Ранее мы говорили о том, что такое детская психологическая травма, о важности ее своевременного лечения. Теперь разберем виды психотравмы, как они проявляются у взрослых и детей, их диагностику.
Классификация психологических травм:
*По времени воздействия:
-шоковая
-острая
-хроническая
*Травмы неразрешенных эмоциональных конфликтов:
-травма утраты
-экзистенциальная травма
-травма отношений
-травма системных отношений
*Обусловленные типом ситуации:
-повседневности
-неповседневности
*По отношению к ситуации:
-актуальная
-возможная.
Теперь поподробнее о каждой из них.
1! Шоковая травма- возникает в результате чрезвычайных происшествий, связанных с угрозой для жизни. К ним относятся аварии, тяжелые травмы и болезни, природные катаклизмы, военные действия, насилие, смерть близкого человека. Нервная система испытывает серьезную встряску, ее возбуждение разгорается тревогой, сильным страхом, ощущением беспомощности и растерянности.
! Острая- развивается в менее тяжелой ситуации и действует короткое время. При этом затрагивает глубокие чувства человека, проявляется сильными эмоциональными переживаниями, такими как злость, истерика, душевная боль. Примеры: тяжелое расставание, предательство, унижение.
! Хроническая- развивается в течение длительного времени. Может проявляться менее выраженно в эмоциональном плане, но из-за постоянного стресса действует более губительно на тело и психику. Позднее выливается в психосоматику и различные заболевания. Наблюдается у детей, подвергающихся насилию в семье или травле в школе, у женщин в браке с абьюзером. У людей с хроническими болезнями, сопровождающимися постоянными болями, инвалидностью.
2. -Травма утраты. К ней относятся потеря близкого родственника или друга, с людьми с которыми была эмоциональная связь. Лишение здоровья, работы, возможности заниматься чем-то важным или важного условия для жизни.
-экзистенциальная. Ситуации насилия, несчастные случаи, смертельные угрозы для жизни и здоровью.
-травма отношений. Нарушение чувственных связей, когда потребности ребенка в любви, заботе и надежной опоре не удовлетворяются родителями - отвержение, пренебрежение, насилие. Измена жены/мужа.
-травма системных отношений. Поступки, нарушающие морально-этические нормы, охватывают пострадавшую семью или социальную группу и агрессивно действующую сторону, совершающих: нападение, убийства, инцест.
3. Травмы повседневности встречаются в обыденной жизни.
Неповседневности- экстраординарные случаи, катастрофы.
4. Актуальная- переживаемая в настоящем времени, ощущается болезненно.
Возможная- определенные риски, чувствительность к чему-либо. Переживается ненормально позитивно или равнодушно.
Ф. Рупперт, доктор психологических наук, разработал свою модель травмы. Переживая травму, душа человека расщепляется на здоровую, выживающую и травмированные части. Выживающая часть нуждается в ресурсах, чтобы жить дальше. Все ее силы направлены на то, чтобы не соприкасаться с травматичными воспоминаниями. Вот почему ресурсы так быстро кончаются, они тратятся для поддержания расщепления личности. Если не проработать травмирующее событие (вспомнить, осмыслить, снова почувствовать пережитые чувства), душевный раскол сохранится. А это ведет к возникновению посттравматического стрессового расстройства, проявляющего на телесном и душевном уровне. (Подробнее к этой модели, я еще вернусь позже.)
Он выделил главное чувство в каждой травме. Экзистенциальная травма- страх смерти. Травма потери- страх быть покинутым. Травма отношений- разочарование. Травма системных отношений- стыд и вина.
Реакция нервной системы на травму индивидуальна: зависит от восприятия человека, состояния физического и душевного здоровья, личностных особенностей характера и темперамента, состояния и наполненности внутренних ресурсов, внешней поддержки. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как несчастье или как решаемую проблему.
Проявления травмы у взрослых:
-беспомощность, уязвимость
-страхи
-ощущение потери контроля над своей жизнью. Жизнь и будущее видятся в темных красках.
-повышенная тревожность и постоянное ожидание, что случится что-то плохое
-внутреннее напряжение
-перепады настроения
-уход в себя и нежелание ни с кем общаться
Эмоциональная сфера: -вспыльчивость, потеря доверия к людям
-ослабление когнитивных способностей (интеллект), замедленное мышление, заторможенность движений и речи, забывчивость, невнимательность, внутренняя разбитость.
Физическая сфера: -нарушения сна
-головокружение, учащенное сердцебиение/дыхание, боли в груди
-слабость и быстрая утомляемость
-напряжение мышц и нарушение координации движений.
Углубляют травму: Внезапность события, его тяжесть, новый опыт в жизни или отсутствие жизненного опыта у ребенка, повторение детской психотравмы или похожая ситуация, при своевременной ее непроработке. Повышенная эмоциональная чувствительность.
Стадии проживания травмы:
1.Злость и отрицание. Сразу после происшествия организм не готов принять случившееся, потому нарушается сознание, психика отгораживается от объективной реальности. Человек может быть перевозбужден или впадает в ступор. Включаются первобытные защитные механизмы- бегство, нападение и защита. В дальнейшем, когда сознание проясняется и организм успокаивается на первый план выходит подавленное настроение и апатия. Могут включаться механизмы защиты:
- Вытеснение- перевод из сознания в бессознательное, информации, которую человек не может принять, или подавление негативных переживаний.
-Проекция- наложение своих негативных мыслей, чувств, эмоций на другого человека, с целью защитить себя и объяснить свое поведение.
-Отрицание- полное неприятие произошедшего события.
-Замещение- перенаправление негативного чувства с одного человека (к которому испытывается чувство, но не может быть выражено), на другого или не живой объект, для того чтобы выплеснуть эмоции и напряжение.
-Рационализация- попытка объяснить логически, эмоционально тяжелую и болезненную информацию, через искажение факта или поведения человека, для облегчения своего состояния.
-Диссоциация- Отщепление от собственного Я травмированной части.
-Сублимация- переключении энергии от нереализованных желаний и активизация ее в более безопасной, социально приемлемой сфере.
2.Желание действовать, попросить и принять помощь, найти свое утешение.
3.Осознание и осмысление ситуации.
4.Принятие своего прошлого/опыта, извлечение и усвоение жизненных уроков.
Проявления детских травм.
Такие травмы тяжелы, оставляют губительный след ,т. к. у ребенка недостаточно ресурсов, опыта и навыков для противостояния испытаниям, особенно в отсутствии любящих и заботливых родителей. Маленькие дети плохо спят, становятся непослушными и капризными, когда испытывают страх- кричат или плачут, чаще болеют. Подростки замыкаются в себе или проявляют агрессию, запускают учебу, бегут в разрушительное поведение-курение, наркотики, алкоголь, ранняя половая жизнь.
Психодиагностика.
-Личностные опросники- нужны для изучения и оценки различных черт и проявлений личности.
Тест Роршаха- дает возможность выявить бессознательные процессы, глубинные проблемы, истинные потребности и скрытые ресурсы (способности) человека.
-Цветовой тест Люшера- показывает психологическое состояние, настроенность на определенную деятельность, наличие стресса и устойчивость к нему.
-Тест человек под дождем- помогает определить в каком состоянии внутренние ресурсы организма, особенности защитных механизмов, как человек справляется с трудностями и адаптируется к изменениям в жизни.
Также могут применяться: шкала депрессии Гамильтона, CAPS- шкала для клинической диагностики ПТСР.
В следующей статье расскажу о последствиях психотравм и принципах лечения.