«На полу раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья я не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан. Писать с натуры. А возьмешь ружье, начнется охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву и груз. Беру и компас», – писал Константин Коровин о своих сборах на Север.
Тренд на арктический туризм художники открыли давно. До экспедиции на Шпицберген, в которой участвовал Иван Шультце, в те края отправились друзья-художники Валентин Серов и Константин Коровин. И было это в конце XIX века, когда о поисках экологии, аутентичности и экстремальных развлечений речи еще не шло. Художники поехали на поиски новых сюжетов, неизведанной натуры, тончайшей лирики и вдохновения.
Идея показать художникам Север возникла у Саввы Мамонтова, предпринимателя, мецената и покровителя искусств. В 1890-х годах он занимался строительством железной дороги в Архангельской области и предложил художникам необычный маршрут по Белому морю и Кольскому полуострову с последующим посещением Швеции и Норвегии. Непознанные земли манили творцов.
«Мы вас приговорили в Сибирь, в ссылку, - писал Мамонтов Коровину. – Вот что: в Нижнем [Новгороде] будет Всероссийская выставка, мы решили сделать проект павильона «Крайний Север», и вы должны поехать на Мурман. Вот и Серов хочет поехать с вами. Покуда Архангельская дорога еще строится, поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану».
«Развернутая географическая карта лежит на столе. Смотрю – действительно, Архангельск, а дальше – за Архангельском – ничего».
Приключений в «ничего» случилось немало: встретили медведя, боролись с мошкарой, заплутали в лесу, познакомились с самоедом, который носил на груди отрезанную голову горячо любимого отца. Девушки из глухого села Шалукты катали их по Северной Двине на лодке и угощали моченой морошкой, а монах из Печенгского монастыря потчевал рассказами о «медмедях» и богатых олених пастухах.
Выпала на их долю чудесная встреча с китом, «черной громадой корабля» появившегося и с каскадом брызг скрывшегося под водой. «– Валентин, – говорю я Серову. – Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка».
Поездка в сказку превратилось в элегические, монументальные панорамы, наполненные изумительным колоритом пульсирующей световоздушной среды в произведениях северного цикла Константина Коровина.
Свои впечатления от встречи мастер продемонстрировал при оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской художественной и промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде, и на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где спроектировал и декорировал Кустарный отдел. По словам Александра Бенуа, благодаря Коровину европейцы познакомились с «настоящим откровением Севера». Восхищенное жюри удостоило Коровина высочайшей награды Франции – ордена Почетного легиона.
В свою очередь особый творческий импульс от знакомства с удивительной красотой Русского Севера получил и Валентин Серов, что отразилось в серии работ, наполненных тонкими цветовыми отношениями и рефлексами.
"…на Севере свет все вбок светит - мокрый свет. Писать надо было быстро, ведь освещение могло поменяться в любой момент. Широкий мазок, беглое письмо хорошо передавали ощущение прохладного, прозрачного, очень влажного воздуха, а серебристо-серая гамма позволяла акцентировать внимание на ярких цветовых пятнах", - так вспоминал Валентин Серов трудности работы на северной натуре.
Путешествие длилось два осенних месяца 1894 г. и завершилось интересными творческими решениями и яркими впечатлениями, воплощенными в произведениях двух выдающихся мастеров. Увидеть их можно в музейных коллекция.