Олдскульная игра, воскрешенная на новой графике, но с некоторыми старыми причудами
Игровых ремейков выходит такое множество, что их давно можно разделить на две условные группы: на нужные и ненужные. Ну вот взять, к примеру, прошлогоднюю The Last of Us: Part 1. Можно ли сказать, что оригинальная TLOU, которая в 2014 получила отличный ремастер для PS4, остро нуждалась в еще одном графическом обновлении? Риторический вопрос. С другой стороны, есть такие игры, как вот System Shock 1994 года, состарившиеся настолько, что большинство современных геймеров не продержатся в них и 5 минут. Именно поэтому, кто бы что ни говорил, а авторов переосмысления System Shock нельзя упрекнуть в корыстной погоне за трендом ремейкинга всего и вся: уж кто-кто, а они-то точно годами делали проект, который был по-настоящему необходим.
Оригинальную System Shock часто называют прародительницей immersive sim, но это несколько ошибочное утверждение. Вот ее сиквел, System Shock 2, вполне попадает под такое определение, однако у первой части нет ключевой характеристики immersive sim — вариативности в решении задач. Здесь нет особого простора для творческих экспериментов во время прохождения, так как нет сложной симуляции мира со своими законами, поощряющей нестандартное мышление. На самом деле System Shock правильнее отнести к играм жанра dungeon crawler, что в общем-то не так уж и удивительно, учитывая, что источником вдохновения для нее послужила Ultima Underworld 2. System Shock — это игра про комплексный многоуровневый лабиринт, где игрок должен искать ключи от дверей, а также новое оружие и ресурсы, необходимые для выживания.
Как и первоисточник, ремейк рассказывает историю безымянного хакера, которого похитили, отправили на космическую станцию и вынудили взломать местный ИИ под названием SHODAN. Сразу после такого вмешательства искусственному интеллекту сорвало крышу, он взял под контроль охранные системы станции, начал убивать людей или превращать их в киборгов, а также строить планы по «модернизации» всей человеческой расы. Предсказуемо только хакер способен разобраться с безумным компьютером со склонностями к геноциду.
SHODAN, к слову, всегда считался одним из самых ярких антагонистов в истории видеоигр и, надо признать, вполне заслуженно. Присутствие ИИ ощущается повсюду: он следит за игроком через камеры видеонаблюдения, периодически посылает своих прихвостней убить хакера, а также регулярно докучает ему словесными угрозами. При этом SHODAN воспринимается вполне себе как живая личность, страдающая от очень даже человеческой проблемы — комплекса бога.
Сюжет ремейка в точности повторяет оригинал, как и, собственно, вся структура игры в целом. Ветеран System Shock сможет спокойно и без особых проблем сразу понять, куда нужно идти и что нужно делать, да и древние гайды из 90-х наверняка окажутся полезными, если геймер где-то вдруг застрянет. Что же тогда нового в ремейке? Три вещи: графика, интерфейс и управление.
Скачок графики от старой версии System Shock к новой сложно переоценить: нет, игра не выглядит прям настолько круто, чтобы причислить ее к ААА-блокбастерам, но достаточно современно, чтобы в полной мере прочувствовать уникальную атмосферу киберпанк-хоррора, которую вы не найдете в других играх. А главное — ориентироваться в полноценном 3D-пространстве с реалистичным освещением теперь куда проще, чем почти 30 лет назад на старой графике.
Осовремененную картинку дополняют нормальный, удобный в использовании интерфейс и стандартное для сегодняшних шутеров управление. Наконец-то нет ощущения, что ты запустил симулятор летчика-испытателя со множеством непонятных показателей на экране (это что там вообще за график в левом углу? Курс валют или что?). То есть ремейк выполняет одну из самых важных функций любого ремейка — существенно снижает порог вхождения в старую игру.
Тем не менее хоть порог вхождения и стал ниже, полностью он все же не исчез. Исследовать запутанные коридоры космической станции, открывать все более крутые и крутые футуристические стволы, и сражаться с гротескными киборгами и роботами — крайне увлекательное времяпровождение, но нельзя сказать, что оно совсем лишено фрустраций. Дело в том, что авторы ремейка решили остаться верными олдскульному представлению свободы геймера. В новой System Shock совершенно никто не держит игрока за руку: за всю игру нет ни малейшего намека, куда нужно идти или что нужно делать. Нередко критики хвалят такую философию геймдизайна в играх (когда речь идет о souls-like, например). Но вот конкретно System Shock явно не хватает хотя бы минимальных подсказок в плане навигации, так как дизайн уровней тут чрезвычайно комплексный, а визуальная стилистика иногда сбивает с толку. Здесь повсюду светятся электронные панели с бесчисленным количеством разноцветных лампочек, из-за чего иногда сложно понять, где именно ты находишься или с какими приборами можно взаимодействовать, а с каким нельзя. Другими словами, без идеальной визуальной памяти, гайда, а еще ручки с блокнотом пройти System Shock будет не так уж легко.
Если блуждания по лабиринту вас не смущают, то System Shock (2023) вполне можно рекомендовать к ознакомлению. Это не такой впечатляющий дорогой ремейк, как Resident Evil 4 или Dead Space, но в какой-то степени более важный, поскольку он выполняет исконное предназначение подобных проектов — омолаживает объективно старую игру. Причем омолаживает не до конца, а лишь частично: в достаточной мере, чтобы не спугнуть игроков, но при этом полностью не растерять хардкорность, которой славятся классические игры 90-х.
Оценка: 7.5/10