Продолжаем сериал со сбором двигателя из запчастей.
Сегодня устанавливал впускной и выпускной коллекторы, и устанавливал двигатель на его законное место в машине.
Шпильки, гайки, и прокладку взял из набора.
Шайбы в наборе слишком широкие, не на все места можно установить. На некоторые шпильки установил старые шайбы. Вот интересно мотивы тех, кто формирует такие наборы? Хотя, возможно на новых модификациях коллекторов все подходит, я все же использую 2011 года выпуска впускной коллектор.
Длинные шпильки вкручиваются в резьбу наплыва, который в народе называют "лифчик". На старой ГБЦ я как то перетянул и сломал эти наплывы, думал придется менять ГБЦ, но люди добрые наплавили с аргоном, я нарезал новую резьбу и стало норм. Так головка и проходила оставшееся время.
Из интересного, в блоке есть глухие отверстия под штифты (см. выше снимок, стрелочками указано). На старом блоке отверстия были, штифтов не было. Нашел в интернете, что это направляющие штифты 10 х 25 мм. В магазине таких не оказалось. Продавец уже посетовал, что я спрашиваю такие вещи, которые у них никогда не продаются.
Сделал штифты из болта на 10, из той части, на которой резьбы не было. Посадил на герметик. Забегая вперед, скажу, что толку с них, как мне кажется, как с козла молока. Решил оставить, раз уж заморочился и поставил.
Обезжирил поверхности, на коллекторах очистив от старой прокладки. Другого герметика не наносил. Установил сначала впускной коллектор (у него круглые отверстия), наживив гайки, потом выпускной.
С выпускным была история. Когда нужно было поменять прокладку, это было мучение. Снимал только монтировкой, а установка просто кошмар, коллекторы не вставали на место, хоть ты тресни. Потом выпускной прогорел наконец на выходе и я решил его заменить. Новый встал отлично, спокойно и без мучений. А я уж думал, что мучения это норма. И сейчас на новую ГБЦ тоже установил оба коллектора без проблем. Возможно технология литья несколько улучшилась и размеры соблюдаются более точно.
Снова подумал, что устанавливать оборудование на снятом двигателе с хорошим доступом, одно удовольствие. Начинаю задумываться, не снимать ли двигатель, для проведения каких то работ🤣
Гайки крутил сначала слегка все, потом динамометрическим ключом на 2-3 кгс/м. Снова опасался вырвать из "лифчика", но обошлось. Посмотрим как будет в работе.
С заглушкой, которая слева ниже от выпускного коллектора, на снимке латунная, тоже маета. Что туда вкручивается не нашел. Пишут, что на скорых там ставится кран, который питает систему обогрева. Родную пробку заглушку не нашел где купить. Купил какую то у нас, вкручивается на половину и встает. Вероятно там конусная резьба. Если не найду что то другое, оставлю её, посажу на герметик.
Возник в голове вопрос об охлаждении. Кто то пишет, что четвертый цилиндр плохо охлаждается, высверливают ГБЦ сверху, сзади слева, там есть площадка, и вворачивают штуцер, делая дополнительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Существуют в природе еще задние крышки со штуцером, тоже охлаждающая жидкость куда то выводится, ну и краник для печки отопителя скорой тоже имеет место быть. Подумаю об этом потом, быть может, картина двигателя теперь понятна стала, есть повод для размышления.
Вообще, когда начинаешь работу, думаешь: "Раз уж занялся, можно ещё то сделать и это улучшить, заодно". Но в процессе работы усталость, что ли накапливается и уже хочется просто скорее закончить, и увидеть наконец результат трудов своих. Тем более то там, то тут потенциальный косячок образовывается и грызет мозг. И хочется уже определиться, нормально все или не очень.
Двигатель все больше становится похожим на двигатель.
Остальное решил собрать уже на месте. Доступ хороший, вес немного меньше и меньше риск повредить при установке.
Установку произвел, так же как и съем, с помощью полиспаста. Лестницу на этот раз привязал к дереву, помня, что в прошлый раз она чуть не упала.
Добавил еще пару блоков, думая добавить ещё усилие и облегчить себе работу. Но, похоже, ошибся. Карабин узкий и в процессе блоки друг друга сжимали и тормозили, приходилось рукой передергивать веревку.
Веревкой обвязал двигатель в три петли (так получилось), следя за тем, чтобы усилие шло на силовые элементы. В общем то, на двигателе есть специальная железяка для съема двигателя. Но она крепится всего на 2 болта с переднего края ГБЦ, побоялся сдернуть что-нибудь, хоть инженеры и рассчитали наверняка, но береженого бог бережет.
Напомню, что веревка у меня не бытовая, а альпинистская, не супер-пупер дорогая, но производитель утверждает, что выдерживает рывок на 2 тонны.
С тем и начал потихоньку.
То ли из-за возросшего веса двигателя, теперь он был с коллекторами и ГБЦ, то ли из-за подклинивающих блоков, но тянуть пришлось двумя руками и весом.
Ещё оказалось, что нужно было подвешивать так, чтобы задняя часть двигателя была ниже передней, иначе колокол упирается в кабину и двигатель не заходит далее назад. А у меня получилось, что висит двигатель параллельно земле. Перевязывать не стал, пришлось помучатся заталкивая. Прикручивал на рым болт, предназначенный для буксировки, и майновал потихоньку, упираясь в двигатель.
В общем установил.
Опыт показал, что можно в одно лицо это делать (особенно, если это стокилограммовое лицо), весьма вспотев, но лучше, если есть возможность, делать это вдвоем.
Попал на болты подушки, сначала справа прихватив, потом уже надвинув на левый, прикрутил, пока двигатель висел на веревке. Потом подложил под маховик доски на блоках бетонных (у меня как раз накапливаются для постройки столбов для мастерской) и опустил двигатель.
Самая тяжёлая часть работы позади. Оправдалось решение установить ГБЦ и коллекторы, пока двигатель извлечен из машины. Это сэкономило силы и время за счет удобства работы.
Из нелегкого осталась ещё установка коробки передач. Плюс осталось дособрать оставшееся.
Для всего этого надеюсь выделить время уже завтра, о чем и поведаю в следующей статье.
Предыдущие статьи можно увидеть в подборке "Ремонт автомобиля".
Кому интересно, чем закончится самостоятельная сборка двигателя из деталей, подписываемся.
Покритиковать можно в комментариях.
Всем удачи!