Найти тему
Галопом по кино

«Прорва» (1992) – кино неприличное рук Дыховичного

До недавних пор информации об Иване Дыховичном у меня было очень мало. Я знал, что он был другом Высоцкого, и внешностью очень напоминал ведущего шоу «Я и моя собака» Михаила Ширвиндта. И вот не так давно я ознакомился с фильмом Ивана Дыховичного «Копейка», который в определённых кругах считается едва ли не культовым. И «Копейка» мне не понравилась, постоянные читатели помнят.

Итак, начало 90-х, фильм об ужасах сталинизма, а денег на его съёмки дали… «наши партнёры» из Франции и Германии!

-2

Вы все уже ребята грамотные, и понимаете: раз иностранцы вкладываются в российский фильм – гарантированно получится гадость про убогих русских, ибо мухи всегда слетаются за баню! Тогда они вкладывали деньги в русофобские фильмы, сейчас – в оружие против России, практически ничего не меняется!

Но Дыховичный, видимо, сомлел от такой братской любви и с удовольствием снял на тридцать импортных сребреников фильм, разоблачающий проклятого Сталина. А чего его бояться, верно? Ведь он давно умер! И не думал Дыховичный, что придёт время, когда разоблачать начнут таких, как он сам.

-3

Сейчас фильм представляет собой просто кусок засохшего кизяка, и вряд ли может кому-то навредить. Умные люди прекрасно понимают, что, если коллективный Запад пытался дружно плюнуть на сапоги товарища Сталина, это значит только одно: хорошие сапоги, надо брать! А глупые смотреть этот фильм не станут, потому что он тупо скучный.

Но в то время западные продюсеры рассчитывали завладеть умами зрителей, привлекая их обилием откровенного контента, да ещё и импортного: в главной роли снялась немка Уте Лемпер. Ну, знаете ли, я бы лучше лишний раз на Анну Назарьеву посмотрел, чем на эту сомнительную европейскую красоту.

-4

Фильм начинается цветной кинохроникой 30-х годов: проходят бесконечные колонны парада физкультурников, и на всё это наложена какая-то музыка типа военного марша, да так, что общая картина вызывает у зрителя отвращение.

Вообще, и песни тех лет показаны с предельной гадливостью. Чекисты хором поют «Утро красит нежным светом», и один из них не выдерживает, хватается за рот и убегает метать фарш.

-5

За что, Ваня, что тебе плохого сделали советские песни? Тем более, что слова ко многим из них написал твой отец? Лично для меня эти песни всегда будут ассоциироваться с солнечным весенним праздником – Первомаем.

Сюжет в фильме практически отсутствует, он скроен из кусков, чем-то пересекающихся между собой.

Бедолага Александр Феклистов играет жалкого и никчёмного высокопоставленного чекиста.

-6

У него задача: подготовить к параду чёрного скакуна для Будённого. Но чёрный скакун один-единственный на всю страну, да и тот дефективный: панически боится оркестра и при его звуках сбрасывает седока. Поэтому чекист Саша растерянно рекомендует по телефону проверить у коня кал, а в постели Саша вообще никакой, за что его просто ненавидит жена.

-7

Настало время рассказать о его жене, Анне, которую играет та самая немка. Анна – из семьи бывших аристократов. Всю её семью истребили большевики, а Анну оставили на утеху, как обезьянку. Вот и вынуждена светлоликая жить среди плебеев, тихо их ненавидя.

-8

А ненавидеть есть за что. Молодой Алексей Кортнев в роли коллеги Саши пристёгивает наручниками Анну и совершает с ней сами понимаете что.

-9

Анна кричит, а высокопоставленный слизень Саша сидит в соседней комнате, повесив голову, не подозревая, что когда-нибудь его назовут красивым словом «куколд».

-10

Анна с горя бухает и обливается шампанским.

-11

На вокзале работает носильщиком брутальный Гоша (Евгений Сидихин). Это любовник Анны.

-12

Он регулярно с ней встречается и сверкает в кадре ягодицами. Но однажды Анна становится ему противна, он отталкивает её, и она падает, да так неудачно, что у неё вытекает глаз.

-13

Теперь Гошу, скорее всего, расстреляют, но Анна ему даже благодарна: на одноглазую обезьяну похотливые чекисты теперь будут взбираться менее охотно.

-14

Также в фильме есть линия молодого талантливого писателя Вани. Он пишет книгу про прорву: это такое ничто в России, которого вроде и нет, но его все боятся, и эта прорва втягивает в себя и уничтожает всё живое.

-15

Ваня! Самокат тебе в помощь и – маршрут на Верхний Ларс, пока тебя прорва не втянула! Ах, да, там же пока СССР… но ничего, потерпи, через каких-нибудь 50 лет настанут «святые 90-е» и стараниями наших западных друзей и помогающих им иуд типа всяких режиссёров, там будет заграница!

Ваню судят писательским судом, и его друзья (Маковецкий и Балуев) пытаются его перед всеми оправдать, мол, молодой, глупый, бездарный… но тут на заседание является тёточка – заместитель народного комиссара по делам культуры.

-16

Тёточка рассказывает, что когда-то Ваня посвящал ей стихи, и он очень талантлив, а не бездарен. И поэтому – стрелять таких надо. Ване тёточка отчего-то представляется в голом виде.

-17

Может потому, что она перед всеми вываливает интимные подробности знакомства с писателем, то ли потому, что она без одежды смотрится очень жалко. Что точно хотел сказать режиссёр, сказать не могу.

-18

Какие-то аллегории мне вполне понятны, но, какие-то, видимо, не для средних умов. С тоской читал я один комментарий на «Кинопоиске»: «Дыховичный сорбировал тут витальную энергию и инфернальный экстаз, которые были разлиты в московском воздухе в конце 1930-х годов». Нет, никогда мне не научиться изъясняться столь изысканно. «Быстро примахались жасминовые тирсы наших первых мэнад», если вы понимаете, о чём я.

-19

В итоге молодой, красивый, светлоликий Ваня выбросился из окна – выкуси, проклятый Сталин, не дотянулся!

Ещё небольшая сюжетная линия – про адвоката. Он защищает женщину-убийцу, которая расправилась с четырьмя любовниками. Адвокат заходит в камеру и тут же заваливается на нары к своей клиентке. Там они откровенно контентятся, он рекомендует ей забеременеть и объявить об этом на суде. Приём срабатывает, и вскоре маньячка уже на свободе!

-20

Простите, это точно СССР – мрачное тоталитарное царство беспредела и репрессий? Или тут только избирательно издевались над светлоликими, а обычным маньякам даже адвокатов предоставляли? Непонятненько!

Ну и про коня. Конь упорно не желал обучаться, и тогда наши высокопоставленные конюхи приняли решение: заменить строптивого коня на положительную кобылу. Правда, вороной кобылы не нашлось, пришлось брать в яблоках (!), перекрашивать и перебивать номер двигателя. Чтобы Будённый не заметил, решено было присобачить животному резиновый протез из интим-магазина.

-21

При определённом желании и таланте можно было бы сделать с таким сюжетом злую смешную сатирическую комедию, и мне пришлось бы туго воевать с таким продуктом. Но, к счастью, перед нами – высохший кизяк, поэтому топтать его легко и безвредно для организма.

Парад прошёл, конюхи радуются, но недолго: на них кто-то доносит, их всех в нижнем белье выводят в лесок и расстреливают.

-22

Конец фильма.

Я думаю, что, если был бы жив Высоцкий, он адресовал бы Дыховичному слова из своей песни: «Человече, опомнись! Что поёшь? Отдохни, ты устал!»

Голодных актёров, зашкварившихся в этом продукте, я, так и быть, осуждать не стану (там и молодой Игорь Угольников в форме НКВД скачет).

-23

А вот режиссёр и автор сценария Иван Дыховичный упал в моих глазах ниже некуда. Такого персонажа иметь в друзьях просто стыдно, Владимир Семёнович.

Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Афиша взята с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Прорва» (1992).