Мастерская г-жи Момоко
Маленькую творческую мастерскую в центре Киото найти не просто. Узкая улочка, неприметная вывеска. Небольшое помещение с деревянными перекрытиями, серыми стенами и каменной поверхностью пола. Теплое дерево и холодный камень создают уютное пространство, поражающее своей элегантной простотой. Единственное украшение – голубые льняные занавески норэн. Все это выглядит одновременно и очень просто, и очень изысканно. Вот она – красота по-японски во плоти.
Мы приехали на мастер-класс по технике реставрации керамики – кинцуги. Древнему искусству японских мастеров, способную подарить новую жизнь разбитой посуде. Хозяйка студии и мастер кинцуги – г-жа Момоко встречает нас со сдержанной японской вежливостью. В качестве угощения подают зеленый чай и орешки в карамели. И чай, и сладости, и элегантность манер хозяйки и особый антураж японского гостеприимства погружают нас в атмосферу классического аристократического Киото.
Мы рассаживаемся за круглым столом, на котором выставлена посуда, покрытая причудливыми переплетениями золотых прожилок. Через бамбуковые занавески на стол падают лучи солнечного света, и золотые жилки расставленной на столе утвари оживают, переливаясь теплым мягким мерцанием.
Мы смотрим на представленные образцы с детским любопытством. И с некоторым нетерпением ждем начала обучения. Нам хочется поскорее научиться создавать подобные шедевры. Но г-жа Момоко не торопится. Сначала теоретическая часть. Она неспешно начинает свой рассказ.
Кинцуги – это не просто техника склеивания разбитой чашки. Это искусство, которое насчитывает историю в несколько столетий и несет в себе глубокую философию ценности вещей и осознания прекрасного.
Легенда о самурае
Легенда гласит, что самурай древнего знатного рода обладал прекрасной фарфоровой чашей, сделанной в Китае. Чаша изумительной тонкой работы старых мастеров передавалась из поколения в поколение и почиталась как реликвия в семье самурая. Самурай разбил чашу и глубоко скорбел о ее утрате.
Он искал мастера, способного создать чашу, которая была бы столь же прекрасна, как и утраченная. Но никто из мастеров, ни в Японии, ни в Китае не смог создать ничего подобного.
Тогда самурай решил склеить чашу. И покрыть линии, соединяющие разбитые осколки, тонким слоем золота, отдавая дань уважения великим мастерам. Позолота трещин подчеркивала ценность склеенных черепков. Скрепленная золотом чаша стала еще более ценна и значима для него и его семьи. Так родилось искусство кинцуги – японская техника реставрации лаком уруси и золотой пылью.
Техника реставрации кинцуги как прекрасна, так и необыкновенно сложна в исполнении. Если вы планируете соединить разбитые осколки, обильно смазать их клеем, а через несколько часов уже пить чай из любимой чашки, вы будете разочарованы. Для воссоздания разбитой посуды в технике кинцуги требуется время.
Техника золотого ремонта
Дело в том, что используемый для реставрации лак дерева уруси застывает постепенно, впитывая влагу из воздуха. И чем выше влажность в окружающем пространстве, тем крепче затвердевает лак. Для создания специальной клейкой массы, способной сцепить осколки с новой неразделимой силой лак уруси смешивают с толокняной мукой, а если некоторые мелкие осколки и черепки безвозвратно утеряны, то замешивают еще более сложную смесь: в клейкую массу добавляют растительные волокна. Так создают реставрационную массу, способную заполнить трещины и пустоты.
На реставрацию одного изделия могут уходить месяцы работы мастера, который слой за слоем наносит клеевую смесь и выдерживает каждый слой неделями, дожидаясь полного затвердевания клея и надежного скрепления осколков.
Техника кинцуги требует осознанности, сосредоточенности, концентрации, терпения, кроме того, безукоризненной аккуратности.
И дело не только в эстетике. Лак уруси очень ядовит, и при попадании на кожу может стать причиной глубоких ожогов. Почувствовать уруси на коже можно не сразу, поэтому необходимо работать только в высоких перчатках и быть очень внимательным во время работы. А если все-таки капли лака попадают на кожу, смывать уруси водой не только бесполезно, но и опасно. Ведь лак затвердевает вбирая в себя частички влаги. Спасти ситуацию может только оливковое масло, которым обильно смазывают испачканную поверхность. Также в масле обильно купают кисти и шпатели. Иначе повторное их использование становится невозможным.
При всей сложности и скрупулёзности реставрация кинцуги – это спокойный процесс, в чем-то похожий на медитацию. Когда ты полностью сосредоточен на работе. Забываешь о течении времени и отпускаешь всю суету и нетерпение. Мастера рекомендуют наносить лак кистью на изделие синхронизируя его с дыханием, вдох выдох и взмах руки.
После того, как разбитые черепки собраны, реставрационная масса замешана, пустоты заполнены, а клей приобрел необходимую твердость, образовавшийся шов на изделии, словно свежую рану, покрывают лаком и посыпают золотой пудрой. Золотая пыль сыплется с беличьих кисточек на шрамы керамических стыков, придавая их жизни новый смысл, словно новая жизнь начинает пульсировать в золотых венах. В руках мастера возрождается предмет, обретая еще большую ценность, чем было прежде.
Красота кинцуги - это что-то глубокое и необыкновенно прекрасное. Чарующее, как и вся японская культура, которая влечет к себе, оставаясь непостижимой и загадочной.
"Разбитую чашку не склеишь" (русская пословица)
В русской культуре не принято хранить и реставрировать разбитую посуду. Есть даже поговорка: «разбитую чашку не склеишь». Смысл поговорки учит о том, что бесполезно возрождать утраченные вещи и отношения. Ведь уже не будет так как прежде. Хранить склеенную чашку ты сможешь, а вот использовать по назначению вряд ли.
Японцы своим примером доказывают обратное. Можно склеить разбитую чашку и использовать ее по назначению. Более того, этим придать ей большую ценность и красоту.
Можно и нужно ли возрождать разрушенные отношения? Наверное, да, если эти отношения ценны. И если ты готов проявить достаточно желания, терпения, внимания и аккуратности, и вложить столько желания и любви, что осколки будут собраны, а раны залечены. Да, после залеченных ран остаются шрамы. Но они остаются в памяти, покрытые золотом, что придает самим отношениям еще большую глубину и ценность.
Юлия Синянская
juliasjapan.su