Заброшенная ткацкая фабрика в Боровске повторяет историю нашей страны.
Изначально фабрика была двухэтажной фабрикантов-промышленников Полежаевых, это было во времена царя. Один этаж достроили про коммунистах, а заодно и переименовав фабрику в "Красный Октябрь". А в 90-е годы предприятие попало не в те руки и в итоге оказалось заброшенным… Но, не всё так плохо, как кажется…
А сейчас более подробно.
Пётр Михайлович Полежаев (1836-1901) рано остаётся сиротой и его усыновляет купец Яков Беляев, у которого был кирпичный дом (ныне ул. Ленина 18, ранее ул. Успенская) и лавка на торговой площади. После смерти имущество переходит к Петру.
Сейчас в этом доме в Боровске на улице Ленина 18 известен как Городская усадьба Полежаевых, а в здании располагается «Музей истории предпринимательства». Экскурсии ведёт правнучка Петра Михайловича – Евгения Алексеевна Полежаева.
Пётр Михайлович Полежаев женится на девушке из состоятельной семьи – Марии Яковлевне Голофтеевой, в их счастливом браке рождается пятеро детей (4 мальчика и девочка).
Семья была религиозной – староверы. Строго соблюдали традиции, молились утром после сна, после еды. Питались скромно, мясо не более 2 раз в неделю, вино только по праздникам. Безделье в семье не поощрялось.
В доме висел плакат с надписью: «Хоть что-нибудь да делай».
Торговля не приносила достаточного дохода, чтобы содержать большую семью, поэтому было решено заняться кустарным ткачеством платков дома. Цветную пряжу покупали в мотках у московских купцов. Дома изготавливалась основа на ручной сновальной машине.
Позже Пётр Михайлович переносит производство в арендованную избу близ Боровска. Там были установлены ручные ткацкие станки, на которых работали мужчины. А женщины занимались ручной перемоткой пряжи на катушки.
И в 1887 году официально была зарегистрирована фабрика.
Петр Михайлович вместе с сыновьями Иваном, Георгием, Николаем и Пафнутием открывают ткацкую фабрику. Целых 100 лет до 1990-х годов эта фабрика была основой процветания города.
На фабрике было 25 станков, на которых работали 45 мужчин и 25 женщин. Фабрика приносила доход и было решено расширяться.
В 1893 году на окраине города строят большое двухэтажное кирпичное здание, в которое и переносят своё производство. Число рабочих возросло до 140 человек. Компания называется «П.М. Полежаев и Ко».
Фабрика была делом и смыслом их жизни.
Георгий Петрович Полежаев написал стихотворение:
Вдруг зазвучит
фабричный гудок,
эхом отзовется вдали.
Он напомнил родной уголок,
где с братом
лучшие дни провели…
…Цели достигли
упорным трудом,
По торной дороге шли смело.
Вырос Торговый наш Дом,
Создалось Любимое Дело.
В 1901 году Пётр Михайлович умирает, но это не привело к упадку, сыновья продолжают дело своего отца, предприятие стало называться: «Ткацкая красильно-аппретурная фабрика торгового дома П.М. Полежаева сыновья».
Иван руководил производством, он работал как технолог, механик, строитель.
Николай работал красильным мастером и заведовал хозяйственной частью.
Георгий и Пафнутий переехали в Москву и занимались продажей продукции через «Торговый дом П.М. Полежаева сыновья».
Фабрика не отставала от времени, модернизация постоянно проводилась. В 1900-х на фабрике появилось электричество, появились механические ткацкие станки взамен ручных.
В 1910 году, 28 июля, в доме Полежаевых останавливался Великий Князь Михаил Александрович Романов. Это написано на мемориальной доске, которую не так давно установили на доме Полежаевых в Боровске.
В 1913 году фабрика Полежаевых считалась крупным предприятием Калужской губернии.
На фабрике уже работало 300 работников. Основными изделиями были: вигоневые (двухсторонние) жаккардовые платки на кручёной хлопчатобумажной основе, клетчатые шерстяные платки, платки из козьего пуха, шарфы и одеяла.
Во время первой мировой войны фабрика меняет профиль и на ней изготавливаются необходимые для фронта: шинельное сукно, одеяла, шарфы, портянки и даже мины.
Николай Петрович был одним из инициаторов создания вольно-пожарного общества.
Дружина пожарных состояла из 50 человек, был пожарный обоз и дежурный на каланче.
Полежаевы вместе с другими членами правления снабжали пожарных снаряжением, спецодеждой, парадной формой, содержали обоз.
Всё перечеркнула революция 1917 года.
Полежаевы лишились всего, что было создано трудом двух поколений: самой фабрики и домов в Боровске и в Москве.
На фабрике появляется новое правление. Предприятие переименовывают в «Красный Октябрь».
По просьбам рабочих Ивана и Николая оставляют на производстве, как специалистов, но кратковременных арестов избежать не получилось.
Иван работает техническим руководителем, а Николай – директором. Предприятие испытывает не мало трудностей: нехватку сырья и топлива.
В 1924 году умирает Иван Петрович Полежаев.
После усиления репрессий Николая ссылают в Армению в Ленинакан в 1929 году, на строительство хлопчатобумажной фабрики.
К началу 30-х годов все Полежаевы опасаясь арестов и репрессий, уезжают из Боровска. В это время в Москве идёт программа «уплотнения», и они вселяются в квартиры к друзьям и родственникам.
Судьба внуков Петра Михайловича была сложной. Некоторые из них погибли в тюрьмах и ГУЛАГе, но большинство из них - выжило.
Вернёмся же к фабрике.
После революции фабрика испытывала нехватку сырья и топлива, но не останавливалась ни на день. Во многом была заслуга именно братьев Полежаевых, они хорошо знали весь технологический процесс работы на фабрике.
Однажды, когда закончилась нефть – вернулись к старой паровой машине, которую не использовали уже около 10 лет. А в это время отправили лошадей с бочками на железнодорожную станцию за топливом.
Рядом с фабрикой есть торфяные болота, долгое время фабрика отапливалась именно торфом.
К 1940 году была проведена реконструкция, были увеличены производственные площади, был достроен третий этаж, увеличены были и объёмы выпускаемой продукции, а на фабрике уже работали 2000 человек.
В начале Великой Отечественной войны большая часть работников ушла на фронт. Из них 50 человек погибли в боях, им установлен памятник на территории предприятия.
Основными работниками фабрики стали женщины, фабрика в военное время работала ежедневно, без выходных.
Но случилась необычная история, неожиданно на фабрику не вышли 72 работницы, это было воскресенье. В ходе разбирательств выяснилось, что по какой-то причине детский садик и ясли не работали в воскресный день, а женщинам не с кем было оставить своих малышей.
В ходе немецкой оккупации предприятие было частично разрушено. Буквально через месяц была восстановлена электростанция и 25 станков.
Основной продукцией того времени было шинельное сукно.
Самой большой проблемой была нехватка кадров, молодежь обучали непосредственно на фабрике.
После войны многие возвращались на фабрику, несмотря на тяжёлые ранения и инвалидность.
В послевоенный период предприятие активно развивается, расширяется ассортимент продукции. Выпускают различные виды шарфов: махровые, гладкие, многоцветные клетчатые, легкие жаккардовые. Шерстяные боровские палантины оказались на Всемирной выставке в Брюсселе.
Девиз того времени «Выполнить и перевыполнить план!»
Отличный труд поощрялся подарками премиями, туристическими поездками и путёвками в санатории.
В 1984 году начался новый этап, фабрику возглавил молодой директор Валерий Понарин. Предприятие модернизировалось и расширяло ассортимент. По распределению приехали молодые специалисты из разных регионов страны, их идеи воплощались в жизнь.
Фабрика была очень прибыльным предприятием, она сильно влияла и на развитие города. Строили жильё, детские сады, клуб, библиотеку, пионерский лагерь «Чайка». У предприятия была большая столовая, баня, медпункт.
Торфяное отопление было заменено на угольное, а потом на газовое. Газовая котельная грела не только фабрику, но и ближайшие жилые районы. Была своя водонапорная башня и очистные.
Пришли 90-е…
Начались проблемы со снабжением и со сбытом продукции. Директор Понарин принял решение не влезать в кредиты, т.к. понимал, что это ещё сильнее ухудшит финансовое положение фабрики.
В это время небольшая группа людей настраивает народ против директора и его свергают с поста, назначают «старого» директора – В. Дарчиашвили. Ситуация становится только хуже.
В это время фабрика меняет название и становится акционерным общество Руно.
Акции дивидендов не приносят, люди не получают зарплату деньгами, вместо этого им выдают то, что лежит на складах – пледы и одеяла.
Чтобы выжить работникам приходится идти на рынок и торговать «с рук», многие чувствовали себя при этом унизительно (не так давно таких людей называли спекулянтами), приходилось выезжать с продукцией в соседние районы. такие поездки были не так безопасны, как кажется. На дорогах орудовали бандиты, которые могли отнять выручку.
В скором будущем люди стали массово уходить с предприятия. Предприятие меняло владельцев, но конец был неизбежен.
Старейшее предприятие города, гордость района, перестало существовать и превратилось в руины.
Пионерский лагерь Чайка давно закрыт.
Клуб, в котором выступал Кобзон и Шаврина, народный театр и духовой оркестр, на сцене которого награждали передовиков, превратился… в сетевой магазин «Пятёрочка».
На стенах фабрики теперь растут деревья…
Слова «Красный октябрь» напоминают о недолгом прошлом фабрики, а остановка возле фабрики с названием «Фабрика Полежаевых» вводит в недоумение людей, незнающей истории…
Для нынешней молодёжи фабрика «Красный октябрь» - это название шоколадной фабрики
Но здание не готово умирать! Сейчас там ведутся строительные работы, здание фабрики планируют переделать в современный торговый центр.