Найти тему
Анатолий Цыганков

Приостановить или уйти?

Глава Петрозаводска В. Любарский оттачивает стрелковое мастерство.
Глава Петрозаводска В. Любарский оттачивает стрелковое мастерство.

Глава Петрозаводска В. Любарский муниципальную службу меняет на воинскую. Возникли вопросы.

Глава Петрозаводска Владимир Любарский провёл сегодня традиционную планёрку, проходят которые в столичной администрации по понедельникам. Всё как обычно. На этот раз самой скандальной темой стало нахальное покушение частных пассажирских перевозчиков на уже не принадлежащие им городские маршруты. Мэрия в рамках эксперимента по регулированию тарифа для частного общественного транспорта - о фиксированной стоимости проезда речь идёт - передала несколько маршрутов предприятию, согласившемуся на условиях Петрозаводской администрации возить пассажиров. Это означало, что никто из других автоперевозчиков не имел права работать на данных линиях. Однако, как ни странно, частные автокомпании, прежде здесь работавшие, как ни в чём ни бывало вышли на маршруты, где их не должно быть. А чтобы отбить пассажиров у законных автоперевозчиков, на десять рублей снизили стоимость проездного билета. Понятно, мэрия на это отреагирует и понудит своевольцев не препятствовать законно организованному эксперименту.

Безусловно, тема эта важная, но всех присутствовавших на заседании в мэрии больше интересовало - как глава Петрозаводска Владимир Любарский представляет свою дальнейшую судьбу: он уходит с должности мэра или остаётся столичным главой?

Вчерашнее публичное заявление Любарского, размещённое на его странице «ВКонтакте», о том что он добровольцем уходит по контракту в зону специальной военной операции, подняло волну обсуждений в обществе (преимущественно все восхищались поступком главы города), но неизбежно возникал вопрос: кто вместо него останется на городском хозяйстве?

Тут два варианта возможны. Либо Любарский слагает градоначальнические полномочия и тогда запускается процедура избрания нового мэра Петрозаводска. Либо другой вариант - он приостанавливает на время свои руководящие полномочия и тогда обязанности мэра станет вместо него исполнять кто-то другой, до момента его демобилизации. По крайней мере, теоретически так всё выглядит.

Глава республики Артур Парфенчиков, откликаясь на решение Любарского, сказал, что мэр Петрозаводска «по возвращении должен иметь право вернуться на прежнее место работы» (цитирую Парфенчикова). Из чего ясно следует, что губернатор считает правильным - не уходить Любарскому с должности главы города, а приостановить ему муниципальную службу, чтобы после завершения контракта с Минобороны РФ вернуться на прежнюю работу, то есть нынешнюю.

Коли так, подсказывает логика, на время действия военного контракта Любарского кто-то из его замов станет руководить Петрозаводском.

В принципе, согласно действующему закону, государственный и муниципальный служащий, принимающий решение по контракту стать участником специальной военной операции, сохраняет за собой занимаемую им должность. Это значит, что когда у него завершится контракт с Министерством обороны и он вернётся домой, то ему обязаны предоставить прежнее место муниципальной службы. Этот так. Но есть нюансы, в которых надо разбираться.

Дело в том, что глава города - это выборное должностное лицо местного самоуправления (ФЗ-131) и относится к категории лиц, замещающих муниципальную должность. То есть, мэр Любарский - не муниципальный служащий (в этих юридических тонкостях простому смертному не просто разобраться). Одним словом, ещё раз повторю: Любарский - не муниципальный служащий и его работодатель не обязан сохранять за ним рабочее место, если он отправится исполнять воинскую службу. Следовательно, работодатель, в лице депутатского корпуса Петросовета, должен расторгнуть с ним пятилетний контракт. Напомню, именно депутаты горсовета избрали главу города Любарского и он в рамках договорных отношений с представительным органом власти должен исполнять свои трудовые обязательства (руководить городом), а если по объективным причинам не может этого делать, то придётся досрочно разорвать контракт.

То есть, передать выборную должность нельзя. Никто из его заместителей не является избираемым лицом, все эти люди именно муниципальные служащие. Любарский их работодатель, он пригласил их в мэрию на работу. Горсовет от лица жителей Петрозаводска не вступал в трудовые отношения с его заместителями, а значит и право делегирования Любарским его персональных (!) полномочий кому-либо сомнительно, а правильнее даже сказать - невозможно.

Тогда что? Он должен сложить полномочия главы города? Да, это не исключается. Но в таком разе должна завершиться градоначальническая карьера В. Любарского. И уже что-то другое появится в его профессиональной жизни после возвращения из зоны специальной военной операции.

Ещё раз скажу, мэр города избирается. Не важно, будь это всенародные и всеобщие выборы или выборы только депутатами – это всегда публичное, состязательное действие, в котором участвует конкретный кандидат на должность главы городского самоуправления. Временное замещение, скажем, в случае болезни или отпуска мэра, возможно его заместителями, но в данном случае, когда бессрочная командировка, выглядит всё сложнее с юридической точки зрения.

В. Любарский, как и любой контрактник, подписывающий договор о военной службе с Министерством обороны России, попадает в довольно щекотливую ситуацию. Хотя и считается, что контракт заключается на определённый временной срок (на полгода, на год или другой какой отрезок времени), но Минобороны в одностороннем порядке может его продлить. В Петрозаводске уже есть правовой казус, когда контрактник, исполнив свои трудовые обязательства, отслужив положенное, вернулся домой. Где неожиданно узнал, что он уклоняется от службы, потому что Минобороны контракта с ним не расторгало. Звучит всё это странно и даже двусмысленно, но гражданин задержан и может быть наказан за то, что покинул место службы. Это прямо сейчас происходит. Кстати, не исключено, что данное правовое обстоятельство и потребовало срочно вводить обязательные отпуска для контрактников, уходящих на службу в зону СВО. Отдых-то им всё равно нужен.

Может в таком же срочном-бессрочном контрактном состоянии оказаться В. Любарский? Кто сказал, что нет? Или губернатору придётся отмазывать его от продолжения воинской службы?

Так как быть: приостанавливать или слагать должностные полномочия Владимиру Любарскому?

P.S. Уже после публикации данной статьи у меня состоялся разговор с самим Владимиром Любарским. Считаю нужным вкратце его пересказать. Это важно. Потому что всё происходящее сейчас вокруг фигуры главы Петрозаводска В. Любарского вызывает повышенный общественный интерес и лучше не допускать неточностей или недоговорённостей.

Начну с вопроса: на какой срок отправляется служить В. Любарский и возможно ли его продление? Контракт с рядовым Любарским будет заключён на три месяца. Он может быть продлён по инициативе самого Любарского. А может быть и прекращён. У Любарского особый правовой статус. По причине того, что по возрасту он уже за рамками призывного состояния, то автоматически контракт с ним не может быть продлён. Только с его личного согласия это может произойти. Сам он, по понятным причинам, не заглядывает за горизонт трёх месяцев.

Служить в армию Любарский идёт именно рядовым бойцом, хотя имеет специальное звание – майора (в этом звании он уходил в запас из правоохранительных органов).

Контракт на участие в специальной военной операции у него будет заключён с добровольческим отрядом «Ахмат», а не напрямую с Минобороны. Понятно, что у «Ахмата» имеется свой контракт с министерством обороны России. Почему именно в «Ахмат» вступил Любарский, он сам на свой странице «ВКонтакте» объяснил: потому что проходил обучение по программе Спецкурса-1 в Российском Университете Спецназа, находящемся в чеченском Гудермесе. Никаких других (скрытых) мотивов нет.

Анатолий Цыганков