Вчера состоялась встреча президента России с людьми, которых называют лидерами общественного мнения: военкоры, «блогеры», журналисты.
В прошлый раз такая встреча была вынужденным шагом. На фоне СВО определённые люди смогли набрать большое число подписчиков и за этот счёт обрести некий политический капитал. Вчера картина поменялась – Владимир Путин вёл разговор.
Во время просмотра записи вспомнилась статья Анны Райской, в которой она разбирала причину резкой популярности десятка «военкоров» и «военных экспертов». В своих выводах она указывает, что результат стремительного роста популярности - банальная накрутка ботами и, если всё правильно помню, предполагает, что за этим стоят определённые люди, желающие в использовать этот силовой информационный ресурс в политических целях.
Можно соглашаться с позицией Анны или же горячо спорить, но для чистоты эксперимента вы можете зайти на любой раскрученный канал, например, Собчак или любимая Ридовка, и сопоставить количество подписчиков с числом просмотра записей. Ещё стоит сделать некую поправку на то, что какая-то (а может и значительная) часть просмотров появляется за счёт того, что эту новость пересылают подписчики. Получаем: - Собчак. 1,2 млн подписчиков. Среднее число просмотров на сообщении старше недели – 350 тысяч. 29% - Ридовка. 2 млн подписчиков, 850 тысяч просмотров – 42,5%. - Поддубный. 880 тыс, 400 тыс просмотров – 45%. - Сладков. 1,05 млн, 500 тыс. – 48%. - Пегов – WarGonzo – 1,3 млн, 400 тыс, - 31%. Выводы делайте самим.
Вернёмся к встрече.
Обратим внимание на символический капитал участников. То есть следуют ли они неким традициям, в рамках которых проводятся мероприятия уровня президента страны?
Девушки одеты прилично, есть пара человек с галстуками, остальные, в лучшем случае – в костюме и с расстёгнутым воротником. Самые «хулиганы»: Сладков, Поддубный, Пегов. Они в футболках и непонятных куртках. Последний вообще с немытой головой, неподстриженной бородой и в кепке. Настоящие, а не показательные, манеры и статус популярного телеграм рассказчика выдавали только золотые часы. В остальном, видимо, ведущие «военкоры» хотели произвести впечатление «только с фронта». Более всего это вообще напоминало внешний вид украинской делегации на переговорах в Беларуси. Напомним, россияне были в костюмах, а украинские чиновники в камуфляже. Видимо, украинская культура потихоньку переписывает у некоторых граждан символический капитал.
Подписчики лидеров мнения ожидали дерзких вопросов в стиле их материалов в телеграме, но перед президентом и Коц, и Сладков, и Поддубный и остальные вели себя тихо, задавая сглаженные и корректные вопросы, в лучшем случае прося помощи в преодолении бюрократии. Вся военная аналитика и стратегические инициативы остались в соц. сетях.
Хотя Пригожина не упоминали, но дух его присутствовал. На то, что его имели ввиду, намекал и странный состав участников. Тут и бывший участник украинских майданов Подоляка, чей крупный план камера брала чуть ли не чаще чем В. В. Путина, и военкоры, и представители гос. СМИ, но как их выбирали? Вот, например, есть «блогер» Катруся с 73 тыс. подписчиков, но нет популярной выпускницы курсов военкоров ЧВК «Вагнер» Марьяны Наумовой с 83 тыс. подписчиков. По касательной поднимались темы ЧВК с намёком на «Вагнер» в части подписания контрактов с министерством обороны, о чём Пригожин сегодня сказал, что этого не будет. Корреспондент Зенин спрашивал президента что делать с бывшими заключёнными, получившими за участие в СВО амнистию и продолжающими злочинства. Путин ответил на провокацию словами Евгения Пригожина о том, что рецидив в 10 раз ниже, чем рецидив в целом.
Президент России отвечал на вопросы ровно и продемонстрировал глубокое владение материалом и деталями происходящих на фронте событий.
Кажется, что Путин умножил на ноль символический капитал информационной общественности, показав двойственность подходов.
Одна дама в телеграме даже по этому случаю ввела новый термин – «военкуры».
ЮСПА / @uspasu
МЫ в:
ВКонтакте: vk.com/uspasu
Телеграм: t.me/uspasu
Teletype: teletype.in/@uspasu
Twitter: twitter.com/uspasu