В приложении к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571) определены случаи, когда к участникам закупки предъявляются дополнительные требования на основании ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Требования для каждого случая разные, как и перечень документов, которыми участники закупок должны подтверждать свое соответствие им; корректное установление дополнительных требований — целое искусство, которому уделяется значительное внимание в профессиональной периодике.
Членам комиссии необходимо разбираться во всем этом ровно постольку, поскольку им приходится рассматривать документы, представленные участниками закупок в подтверждение своего соответствия требованиям, установленным в извещении о закупке. Ниже сформулированы рекомендации, следование которым позволит избежать наиболее распространенных ошибок.
В конце статьи вы найдете полный перечень рекомендаций, которые позволят заказчику избежать ошибок при подтверждении участника закупки соответствию установленным требованиям [ArticleMaterials=2541]
Убедитесь, что предмет представленного контракта соответствует установленным требованиям
Это часто встречающаяся ошибка, которая объясняется, скорее всего, обычной невнимательностью участников закупок.
Пример: В качестве документа, подтверждающего его соответствие дополнительным требованиям, предприниматель представил договор на поставку оборудования для системы медицинского газоснабжения (код ОКПД2 32.50.50.190), что не соответствует предмету проводимой закупки (выполнение работ по текущему ремонту). Следовательно, указанный договор не является подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным на основании поз. 15 приложения к ПП РФ № 2571.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 44-1433/22 (изв. № 0172200005522000091).
См. также решение Псковского УФАС России от 29.12.2022 по делу № 060/06/48-525/2022 (изв. № 0157300025222000446).
Впрочем, не спешите делать выводы по одному только названию контракта и его преамбуле. Иногда вопрос о том, как квалифицировать предмет представленного контракта, оказывается настоящей головоломкой.
Пример: При закупке работ по благоустройству городского парка один из участников решил подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям контрактом на оказание услуг по организации, проведению и техническому обеспечению культурно-массовых мероприятий, посвященных празднованию Нового 2019 года в г. Екатеринбурге.
Комиссия заказчика посчитала, что выполненные по данному контракту работы не относятся к строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений) или благоустройству территории. Из представленных актов следовало, что участник закупки осуществил строительство ледового городка и установил новогоднюю елку.
Правовая оценка УФАС: участник закупки подтвердил свое соответствие дополнительным требованиям, т. к. фактически им выполнялись работы по благоустройству территории. Согласно п. 11.5 Свода правил «Благоустройство территорий» (СП 82.13330.2016) средствами благоустройства следует предусматривать сезонное использование площадок для отдыха, переоборудовать их для отдыха в холодный и теплый периоды года. Функционально не загруженные открытые пространства рекомендуется адаптировать для зимних видов активного отдыха: катания на коньках, лыжах, санках и т.д. Допускается создание сезонных объектов из снега и льда при условии обеспечения безопасности использования.
Отсюда следует, что объекты из льда относятся к элементам благоустройства, а в целом выполнение работ в рамках представленного контракта было направлено на благоустройство территории с целью проведения культурно-массовых мероприятий.
Решение Хакасского УФАС России от 30.07.2020 по жалобе № 019/06/69-853/2020 (изв. № 0380300008320000039.
Объективности ради стоит заметить, что большинство контрольных органов не соглашаются считать работы по строительству ледовых городков работами по благоустройству территории (См. решения Ханты-Мансийского УФАС России от 23.11.2020 № 086/06/33-1954/2020 (изв. № 0187300006520002188), от 20.09.2022 № 086/06/31-1280/2022 (изв. № 0187300015622000177), Челябинского УФАС России от 17.10.2022 № 074/06/105-2859/2022 (№ 570-ж/2022) (изв. № 0169300000322002348).
Аргументация контрольных органов: Изготовление скульптур и горок для новогоднего оформления является специфической работой, относящейся скорее к декоративно-художественному оформлению, нежели к строительству каких-либо объектов, в т. ч. некапитальных строений/сооружений. Контрольный орган привел ссылку на п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ: некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и/или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в т. ч. киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Очевидно, что ледовые скульптуры и горки имеют прочную связь с землей, а их свойства не позволяют осуществить их перемещение и/или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик. А также благоустройству территории (В приводимом решении Ханты-Мансийского УФАС России от 20.09.2022 № 086/06/31-1280/2022 (изв. № 0187300015622000177) контрольный орган сослался на то, что Правилами благоустройства г. Сургута данные виды работ не отнесены к видам работ по благоустройству данного муниципального образования. Такой же критерий был применен и в решении Челябинского УФАС России от 17.10.2022 № 074/06/105-2859/2022 (№ 570-ж/2022) (изв. № 0169300000322002348). Результатом закупки должны стать не строительные работы, измеряемые в метрах квадратных или погонных и выполняемые строго по технологии в соответствии со строительными нормами и правилами, а скульптурные элементы, в которых наибольшую ценность составляет качество художественного исполнения.
Рассмотренный частный случай подтверждает, сколь непростым делом может быть анализ предмета представленного контракта с точки зрения принятия решения о том, считать ли опыт исполнения такого контракта надлежащим подтверждением соответствия участника закупки дополнительному требованию.
Убедитесь, что цена контракта соответствует установленным требованиям
Нередко цена контракта, представленного участником в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, оказывается меньше необходимого значения.
Пример: В подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям предприниматель предоставил сведения об исполнении договора с реестровым номером 1784232871921000172. Стоимость выполненных работ по данному договору составляет менее 20% от НМЦК проводимой закупки.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 44-1433/22 (изв. № 0172200005522000091). См. также решения ФАС России от 18.05.2022 по делу № 22/44/93/78 (изв. № 0351100000722000014), Владимирского УФАС России от 23.05.2022 № 033/06/48-330/2022 (изв. № 0128200000122002037).
Если представлены несколько контрактов, общая стоимость которых соответствует установленным требованиям, то убедитесь, что такие контракты заключены по результатам совместных торгов.
Единственным исключением из правила о предоставлении одного контракта или договора с ценой, соответствующей дополнительному требованию, является случай, предусмотренный в абз. 14 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. Согласно этой норме необходимым «опытом исполнения договора» также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам.
Подробнее о курсеОбучение для заказчикаУправление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов
Если участник закупки подтверждает наличие у него необходимого опыта совокупностью контрактов, заключенных по результатам совместной закупки, у комиссии заказчика нет оснований не засчитывать такое подтверждение.
Пример правовой оценки: В печатной форме «Сведения о документах участника закупок, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям» содержалась информация о том, что участник закупки подтверждает опыт контрактами, исполненными по результатам совместной закупки. Эта же информация содержится и в ЕИС: в карточках представленных контрактов указан один и тот же реестровый номер совместной закупки, в рамках которой заключались контракты.
Отклонение заявки участника закупки в связи с тем, что он подтвердил свое соответствие дополнительным требованиям несколькими контрактами, а не одним, являлось незаконным (Решение Мурманского УФАС России от 27.12.2022 по делу № 051/06/106-792/2022 (изв. № 0149200002322007092).
Но иногда участники закупок надеются, что заказчик зачтет в качестве необходимого опыта подборку из нескольких никак не связанных друг с другом контрактов.
Пример: Закупка услуг по организации школьного питания, НМЦК 17 117 629,61 руб. Установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с поз. 33 приложения к ПП РФ № 2571.
Вывод УФАС: участнику закупки следовало предоставить один исполненный договор с ценой оказанных услуг не менее 20 % от НМЦК проводимой закупки (3 423 525,92 руб.). Вместо этого им были представлены четыре контракта, цена каждого из которых меньше указанной суммы.
Решение Якутского УФАС России от 12.04.2022 по делу № 014/06/59-412/2022 (изв. № 0116300000222000068). См. также решения Санкт-Петербургского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 44-1433/22 (изв. № 0172200005522000091), Дагестанского УФАС России от 08.06.2022 № 005/06/106-1077/2022 (изв. № 0103200008422001407), Воронежского УФАС России от 19.05.2022 по делу № 036/06/48-495/2022 (изв. № 0131300000622000532), Ставропольского УФАС России от 18.07.2022 по делу № 026/06/105-1245/2022 (изв. № 0321300002922000060).
Убедитесь, что участником закупки представлены именно те документы, которые требовались
Например, вместо актов выполненных работ (по форме КС-2) могут представить справку об их стоимости (по форме КС-3). Однако такая справка не подтверждает соответствие участника закупки дополнительному требованию, потому что не содержит наименований видов работ, выполненных участником закупки, и сведений об их объеме (Решение Хабаровского УФАС России от 18.05.2022 № 7-1/104 по делу № 027/06/106-635/2022 (изв. № 0122300006122000456).
А вместо положительного заключения экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, предусмотренного поз. 6 приложения к ПП РФ № 2571, может быть предоставлено… внутреннее заключение о приемке, которое составил заказчик по контракту, представленному в подтверждение соответствия дополнительному требованию.
Пример правовой оценки: Предоставленное участником закупки экспертное заключение государственного казенного учреждения Новосибирской области «Хозяйственное управление» не соответствует требованиям извещения о закупке, т. к. данное учреждение не является организацией, уполномоченной на проведение государственной или негосударственной экспертизы, а является лишь государственным заказчиком по контракту, представленному в подтверждение наличия у участника необходимого опыта. Данное экспертное заключение оформлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, тогда как согласно извещению, требовалось предоставить положительное заключение экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий в рамках ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Решение Красноярского УФАС России от 12.04.2022 № 024/06/105-863/2022 (изв. № 0119200000122002183).
Не отклоняйте заявки со ссылкой на непредоставление участниками документоа, которые они и не должны предоставлять
Помните, что в силу ч. 1 ст. 27 Закона № 44-ФЗ не допускается отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным законом. Если ПП РФ № 2571 нет недвусмысленного указания на необходимость предоставления какого-либо документа, значит участники закупки не должны его предоставлять.
Пример: В пакете документов, представленном участником закупки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ № 2571, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не сопровождались техническими планами. Это послужило причиной для отклонения заявки, т. к. без технического плана объект капитального строительства не может быть поставлен на государственный кадастровый учет.
Правовая оценка УФАС: технический план разрабатывается в целях постановки объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с ПП РФ № 2571. Отсутствие технического плана в составе заявки не может являться основанием для ее отклонения.
Решение Якутского УФАС России от 28.03.2022 по делу № 014/06/54.1-385/2022 (изв. № 0816500000622002097). См. также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2022 по делу № А58-2635/2022.
Проверьте, за какой период участником закупки был получен необходимый опыт
Участники закупок нередко забывают об универсальных требованиях к сроку подписания «закрывающих документов», которые содержатся в абз. 4 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. Вполне может оказаться, что документы, подтверждающие выполнение работ, подписаны ранее чем за пять лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
Пример: В подтверждение наличия опыта выполнения работ по поз. 7 приложения к ПП РФ № 2571 участником закупки представлен договор от 01.09.2013 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству двух многоэтажных жилых домов (№ 1 и 2), акты приемки выполненных работ и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Вместе с тем разрешение на ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого дома № 2 подписано 10 августа 2016 г., что не соответствует требованиям ПП РФ № 2571.
Решение ФАС России от 18.05.2022 по делу № 22/44/93/78 (изв. № 0351100000722000014). Не обнаружив этот факт и признав заявку участника закупки соответствующей требованиям извещения о закупке, члены комиссии заказчика допустили нарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Не забывайте, что в ряде случаев представленный участником контракт должен быть заключен в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ
Случаи подтверждения опыта участника закупки контрактом, заключенным по Закону № 44-ФЗ, или договором, заключенным по Закону № 223-ФЗ, перечислены в абз. 5 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571 (табл. 2).
Позиция
Работы/услуги, при закупке которых предъявляются дополнительные требования
Опыт, который подтверждается контрактом, заключенным по Закону № 44-ФЗ, или договором по Закону № 223-ФЗ
п. 1 поз. 2
Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов
Опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов
п. 1 поз. 9
Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории
Опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории
п. 1 поз. 10
Работы по капитальному ремонту ОКС (за исключением линейного объекта)
Опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту ОКС
п. 1 поз. 11
Работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных поз. 18, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги
Опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги
п. 1 поз. 12
Работы по сносу ОКС (в т. ч. линейного объекта)
Опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу ОКС (в т. ч. линейного объекта)
поз. 14
Услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений
Опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений
п. 1, 2 поз. 15
Работы по текущему ремонту зданий, сооружений
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту ОКС
п. 2 поз. 17
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги
Опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги
п. 1, 2 поз. 18
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги
поз. 32
Работы по техническому обслуживанию (монтаж и наладка; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; ремонт) медицинской техники, включенной в коды ОКПД2 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122
Опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники
поз. 33
Услуги общественного питания и/или поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления
Опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и/или поставки пищевых продуктов
поз. 34
Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий)
Опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)
поз. 35
Услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению
Опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению
поз. 36
Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий
Опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий
Позиции, перечисленные в таблице 2, можно разделить на две категории:
- Позиции 14, 32–36, по которым подтвердить наличие необходимого опыта можно исключительно контрактом/договором, заключенным по Закону № 44-ФЗ или по Закону № 223-ФЗ (других способов подтвердить соответствие дополнительным требованиям эти позиции не предусматривают);
- Остальные позиции, по которым требование о наличии опыта можно исполнить разными способами:
- предоставлением контракта/договора с точно таким же предметом, как в наименовании позиции (в этом случае должен предоставляться исключительно контракт/договор, заключенный по Закону № 44-ФЗ или по Закону № 223-ФЗ);
- предоставлением договора на выполнение работ более высокого уровня сложности (и это необязательно должен быть контракт/договор, заключенный по Закону № 44-ФЗ или по Закону № 223-ФЗ).
Например, при закупке «работ по капитальному ремонту ОКС (за исключением линейного объекта)», указанных в поз. 10 приложения к ПП РФ № 2571, участник закупки может представить исполненный контракт/договор на выполнение работ по капитальному ремонту ОКС. В таком случае это должен быть контракт/договор, заключенный по Закону № 44-ФЗ или по Закону № 223-ФЗ.
Если же у участника закупки нет опыта исполнения контракта/договора с таким же точно предметом, какой указан в рассматриваемой позиции приложения к ПП РФ № 2571, это не означает, что он лишен доступа к закупке с дополнительными требованиями. Такой участник может подтвердить наличие у него:
- опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции ОКС (за исключением линейного объекта);
- опыт выполнения работ по строительству, реконструкции ОКС (за исключением линейного объекта) в качестве застройщика.
Очень важно, чтобы члены комиссии заказчика сумели разобраться в рассматриваемом вопросе перед принятием решений о судьбе поступивших заявок на участие в закупке. Как показывает практика, многие в этом путаются, и это приводит к ошибкам двух видов:
- Не отклоняют заявки в тех случаях, когда участник закупки должен был подтвердить наличие опыта исключительно контрактом/договором, заключенным по Закону № 44-ФЗ или по Закону № 223-ФЗ, однако представил какой-то иной документ.
Пример: В извещении о закупке работ по благоустройству установлены дополнительные требования в соответствии с поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571. Участник закупки подтвердил наличие у него опыта работы гражданско-правовым договором на выполнение работ по благоустройству приусадебной территории, заключенным с ООО «Аква-Азимут».
Правовая оценка УФАС: если участник закупки подтверждает наличие у него опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, то такие работы должны были выполняться им по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или по договору, заключенному в соответствии с Законом № 223-ФЗ (абз. 5 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571).
ООО «Аква-Азимут» не является заказчиком в соответствии с ч. 2. ст. 1 Закона № 223-ФЗ. Следовательно, гражданско-правовой договор на выполнение работ по благоустройству приусадебной территории, заключенный с указанной организацией, не выполнялся в рамках Закона № 223-ФЗ, а потому не может подтверждать соответствие участника закупки дополнительному требованию.
Решение Ставропольского УФАС России от 05.05.2022 по делу № 026/06/99-756/2022 (изв. № 0321300002922000018).
- Отклоняют заявки в связи с предоставлением участником закупки договора, заключенного не в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ, хотя в конкретном случае нет оснований для такого требования.
Пример: В подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571, участник закупки представил договор на выполнение работ по строительству одноэтажного жилого дома, заключенный с физическим лицом. Заявка была отклонена на том основании, что представленный договор не является контрактом по Закону № 44-ФЗ или договором по Закону № 223-ФЗ.
Правовая оценка УФАС: ПП РФ № 2571 не содержит требований о том, что договор на строительство объекта капительного строительства непременно должен быть заключен и исполнен в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ. Оснований для отклонения заявки не было.
Решение Ставропольского УФАС России от 25.04.2022 по делу № 026/06/48-714/2022 (изв. № 0121300003222000038).
Отдельно стоит отметить, что контракты, заключенные в соответствии постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, не приравниваются к контрактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, для целей применения ПП РФ № 2571.
Продолжение смотрите здесь - вас ждут еще 7 полезных рекомендаций. А пока скачайте шпаргалку с полным перечнем рекомендаци, которые позволят заказчику избежать ошибок при подтверждении участника закупки соответствию установленным требованиям.