабов в спартанском обществе (называемых илотами), которые выполняли домашние обязанности и труд, женщины были вовлечены в управление, сельское хозяйство, городское планирование и тому подобное.
Когда спартанец умирал, то его сельскохозяйственные угодья, подаренные ему государством, возвращались государству. Однако, его частная земля переходила по наследству его жене и детям в равных долях (и мальчикам и девочкам). И случалось это очень часто, поскольку огромное количество мужчин в Спарте yмиpaли в довольно молодом возрасте из-за своей милитаристской культуры и постоянных вoйн.
Согласно сочинениям древнегреческого философа Аристотеля, уже при его жизни почти 2/5 всей земли Спарты принадлежали исключительно женщинам. А самые состоятельные спартанские женщины даже владели большей частью спартанских лошадей.
Однако, вернёмся к сути нашей статьи. Так почему же спартанцы по закону были обязаны делиться своими жёнами с другими мужчинами?
Необычной чертой спартанского быта была так называемая «делёжка жен», существующая на законодательном уровне Спарты.
На эту традицию в своих трудах нередко ссылаются Полибий, Ксенофонт и Плутарх.
Вот как работал закон о «делёжке жен» в Спарте из существующих данных написанных древнегреческим историком Ксенофонтом в «Лакедемонской политии» и нескольких других его трудах:
- Ксенофонт писал, что этот закон позволял трём или даже четырём родным братьям иметь одну и ту же жену, чтобы предотвратить раздел их наследства на несколько гораздо меньших частей. А также, чтобы их земли (символ престижа в Спарте), не достались мужчинам из других семей и их потомкам. Любых детей, рожденных в результате подобных отношений, считали в равной степени принадлежащими всем. В ситуации, когда отцовство может быть неопределенным, и женщина, и её дети получали выгоду от того, что двое мужчин вносили свой вклад в их благополучие.
- Неженатый мужчина, желающий ребенка, но не обязанный иметь жену и дом за пределами казармы, по этому закону мог попросить одолжить ему жену для рождения ребенка у своего женатого собрата с которым он служил или воевал на войне. И по закону тот был обязан выполнить его пожелание (однако, при условии, что его жена согласится).
- Также многие бездетные (или потерявшие детей) мужчины более зрелого (или старческого) возраста были обязаны по этому закону делиться своими жёнами с более молодыми и здоровыми спартанцами, если не могли выполнить свой супружеский долг и обязанность перед государством, то есть — зачать ребёнка.
- В случае, если мужчина не хотел сожительствовать со своей женой, и тем не менее желал детей, которыми он мог бы гордиться, он имел право выбрать женщину, которая была матерью знатного рода и знатного происхождения. И если он получал согласие её мужа, то он мог сделать её матерью и своих детей. (с) Ксенофонт, «Лакедемонская полития» 1.8
- Однако, если какой-то мужчина попытался бы взять чужую жену по-собственному желанию (без разрешения её мужа) или силой, то ему могла грозить смертная казнь или изгнание.
Тот факт, что спартанская женщина могла родить ребенка от одного мужчины и быть замужем за другим, очень сильно критиковалось во многих греческих государствах.
Спартанские женщины очень быстро завоевали репутацию распущенных женщин среди греческих мужчин, не только из-за того факта, что спартанцы по закону были обязаны делиться ими с другими мужчинами, но и отчасти из-за их стиля одежды, а также брачных и культурных обычаев.
Спартанки носили короткую (юбку) и дорический пеплос (платье), который имел длинный разрез сбоку, а также oгoлял многие женские части тела, что позволяло женщине удобнее передвигаться и показывать свою здоровую физическую привлекательность. Что было невообразимо пошло по мнению многих греков.
Бронзовые статуэтки также часто изображали спартанских спортсменок, соревнующихся в тунике, оставляющей одну их гpyдь oбнaжeннoй.
Историк Плутарх в своих трудах писал о том, что спартанские девушки публично исполняли oбнaжeнныe ритуальные танцы, и подразумевал, что девочки и мальчики соревновались бок о бок в oбнaжeннoм виде.
Еврипид пишет следующие строки: «Спартанские девушки не могли бы быть целомудренными, даже если бы захотели. Они уходят из дома в коротких платьях, виляя oбнaжeнными бедрами и делят гимнастические залы с юношами».
Для афинянина было немыслимо, чтобы женщина могла ходить в гимназию с мальчиками и заниматься спортом на глазах у мальчиков.
Из-за чего нередко афинские драматурги атаковали спартанских мужчин, когда описывали их повседневный быт. Описание жен врага как легкодоступных, а мужчин как «любителей мaльчиков» было (и остается) распространенным - хотя и несовершенным средством умаления врага.