«При сих во ваг лета видеша царь, князи, агуны, муллы и абазы и прочие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболеск видешася христианский со светом град в воздухе, и церкви и звон великий, яко ими дивиться и ужасно недоумея, что будет се» (видение князю Абалаку).
После нашего путешествия в село Покровское, о котором мы рассказывали в номере от 17 мая, отправляемся в село неописуемой красоты, в получасе езды от Тобольска. Именно здесь, на излучине сибирской реки Иртыш, раскинулся Абалак, в котором сегодня живет всего 785 человек. С древних времен истинными хозяевами Абалака были татаро-бухарцы, сиберы, ханты, манси и предки современных татар – протобашкиры. Но это до тех пор, пока на землю сибирскую не вступили русские…
Чудеса, да и только!
Поселение получило свое название от имени татарского князя Абалака, сына сибирского хана Мара. В те времена Абалак являлся своего рода крепостью: с трех сторон он был обнесен рвами и земляными залами, а с четвертой – стоял на крутом берегу Иртыша («до пяти сажень высоты»). За год до освоения земель сибирским Ермаком князю Абалаку пришло видение: вместо пустыря на земле возвышается современный монастырь церкви и золотой город. После этого в Абалаке и, позже, в Тобольске стали происходить необъяснимые чудеса.
Абалак считался укрепленным и безопасным от неприятеля местом, и не воспользоваться этим было бы странно. По легенде, сибирский хан Кучум, который был наслышан о приближении Ермака к его землям, спрятал в укрытии жену Сабулу с детьми. Что с ними сталось – история умалчивает, но в битвах за Абалак победу одержал Ермак. И это несмотря на то, что хан собрал 15-тысячное войско против мизерной армии Ермака (около 700 человек).
В Кунгурской летописи так описывают события под Тобольском: «Казацы по волии Божий единогласно глаголюще; с нами Бог, разумейте языцы и покарвйтеся, яко с нами Бог. И развишася вси воедино, и бысть брань велия октября 23 день емлющесь за руки секуще противным своя. Стояще Кучум на Чувашской горе и видев многое падение своих, зельие плакашеся и вси погании, повеле агунам и абызам своим вопити вельми кумиром молитву свою, спяще бо баги их и беспомощен пребыв и безчестен нудим невидимою Божиею силою и помышляя бежати. И бишеся три дня без опочиву неотступно».
Необъяснимо, но факт
Празднуя победу над сибирским ханом, Ермак отошел за Княжий луг, где вместе со своей дружиной разбил лагерь на мысу, напротив Чувашского. В 1587 году дворянин и воевода Даниил Чулков основал на этом месте «стольный город русской Сибири – Тобольск».
В своей книге историк Дмитрий Игнатьевич Копылов так описывает события после Чувашской битвы: «Хантейские и мансийские князья со своими отрядами покинули лагерь Кучума. Старый хан с остатками войска ушел на юг. 26 октября дружина Ермака без боя вступила в Искер. Многие сибирские племена сразу же признали власть русских, в которых они видели избавителей от ига татаро-бухарской знати. На сторону Ермака перешла часть татарских феодалов, враждовавших с Кучумом».
Глупо было бы предполагать, что сибирское ханство просто так отдаст собственные земли казакам. После того, как последние засели в Искере (столица Сибирского ханства с конца XV века и до начала XVI столетия, - прим. ред.), сын Кучума Алей вернулся в Сибирь с татаро-бухарскими отрядами, которые возглавил племянник Кучума, Маметкул.
Однажды казаки отправились под Абалак за рыбой, где подверглись неожиданному нападению со стороны армии хана. Прознав про это, Ермак собрал войско в составе 500 человек и, отправившись навстречу Маметкулу, разгромил его армию. Как позже писали летописцы, «брань велия на мног час».
Советский и российский историк Руслан Скрынников так писал об этой битве: «Сомневаться в том, что на стороне неприятеля был огромный численный перевес, не приходится. Бой на Абалаке был, куда долее упорным, чем на Чувашском мысу. Ни о какой панике на сей раз не было речи. Казакам предстояло либо победить, либо умереть. И они победили! Победа горстки казаков над военными силами обширного Сибирского ханства труднообъяснима. Ермак нанес противнику столь мощный удар, что тот долго не мог от него оправиться. Моральный фактор имел исключительное значение в войнах тех времен».
Как мы видим, победа Ермаку досталась чудесным образом. В 1585 году, после битвы под Абалаком, казаку явился святитель Николай Чудотворец, который объявил, что Абалаку суждено стать «жилищем Бога». В краткой Сибирской (кунгурской) летописи так описывается это явление:
«Нощию же той, явися Ермаку молящуя и пяти человеком в нощи, святий Николай, повелевая в чистоте зкити и прележный пост имети и всякие с братолюбием добродетием проходити и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь... и сие видение Ермак всем возвести».
В 1636 году местной вдове Марии, жившей на Абалакском погосте, приснился сон, в котором она увидела три парящие в воздухе иконы: Божией Матери, Святителя Николая и Преподобной Марии Египетской. От иконы Богородицы был глас: «Мария! Объяви об этом видении народу и скажи, чтобы на Абалакском погосте построили, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новую деревянную во имя «Знамения» Пречистой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами — по одну сторону святителя Николая, а по другую — преподобной Марии Египетской».
Только после нескольких повторных видений Мария осмелилась исполнить повеление святых, обратившись к архипастырю. После чего в Абалаке построили деревянную церковь, но простояла она недолго, сгорев дотла в 1680 году. По царскому повелению, на месте сгоревшей святыни в 1691 году закончили строительство каменной соборной церкви «Знамения» Пресвятой Богородицы. В середине XVIII века по правую сторону Знаменской церкви построили зимний храм святого Николая Чудотворца, а в 1752-90 гг. - колокольню с храмом преп. Марии Египетской (сегодня Вознесенская).
По материалам Тобольской епархии.
КСТАТИ
В прошлом году в Абалаке прошли съемки нового фэнтези «По щучьему велению», который планируется выпустить в прокат в октябре. По словам исполнительного продюсера картины Натальи Смирновой, натура – это такой же кастинг, только мест съемок.
- Редко бывает, когда ты приезжаешь в первый раз в первое место и сразу его утверждаешь. Нас зацепили в первую очередь необыкновенной красоты ландшафты. Во-вторых, мы снимаем сказку, в которой есть три больших путешествия двух главных героев, в том числе за скатертью-самобранкой и в Кощеево царство. И хочется, чтобы каждое путешествие выглядело по-разному. Поэтому мы выбрали Абалак и вашу невероятную природу.