Главный миф психологии, вопреки расхожему мнению, был создан не австрийским любителем кокаина, а намного более научно-ориентированным психологом и неврологом Пьером Жане (1859-1947). В его работе "Психический автоматизм" 1889 года он вводит понятие подсознания, которое в оригинальном значении имело значение максимально близкое к современному понятию "автоматические мысли", но популярность и особое культовое значение этого понятия - заслуга все-таки Зигмунда Фрейда. Сегодня понятие подсознания обоснованно вытеснено из научного оборота, но оперирование и спекуляция этим несуществующим понятием составляют смысловую ось большинства околонаучных психологических и эзотерических теорий.
Мистическому и загадочному подсознанию приписывается реальная власть над мыслями и действиями человека. В нем, согласно внушаемой гештальт-терапевтами теории, лежат незавершенные дела и невысказанные реплики, невротизирующие нас. В нем, согласно психоанализу, лежат Эдипов комплекс и комплекс Электры, как и вытесненные детские травмирующие воспоминания. Подсознание может стать эффективным инструментом выполнения наших желаний и источником космической мудрости. Перечислять умопомрачительные и безумные теории, методы терапии и применения этого тайного могущественного дирижера, тайно управляющего нами можно практически бесконечно. Но главная проблема в том, что подсознание это вымысел и демонстрация архаичных представлений о работе сознания человека.
Что же управляет нами, если этого популярного в поп-психологии и эзотерике фактора в реальности не существует? Ответ прост и в каком то смысле даже скучен: нами управляет сознание (в меньшей степени рефлексы, но они не имеют никакого подсознательного генезиса и контекста, они в рамках данной статьи не рассматриваются). Сознание состоит из базовых убеждений и на автоматических мыслей. Автоматические мысли порождают эмоциональную реакцию, они возникают вследствии автоматических мыслей, а не вопреки им и не самостоятельно. Потому эмоции будет верно воспринимать не как самостоятельный и неподконтрольный фактор, а как одно из проявлений сознания. К природе наших эмоциональных реакций и тому, что они часть сознания а не соперничают с ним мы вернемся чуть ниже в этой статье. Давайте начнем с рассмотрения основы нашего сознания, и начнем с фундамента.
Фундаментом нашего сознания являются базовые убеждения, они лежат в основе и восприятия мира, оценки переживаемых и наблюдаемых событий, реагирования на них и прогнозирования. Базовые убеждения это и естественно-научные знания (Земля круглая, ночью темно и холоднее, вода кипит в среднем при 100 градусах, молоко дают коровы и т.д.), и нравственные убеждения (пожилых и детей нужно оберегать, оказывать помощь людям в сложных ситуациях хорошо и в ряде случаев обязательно, причинять боль живому существу - плохо), а так же знания и умения, необходимые для жизни и здоровья (электрический ток может нанести травму, морскую воду нельзя пить, двигаться на красный свет светофора опасно, аспирин снижает температуру, бензин это топливо для двигателя, избыток сахара вреден).
К минимальному набору обязательных базовых убеждений относятся так же специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности или эффективной работы, а так же понимание социальных механизмов и взаимодействий в обществе. Культурологические, философские и религиозные знания тоже относятся к базовым убеждениям, и зачастую именно их набор является идентификатором характера личности и принаждлежности ее к той или иной культурной традиции или этносу. Базовые знания и убеждения накапливаются и корректируются в течении всей жизни, но наиболее фундаментальные закрепляются и верифицируются в молодые годы. Границ этих знаний практически не существует, но можно вполне сносно прожить и с набором знания обывателя (метафорически, в пределах вытянутой руки), но более насыщенную и яркую жизнь можно прожить накапливая знания из сфер, которые не имеют непосредственного соприкосновения с человеком, но создают более полную картину мира, его истории, действующих сил и принципов в самом широком понимании этих смыслов.
Как легко догадаться, чем шире спектр базовых убеждений, тем выше интеллектуальные возможности человека и тем больше предпосылок для его высокой продуктивности. Но некоторые базовые убеждения мы получаем устаревшие и искаженные, зачастую ввиду невозможности получения актуальной информации (например, ребенок воспитываемый в племени бушменов не имеет доступа к астрофизике, но имеет мистическое объяснение звезд на небе согласно традиции его народа). И к сожалению, весомую часть искаженных базовых убеждений мы получаем и во вполне прогрессивной (с точки зрения доступности качественных знаний) среде: вера в приметы, магическое мышление, сценарность судьбы и предопределенность жизни для каждого человека (это искажение по неясной причине встречается и среди верующих христиан, хотя догмата о константности судьбы в Новом Завете не просматривается).
Существуют и более дикие базовые убеждения, грубо и системно искажающие понимание мира и происходящего в нем. Теория плоской Земли, отрицание эволюционной теории происхождения человека, наличие микрочипов в вакцинах, влиянию вышек сотовой связи на мысли и волю людей, вера в парапсихологию и эзотерику - эти базовые убеждения уже не просто глупость, а факторы патологии личности и сознания. Подобные базовые убеждения создают тот самый когнитивный диссонанс, приводящей к деструктивным психологическим и психическим изменениям. В современном мире носитель искаженных базовых убеждений неизбежно испытывает огромный психологический дискомфорт от нестыковки его взглядов с окружающей реальностью. Чтобы синхронизировать это расхождение, человеку приходится изменять восприятие и трактовку реальности, но базовые убеждения и знания чаще всего остаются незыблемыми и в течении жизни и почти не меняются. К счастью для человечества, бывают и исключения, но в большинстве случаев искаженный фундамент базовых знаний и убеждений действует на человека деструктивно во многих отношениях. Повторю важный для понимания тезис: наличие искаженных базовых убеждений - патологичный фактор во многих аспектах.
Следующим важным проявлением сознания являются автоматические мысли, и забегая немного вперед хочу сказать что именно они по незнанию чаще всего воспринимаются как активное проявление подсознания (напомним, подсознание это вымысел). Механизм образования автоматических мыслей связан с базовыми убеждениями и они во многом их и предопределяют. Повторяющиеся события (наши суждения, оценка и реакции на них) дают возможность выводить их из сферы полноценного когнитивного осмысления в сферу закрепленного опыта. Мышление процесс энергозатратный, потому на происходящие неоднократно события можно реагировать исходя из субъективно успешного предыдущего опыта. Схематично появление автоматиеских мыслей у человека можно представить в виде алгоритма:
1. происходит или наблюдается событие;
2. человек реагирует на это событие и дает ему оценку согласно фундаменту своих базовых убеждений;
3. фиксирует для себя субъективную успешность своего реагирования и верность (точность и полноту) сделанных оценок и суждений;
4. событие повторяется и к нему применяется используемая раннее реакция или оценка, согласно предыдущему опыту;
5. по мере увеличения частоты повторяющихся событий объем размышления и осмыслений способа реагирования и оценки уменьшается, а применение предыдущей модели реакции автоматизируется;
6. иные похожие события и состояния группируются в сознании как подобные тем, на которые уже выработаны и опробованы методы реагирования и система оценок, автоматизм реакций начинает распространяться и на условно похожие события.
Как мы видим из этого алгоритма, базовые убеждения в начале формируют метод и логику реагирования, а в дальнейшем и определяют критерии обобщения, по которым новые события можно отождествить с теми, на которые выработан механизм автоматического реагирования. Качество базовых знаний определяет объективность обобщения событий в группы, и методы обобщения могут многое рассказать об интеллектуальном потенциале человека. Например, мужчина неглубокого ума имея объективно неудачный опыт в браке легко экстраполирует свои негативные субъективные суждения на всех женщин, а маленький ребенок, напуганный собакой, переносит свой страх на всех собак, которые встречаются ему.
Автоматические реакции, эволюционно появившиеся у человека для уменьшения времени реагирования на типовые повторяющиеся реакции это прекрасный инструмент оптимизации мыслительной деятельности, это рациональный путь развития сознания как метода реагирования на повторяющиеся события окружающего мира. Автоматические мысли делают скорость реагирования более высокой, и для еще большего ускорения и оптимизации наше сознание привязывает к автоматическим мыслям дополнительные эмоции. С точки зрения самоощущения, тревожное реагирование на резко усиливающийся по громкости и изменяющийся по тону звук двигателя (для пешехода идентифицируемый как стремительно приближающийся автомобиль) реагирование происходит помимо сознания, однако весь каскад реакций полностью сформирован базовыми представлениями и опытом человека. Сознание все так же руководит нами, но уже через высокоскоростной механизм эмоционального автоматического реагирования.
Тем самым мы пришли к третьему важному феномену проявления сознания - эмоции. И если автоматические мысли это производное от базовых убеждений, то эмоции - это уже производные от автоматических мыслей. Конечно, мы можем вырабатывать эмоции и в ходе неторопливого размышления, лишенного каких-либо когнитивных автоматизмов, но все же в большинстве случаев наши эмоции вырабатываются по условному сигналу. Именно стремительность и ощущение автономности возникновения эмоциональных реакций дают пространство для спекуляций. И если Платон эмоции противопоставлял разуму, а душе приписывал метание между ними, то в психоанализе формируется намного более гротескная конструкция. Эмоции в ней связаны с подсознанием, в котором балансируют влечения к жизни и к смерти (как и многое в психоанализе, Зигмунд Фрейд этот дуализм подсмотрел у древнегреческого философа Эмпедокла, который говорил о любви и ненависти как двух противоборствующих драйверах души). Эти влечения смешиваются в виде аффекта (термин идентичен в психологическим, но имеет вымышленное значение) с представлениями человека о форме и методе их эмоционального воплощения и в итоге осознано проживаются (или не проживаются) определенным образом. Если аффект не соединён с каким-либо представлением и пониманием, как его переживать, то он ощущается как тревога. Не очень понятно? Это вполне нормально, в психоанализе нет причинно-следственных связей и происходит жонглирование понятиями.
Вернемся в разумное и реальное пространство, в котором эмоции являются проявлением автоматизации базовых представлений, а подсознания (тайного модератора движений нашей души) не существует. Практически любую эмоцию человек может самостоятельно идентифицировать с быстро появившимся суждением (автоматической мыслью), вызвавшим ее появление. Например, страх от ощущения незримого присутвия за спиной может быть сформирован личным единичным опытом реальной агрессии, которую проявлял хулиган подобравшись сзади к этому человеку. Выявив эту автоматическую мысль (суждение) можно задать себе следующий вопрос: а стоит ли во всех неизвестных людях, которые находятся за спиной, видеть хулигана и ожидать агрессии с их стороны? И тут на помощь приходят разумное базовое убеждение, что важен контекст ситуации, социальной жизни нахождение незнакомца за спиной не несет опасности и вполне нормально. Пережитой негативный опыт не стоит отбрасывать, но опираться на него нужно объективно и рационально анализируя ситуацию. В данном примере описан главный принцип когнитивно-поведенческой терапии, единственному научно-подтвержденному эффективному методу психотерапии.
Итак, нашими мыслями и поступками руководит не подсознание, а сознание в трех его видах: базовые убеждения, автоматические мысли и эмоции. Возникает совершенно справедливый вопрос: а где в описываемой триаде сознания место чувствам? Оказывается, чувства это не поэтическое метафорическое понятие, а психическое отражение телесных состояний. Современная наука условно разделяет чувства на группы: экстрацептивные (внешние) каналы информации, и интроцептивные (внутренние) каналы. Группы чувств, прямо контролирующие метаболизм тела, гомеостаз (здоровое постоянство внутренних сред, если упрощенно) и выживание организма вцелом предопределили появление сознания в том виде, который мы сейчас наблюдаем. Чувство голода и насыщения, холода и тепла, чувство сексуального желания, боли и удовольствия воздействуют на нас через сознание и прямо побуждают к действиям и определяют сценарий поведения. Чувства по этой причине глубоко связаны с сознанием и в первую очередь экстрацептивные каналы инициировали его появление. Являясь наиболее древними информационными каналами, экстрацептивные каналы связи состоят из нервных каналов с качественной внешней изоляцией в виде миелиновой оболочки, надежно изолирующей аксон (удлиненный отросток нервной клетки, передающий импульс "по цепи" передачи сигнала между нервными клетками и органами, принимающими сигнал) от переплетения с аксонами других каналов. Например, путь от сетчатки глаза через зрительный нерв полностью изолирован миелиновой оболочкой от пересечения с другими нервными каналами, более того, экстрацептивные нервные каналы изолированы от воздействия токсинов и метаболитов гемато-энцефальным барьером в точках входа в центральную нервную систему.
Интроцептивные чувства не имеют такой качественной изоляции друг от друга и от факторов метаболизма (пищеварение, продукты распада, недостаток сна). Информация по интроцептивным каналам поступает в смешанном и неточном виде (например, нам сложно точно характеризовать локализацию и характер болезненных ощущений в области живота, а воспаление аппендикса можно не замечать вплоть до состояния острого перитонита). Тема связи чувств, тела и сознания довольно сложная и интересная, и она достойна более детального рассмотрения в отдельной статье, однако один из выводов из описанных выше особенностей интроцептивных каналов информации считаю важным подчеркнуть в рамках данной статьи.
Подобно тому, что бессмысленно обращаться в терапии к несуществующему подсознанию (напомню, что автоматические мысли, суждения и эмоции в около-научной среде трактуются как проявления подсознания), так и безсмысленно обращаться к внутренним ощущениям человека при оценке и устранении психологических проблем. Такие методики, как телесно-ориентированная терапия и гештальт-терапия опираются на необходимость умения прислушиваться к внутренним ощущениям. В этих практиках вводится понятие скрытых в теле, потаенных в нем эмоций и непрожитых в полном объеме событий и преживаниях. Эти методики приучают трепетно и внимательно находить в себе ощущения, и на основе этого извлекать и переживать сокрытое, внушая высокотерапевтичность этих упражнений. Но современная наука доказывает, что интроцептивные информационные каналы по своей природе недостоверны и несовершенны (лишенные изоляции аксоны интрацептивных каналов могут произвольно пересекаться, а незащищенность от факторов метаболизма или внешних токсинов вносит еще больший сумбур в попытку нервной системы точно их обработать). Более того, весомая часть интроцептивной информации локализуется и обрабатывается в вегетативной нервной системе, к сознанию человека не относящейся.