Найти тему
НУАР-NOIR

Кибер-маньяк в кибер-пространстве забытого кибер-триллера

-2

Мистико-фантастический фильм «Призрак в машине» (1993) заметно опередил свое время, но вместе с тем оказал влияние на формирование ставшего некоторое время спустя жутко популярным киберпанка.

Впрочем, нас эта лента поначалу привлекла, так как родилась гипотеза, что Джиллиан Андерсон пригласили в «Секретные материалы» по причине поразительной схожести с главой героиней этой киноленты. Однако данная версия, несмотря на жанровую изящность, не выдержала проверки фактами, ибо «Секретные материалы» стартовали несколькими месяцами ранее, чем состоялась премьера «Призрака в машине».

Однако связь между этими двумя проектами, несомненно, имеется, так как седьмой эпизод культового проекта не только идентичен названию фильма (Ghost In The Machine), но и вышел на ТВ фактически одновременно с фильмом.

При любом раскладе в данном случае подразумевалась изменение парадигмы знаменитой античной фразы «Бог из машины», которая имела в виду чудесное спасение посредством непредвиденных факторов. В случае с «призраком» («духом») вам предложили инверсию – неожиданную угрозу, исходящую от самых привычных вещей.

«Призрака в машине» можно трактовать как органическое развитие идеи «Макса Хедрума». Что будет, если живущий в сети персонаж будет не ироничным, а зловещим? Что случится, если случайно оцифруют маньяка?

Собственно предложенный вам серийный убийца тоже в высшей мере необычный, его суть доведена до ужасного методизма – он убивает тех, кого обнаружил в записных книжках, которые он регулярно похищает. Бессмысленность серийности, возведенная в Абсолют.

И именно такое существо переселятся в сеть, делая угрожающими и опасными для жизни любые предметы, которые так или иначе подключены к электрической розетке. Именно это можно полагать исходной точкой многочисленных триллеров и хорроров, когда смерть несёт привычная вещь (видеокассета, сотовый телефон, фотоаппарат и т.д.)

Тут вам предложена вся бытовая совокупность, что едва ли не впервые в кинематографе поднимает вопрос об опасности «умного дома» как такого, хотя подобное словосочетание ещё не было известно широким массам. В любом случае именно фильм указал на телефонный спам как средство исключительного психологического давления.

Кадр из фильма «Призрак в машине» (1993)
Кадр из фильма «Призрак в машине» (1993)

Всё остальное: опустошенные банковские счета, взрывающиеся микроволновки, агрессивные стиральные машины и т.д. - уже не кажутся чем-то «изысканным», что позволяет трактовать «Призрака в машине» как электробытовую инфернализацию, то есть технофобский рассказ о кошмаре повседневности.