Антиутопии — непростой жанр для многих. И я не исключение. Хватит пальцев на руках, чтобы перечислить прочитанное. А понравившегося и того меньше. Моя самая любимая антиутопия — роман Яны Вагнер «Вонгозеро». И его продолжение, «Живые люди», тоже вполне достойное произведение.
Но я надеюсь найти ещё что-то, что меня потрясёт так же, как книга Вагнер. За советом я обратилась к постоянной читательнице канала «Библио Графия», человеку, который разбирается в жанре фантастики куда больше меня, — Надежде Арсёновой. И она поделилась лучшими на её взгляд современными российскими антиутопиями. Вот этот список
Расскажите, читали ли вы что-то из этого списка; какие впечатления о прочитанном; что можете сами порекомендовать. Очень-очень ждём вас с Надей в комментариях. Пишите Надежде вопросы. Пользуйтесь случаем.
1. Вера Богданова «Павел Чжан и прочие речные твари»
2021 г.
Жанр - антиутопия, социальная фантастика.
Яркий пример современной социальной прозы, в которой за глобальными событиями разворачиваются вполне личные трагедии отдельных людей.
Недалёкое антиутопическое будущее (события разворачиваются в 2049-2050-х годах), Россия - фактически колония Китая, повсюду внедряется тотальный цифровой контроль и население собираются чипировать, а противостоит этому оппозиционная группировка «Контрас». Но надежды, кажется, нет...
Это история талантливого программиста крупной китайской компании в Москве. Главного героя, детдомовца Павла, в детстве растлил влиятельный человек. С тех пор у него появилось тёмное альтер-эго - Шваль. Прошло много лет, но жажда мести не отпускает внешне холодного и замкнутого программиста.
Павлу нужно всего лишь хорошо проявить себя в новом проекте. А проект этот напрямую связан с чипизацией российского населения. Да, это не самая лучшая перспектива для страны. Но с другой стороны, эти чипы будут помогать отслеживать преступников, таких как педофил «Просто Костя», который до сих пор остался безнаказанным.
И в Китае, куда так стремился попасть Павел, тоже всё оказалось не так уж просто - у проекта оказались неизвестные программисту цели...
2. Татьяна Замировская «Смерти.нет»
2021 г.
Жанр - философская антиутопия, киберпанк, с детективным элементом и постапокалиптикой.
Реальность, в которой разворачиваются события романа, — близкое постапокалиптичное будущее. Побеждены все болезни, кроме гриппа, который ежегодно возвращается смертоносными новыми штаммами. Плюс постоянно происходят теракты — отголосок войны, о которой никто не говорит открыто. Адаптацией к постоянной угрозе внезапной смерти стала программа цифрового копирования сознания — люди раз в год делают бэкап своей памяти. Если они вдруг умрут, их родные смогут активировать последнюю копию и общаться с ней через Интернет.
Дубликат человеческого сознания уверен, что он является тем самым человеком, которого скопировали. Хотя, конечно, это всего лишь digital-копия того, кто умер безвозвратно. И реальность, в которой находится эта копия, — её собственная память. Чтобы мёртвым не было одиноко в мире собственной памяти, правительство объединяет индивидуальные памяти дубликатов, и их мир становится неотличим от нашего. Разве что это мир, которым его помнят умершие: коллективный контекст, интернет для мёртвых.
В какой-то момент «мёртвым» стало скучно и они прорвались в аналоговый мир, чтобы поразвлекаться с «умными» домами и др. Тогда глобальное правительство сдалось, разрешив объединение коллективной памяти умерших. Так у копий появился целый мир, где те «живут» практически обычной жизнью, могут общаться друг с другом, а значит заводить отношения.
Здешний мир мёртвых соткан из воспоминаний цифровых копий. Практически каждый предмет в нём — лишь отражение чего-то реального, искривлённое массовым сознанием, — а потому немного разный для каждого.
Главная героиня, очнувшись здесь после смерти, больше всего переживает из-за того, что муж не хочет с ней общаться. Выяснится, что он её убил. Она захочет выяснить причину...
3. Дмитрий Данилов «Саша, привет!»
2022 г.
Жанр - антиутопия, социальная философская фантастика.
Саша — это пулемёт, «страшный, белый пулемёт с многочисленными дулами». Ему дали имя и выкрасили белой краской для того, чтобы процесс смертной казни (СК) выглядел более человечно, ведь в светлом будущем гуманно всё. Именно словами «Саша, привет!» встречает его филолог-преподаватель Серёжа, приговорённый к СК за то, что по обоюдному согласию и предварительному сговору, без применения насилия вступил в сексуальные отношения со своей не достигшей совершеннолетия (21 года, по новым законам) студенткой, «очень красивой девушкой».
Теперь Серёжа живёт на комбинате в ожидании смертной казни. Его камера больше напоминает гостиничный номер, он может заказывать различную еду, пользоваться соцсетями, звонить домой и даже продолжать работать.
Однако каждое утро в 11 часов Серёжа в сопровождении охранника обязан выходить на прогулку в прекрасный парк через Красную зону. Она же зона поражения, где Саша может выстрелить и разнести его тело в клочья за полсекунды в любой момент, сегодня, завтра, через месяц или через год. Когда именно – приговорённый не знает. Переживание отложенной смерти – основная коллизия этого текста в 81 эпизоде, названного романом.
Происходящее абсурдно, это подчёркивается отношением к действительности и самого героя, и его матери с женой - они даже не хотят с ним разговаривать, аргументируя это тем, что он уже мёртв.
Поразительно ещё то, что все воспринимают происходящее как должное - абсолютно нейтрально, буднично, как само собой разумеющееся. Это подчёркивается нарочито простым языком, читается как пьеса.
По настроению напомнила мне «Процесс» Кафки» и «Приглашение на казнь» Набокова.
4. Андрей Рубанов «Хлорофилия» дилогия
2009 - 2010 г.
Жанр - социальная фантастика, антиутопия, элементы постапокалиптики.
- 1. «Хлорофилия», 2009 г.
Действие происходит в 22-м веке. Глобальное потепление. Население России настолько уменьшилось, что живёт в одной Москве. Власть будущего отдала Сибирь китайцам, и они платят москвичам ренту - на жизнь хватает, можно не работать. В Москве вполне комфортно, на периферии полная разруха. Общество поддалось натиску ущербности застывшего благополучия. Оно постепенно осыпается под весом своих пороков, точно старые холсты, набравшие влаги.
Но и в Москве на самом деле всё очень странно, потому что столицу захватила гигантская многометровая трава, которую невозможно одолеть: она растет с фантастической скоростью и забирает себе все солнце. И не только солнце. Поэтому жить все более-менее обеспеченные люди предпочитают на верхних этажах небоскрёбов. На нижних соответственно деклассированные элементы - нищие, наркоманы и т. д. Они потихоньку едят траву и не знают, к каким последствиям это может привести...
Главный герой - преуспевающий московский журналист. Он узнаёт, что и сейчас-то не очень, несмотря на весь технический прогресс и китайские деньги, а вот-вот всё будет и совсем плохо… А у него, между прочим, девушка беременная. И его только что сделали шеф-редактором журнала.
- 2. «Живая земля», 2010 г.
Книга рассказывает о том, что происходит спустя 20 лет после событий «Хлорофилии». Из полуразрушенной Москвы богатые уехали в названую столицу, новый сверхсовременный город под куполом, основанный где-то в Сибири. Так называемая «грибница» уже почти полностью истощена, и в год бывает не больше двадцати новых побегов, но тема Стеблей еще не закрыта. Москва пала, но новое поколение продолжает там жить. И именно этим молодым людям посвящен роман - главный герой сын журналиста. Он зарабатывает тем, что таскает заказы на верхние этажи и узнает, что всех талантливых людей перевозят под купол - жить там гораздо комфортнее, и никому нет дела до того, что происходит за его пределами.
Мы встретим знакомых из первой книги, хотя при желании можно читать две части отдельно.
5. Вадим Панов. Трилогия «Аркада»
2019 - 2020 г.
Жанр - социальная фантастика, антиутопия, киберпанк, элементы постапокалиптики и детективного триллера.
В книгах показаны 3 варианта развития событий, как в «Калифорнийском триптихе" Кима Стэнли Робинсона. Эпизоды сюжетно не связаны, но героев зовут одинаково - это подчёркивает, что обстоятельства влияют на людей, и в разных обстоятельствах люди тоже меняются, могут вести себя по-разному.
- 1. «Эпизод первый. kamataYan» 2019 г.
Нет, это не фантастика. Искусственные продукты, ДНК-модифицированные вирусы, очки дополненной реальности, поголовное внедрение чипов, безошибочно идентифицирующих каждого жителя Земли — мы знакомы с этими технологиями, называем их достижениями и не задумываемся над тем, как они могут быть использованы. Потому что страшно задумываться над тем, что технологии не только делают нашу жизнь комфортнее и лучше, но и убивают.
Нотки африканизации Европы, в том числе Берлина. Глобальная программа слежения, вносящая даже просто тех, кто не улыбается, в список подозрительных и неблагонадёжных. Победившая толерантность, свободный секс, и при этом сильное социальное расслоение — деление на условных орков и эльфов, фактически элоев и морлоков. Частные охранные службы, являющиеся прикрытием для банд.
Это не роман-предупреждение, а проза завтрашнего дня.
Головокружительный триллер о борьбе за власть, свободе и любви. О том, что ожидает наш мир.
- 2. «Эпизод второй. suMpa» 2019 г.
В 2029 году с системой воюют все. И те, кто ее построил, на ком она зиждется, кто является ее основой. И те, кто совсем недавно ей служил. И ее жертвы. И идейные противники. И многие, многие другие.
Кто из них сможет покачнуть, а то и обрушить систему? Кто сможет перевернуть мир?
Опять, как и в Эпизоде Первом, – вирус, меняющий мир и расстановку сил в нём. Только в этот раз вирус не так прост и избирательно поражает только тех, кто старше 42 лет.
Противопоставление молодых и старых наиболее интересный ход романа.
Много рассуждений на тему потребительства, экологии и эскапизма.
Все население Земли лишили естественного зрения, заменив на непрозрачные, неотключаемые, неудаляемые наноэкраны. Бомжей и мультимиллиардеров. Стариков и детей. Полицейских и бандитов.
Роман – предупреждение об опасности тотальной виртуализации действительности.
- 3. «Эпизод третий. maNika» 2020 г.
Мир постоянно меняется. То, что недавно казалось фантазией, завтра станет реальностью, а послезавтра — обыденностью. Так люди, которые еще десять лет назад стали бы инвалидами, получают управляемые нейрочипами импланты и протезы, делающие их возможности куда шире, чем до операции. Затем уже обычные и здоровые люди хотят себя улучшить, и эта мания, оставшись без контроля, способна перейти все границы. Может ли быть здоровым общество, где разрыв в физических возможностях людей становится все больше? А если добавить к этому страшную эпидемию болезни, способной прервать вашу жизнь всего за пару дней?
Выжившие после некроза Помпео меняют кости на протезы, постепенно превращаясь в киборгов-«пингеров».
Социальная и политическая картина тоже изменилась. В Америке принят жёсткий закон против домогательств. Европа стала «тёмными территориями», где правят племенные князьки-варлорды, а островки цивилизации редки и осаждаемыми дикарями.
Технически цивилизация шагнула вперёд. Микродроны, биохакинг. Широко применяются боевые и гражданские импланты-«пинги», управляемые нейрочипом maNika. Человека можно проапгрейдить до того, что он сможет летать, погружаться на глубину или выходить в открытый космос.
Гротескно, даже карикатурно живописуются толерантно-тоталитарные и гангстерские реалии Америки недалёкого будущего.
***
Вот такой крутой обзор лучших отечественных антиутопий от Надежды Арсёновой.
Расскажите, что из перечисленного читали? А что хотели бы прочитать?