Найти тему
Вера Шоу

Треугольник Карпмана

Задумались ли Вы, когда в нашу культуру и менталитет пришло знание, что жертвой быть не ок?

У меня есть ощущение, что это знание пришло к нам вместе с анекдотами про блондинок, когда СССР пал, и в Россию ворвалась западная культура.

И вроде многие из нас осознали, что жертва имеет свои выгоды и не берет на себя ответственности, соответственно, не является автором своей жизни.

Структура Драматического треугольника

При этом, насколько популярно знание, что жертва есть там, где есть преследователь и спасатель? И насколько мы находимся вне треугольника Карпмана, когда после очередного тренинга личностного роста не выдаем нашему вечно жалующемуся другу: «Ты просто жертва и не хочешь брать на себя ответственность за свою жизнь!»?

Если он жертва, то не являлись ли мы его спасателем до тренинга, а после тренинга не превратились ли в преследователя?

Поговорим сегодня о драматическом треугольнике Стивена Карпмана, чтобы осознанней подходить к взаимоотношениям в своей жизни.

Роли в Драматическом треугольнике

Итак, идея треугольника была позаимствована из системной психотерапии, использованная впервые Мюрреем Боуэном для описания динамики взаимоотношений в семье, состоящей из ребенка, матери и отца, при этом у ребенка патология развития головного мозга.

Треугольник Победителя: Преодоление игровых ролей

Стивен Карпман использовал идею треугольника для анализа игр, в которые играют люди, и сценариев жизни, на примере анализа сюжета «Красной шапочки». Он предложил рассмотреть сюжет, как переключения ролей и местоположений во времени. Так он уложил формулу игры, предложенную Эриком Берном: серия транзакций, имеющая Крючок, Клев, Переключение и Смущение и ведущая к Расплате; в графический вид.

В идее Драматического треугольника люди играют одну из сценарных ролей:

  • Преследователя,
  • Спасателя или
  • Жертвы.

Преследователь – человек, унижает и принижает других людей, считающими их неспособными думать, брать на себя ответственность, чувствовать себя ОК.

Спасатель занимает позицию: «Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь».

Жертва – «я не могу сам(а) справиться со своими проблемами», и она периодически ищет Преследователя, чтобы убедиться, что он(а) не ОК, периодически Спасателя, который подтвердит ее беспомощность.

В игре Жертва может легко превратиться в Преследователя, а Спасатель в Жертву – и тогда, людей сыгравших в игру ожидает Расплата.

Применение Треугольника Победителя в повседневной жизни

В 1990 году австралийка Эйси Чой заметила, что не всегда человек, переживающий уязвимость, является Жертвой, а человек, альтруистически настроенный, является Спасателем, и она предложила Треугольник Победителя: исключив обесценивание, свойственное всем трем ролям драматического треугольника, и заместив каждую роль специфическими навыками свободного от игр общения.

Чтобы не пересказывать обе статьи, ссылки ниже:

http://www.institute.mir-ta.ru/stati/treugolnik-pobeditelja/?ysclid=lj2xavo1f295063377

http://www.transactional-analysis.ru/script/200-fairytales?ysclid=lj2wn16vew657306879