До недавних пор информации об Иване Дыховичном у меня было очень мало. Я знал, что он был другом Высоцкого, и внешностью очень напоминал ведущего шоу «Я и моя собака» Михаила Ширвиндта. И вот не так давно я ознакомился с фильмом Ивана Дыховичного «Копейка», который в определённых кругах считается едва ли не культовым. И «Копейка» мне не понравилась, постоянные читатели помнят.
Итак, начало 90-х, фильм об ужасах сталинизма, а денег на его съёмки дали… «наши партнёры» из Франции и Германии!
Вы все уже ребята грамотные, и понимаете: раз иностранцы вкладываются в российский фильм – гарантированно получится гадость про убогих русских, ибо мухи всегда слетаются за баню! Тогда они вкладывали деньги в русофобские фильмы, сейчас – в оружие против России, практически ничего не меняется!
Но Дыховичный, видимо, сомлел от такой братской любви и с удовольствием снял на тридцать импортных сребреников фильм, разоблачающий проклятого Сталина. А чего его бояться, верно? Ведь он давно умер! И не думал Дыховичный, что придёт время, когда разоблачать начнут таких, как он сам.
Сейчас фильм представляет собой просто кусок засохшего кизяка, и вряд ли может кому-то навредить. Умные люди прекрасно понимают, что, если коллективный Запад пытался дружно плюнуть на сапоги товарища Сталина, это значит только одно: хорошие сапоги, надо брать! А глупые смотреть этот фильм не станут, потому что он тупо скучный.
Но в то время западные продюсеры рассчитывали завладеть умами зрителей, привлекая их обилием откровенного контента, да ещё и импортного: в главной роли снялась немка Уте Лемпер. Ну, знаете ли, я бы лучше лишний раз на Анну Назарьеву посмотрел, чем на эту сомнительную европейскую красоту.
Фильм начинается цветной кинохроникой 30-х годов: проходят бесконечные колонны парада физкультурников, и на всё это наложена какая-то музыка типа военного марша, да так, что общая картина вызывает у зрителя отвращение.
Вообще, и песни тех лет показаны с предельной гадливостью. Чекисты хором поют «Утро красит нежным светом», и один из них не выдерживает, хватается за рот и убегает метать фарш.
За что, Ваня, что тебе плохого сделали советские песни? Тем более, что слова ко многим из них написал твой отец? Лично для меня эти песни всегда будут ассоциироваться с солнечным весенним праздником – Первомаем.
Сюжет в фильме практически отсутствует, он скроен из кусков, чем-то пересекающихся между собой.
Бедолага Александр Феклистов играет жалкого и никчёмного высокопоставленного чекиста.
У него задача: подготовить к параду чёрного скакуна для Будённого. Но чёрный скакун один-единственный на всю страну, да и тот дефективный: панически боится оркестра и при его звуках сбрасывает седока. Поэтому чекист Саша растерянно рекомендует по телефону проверить у коня кал, а в постели Саша вообще никакой, за что его просто ненавидит жена.
Настало время рассказать о его жене, Анне, которую играет та самая немка. Анна – из семьи бывших аристократов. Всю её семью истребили большевики, а Анну оставили на утеху, как обезьянку. Вот и вынуждена светлоликая жить среди плебеев, тихо их ненавидя.
А ненавидеть есть за что. Молодой Алексей Кортнев в роли коллеги Саши пристёгивает наручниками Анну и совершает с ней сами понимаете что.
Анна кричит, а высокопоставленный слизень Саша сидит в соседней комнате, повесив голову, не подозревая, что когда-нибудь его назовут красивым словом «куколд».
Анна с горя бухает и обливается шампанским.
На вокзале работает носильщиком брутальный Гоша (Евгений Сидихин). Это любовник Анны.
Он регулярно с ней встречается и сверкает в кадре ягодицами. Но однажды Анна становится ему противна, он отталкивает её, и она падает, да так неудачно, что у неё вытекает глаз.
Теперь Гошу, скорее всего, расстреляют, но Анна ему даже благодарна: на одноглазую обезьяну похотливые чекисты теперь будут взбираться менее охотно.
Также в фильме есть линия молодого талантливого писателя Вани. Он пишет книгу про прорву: это такое ничто в России, которого вроде и нет, но его все боятся, и эта прорва втягивает в себя и уничтожает всё живое.
Ваня! Самокат тебе в помощь и – маршрут на Верхний Ларс, пока тебя прорва не втянула! Ах, да, там же пока СССР… но ничего, потерпи, через каких-нибудь 50 лет настанут «святые 90-е» и стараниями наших западных друзей и помогающих им иуд типа всяких режиссёров, там будет заграница!
Ваню судят писательским судом, и его друзья (Маковецкий и Балуев) пытаются его перед всеми оправдать, мол, молодой, глупый, бездарный… но тут на заседание является тёточка – заместитель народного комиссара по делам культуры.
Тёточка рассказывает, что когда-то Ваня посвящал ей стихи, и он очень талантлив, а не бездарен. И поэтому – стрелять таких надо. Ване тёточка отчего-то представляется в голом виде.
Может потому, что она перед всеми вываливает интимные подробности знакомства с писателем, то ли потому, что она без одежды смотрится очень жалко. Что точно хотел сказать режиссёр, сказать не могу.
Какие-то аллегории мне вполне понятны, но, какие-то, видимо, не для средних умов. С тоской читал я один комментарий на «Кинопоиске»: «Дыховичный сорбировал тут витальную энергию и инфернальный экстаз, которые были разлиты в московском воздухе в конце 1930-х годов». Нет, никогда мне не научиться изъясняться столь изысканно. «Быстро примахались жасминовые тирсы наших первых мэнад», если вы понимаете, о чём я.
В итоге молодой, красивый, светлоликий Ваня выбросился из окна – выкуси, проклятый Сталин, не дотянулся!
Ещё небольшая сюжетная линия – про адвоката. Он защищает женщину-убийцу, которая расправилась с четырьмя любовниками. Адвокат заходит в камеру и тут же заваливается на нары к своей клиентке. Там они откровенно контентятся, он рекомендует ей забеременеть и объявить об этом на суде. Приём срабатывает, и вскоре маньячка уже на свободе!
Простите, это точно СССР – мрачное тоталитарное царство беспредела и репрессий? Или тут только избирательно издевались над светлоликими, а обычным маньякам даже адвокатов предоставляли? Непонятненько!
Ну и про коня. Конь упорно не желал обучаться, и тогда наши высокопоставленные конюхи приняли решение: заменить строптивого коня на положительную кобылу. Правда, вороной кобылы не нашлось, пришлось брать в яблоках (!), перекрашивать и перебивать номер двигателя. Чтобы Будённый не заметил, решено было присобачить животному резиновый протез из интим-магазина.
При определённом желании и таланте можно было бы сделать с таким сюжетом злую смешную сатирическую комедию, и мне пришлось бы туго воевать с таким продуктом. Но, к счастью, перед нами – высохший кизяк, поэтому топтать его легко и безвредно для организма.
Парад прошёл, конюхи радуются, но недолго: на них кто-то доносит, их всех в нижнем белье выводят в лесок и расстреливают.
Конец фильма.
Я думаю, что, если был бы жив Высоцкий, он адресовал бы Дыховичному слова из своей песни: «Человече, опомнись! Что поёшь? Отдохни, ты устал!»
Голодных актёров, зашкварившихся в этом продукте, я, так и быть, осуждать не стану (там и молодой Игорь Угольников в форме НКВД скачет).
А вот режиссёр и автор сценария Иван Дыховичный упал в моих глазах ниже некуда. Такого персонажа иметь в друзьях просто стыдно, Владимир Семёнович.
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Афиша взята с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Прорва» (1992).