Найти тему
TacticMedia

Евгений Мироничев. Известные люди на Карельском фронте. Часть 2. Приключения иностранцев на Севере.

Научный сотрудник Музея Карельского фронта, историк Евгений Мироничев продолжает цикл об известных личностях, побывавших на Карельском фронте. Как советские граждане попали на английский крейсер? Правда ли, что на Севере была сделана уникальная запись голоса известного человека? И неужели Риббентроп… побывал на передовой в Заполярье? Во второй части мы познакомимся с иностранными гостями в Карелии и в Заполярье в военное время.

В первой части в целом рассказано, почему так или иначе на Севере появлялись гости высокого ранга. Сейчас стоит остановиться на вопросе – почему здесь было много иностранцев?

Конечно, это связано с тем, что Северная Европа и заодно Север Советского Союза играли большую роль в военно-политических и дипломатических процессах и событиях. Например, Рейх был очень заинтересован в сохранении Финляндии как союзника стран Оси, в удержании её в русле своей преступной политики – для этого приезжал, например, Гитлер. Бывали и японцы под Кестеньгой. С нашей стороны, Кировская железная дорога и северные порты применялись для перевозки не только грузов, но и иностранных гостей (британских и американских).

Однако нельзя исключить и пропагандистский фактор. Так или иначе Карелия и Заполярье становились ресурсом для агитационной и пропагандистской работы, и далее мы это тоже увидим.

Прошлую часть мы закончили на наркоме Н. Г. Кузнецове, который встретился с иностранной делегацией союзников. Надо сказать, что в рамках союзнических отношений были необходимы прямые контакты и встречи. Поэтому по Карельскому фронту «проехался» ряд известных и важных западных деятелей.

Энтони Иден (1897 – 1977)

-2

Один из опытных британских политиков, успевший к тому же стать премьер-министром в конце 1950-х, увидел Карельский фронт в декабре 1941 года. Прибыл он 12 декабря на упомянутом ранее крейсере «Кент» вместе с советским послом И. М. Майским.

Иден мог сразу оценить, в каких условиях идут бои здесь, на Севере. Утром, в день прибытия крейсера, был сильный мороз – минус 26 градусов, шёл снег, в заливе стоял туман. Но уже с 10 утра в Ваенге (будущий Североморск) английскую делегацию ожидали первый секретарь мурманского обкома ВКП(б) М. И. Старостин, командование Северного флота и 14-й армии. Лишь к 15 часам крейсер подошёл. Почти сразу в Ваенгу прибыл Иван Майский, который доложил о прибытии делегации и о её составе, а также спросил, как лучше добираться в Москву – на самолёте или поездом? Советская сторона разделилась – Старостин выступал за самолёт, в то время как командарм-14 Р. И. Панин и командующий Северным флотом А. Г. Головко высказались за поезд. Майский решил, что посоветуется по этому вопросу с самим Иденом. Чуть позже, когда посол уже был на крейсере, советскую сторону уведомили – английский министр решил ехать поездом, но сойдёт на берег только на следующий день по причине болезни.

Читать на сайте >>>