Елена ШАРКОВА
19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств открыли памятник Пушкину работы скульптора Михаила Аникушина.
Конкурс на лучший проект памятника Пушкину объявили ещё в 1947 году. Тур шёл за туром, а победителя всё не было. Наконец в 1949 году победил эскиз молодого скульптора Аникушина — молодого не по возрасту (ему было уже тридцать два), а по опыту: он только два года как окончил Академию художеств.
Почему жюри выбрало именно его эскиз? Ведь в конкурсе участвовали более матёрые претенденты. Стоит посмотреть на памятник, и станет понятно, почему: каждый петербуржец с самого детства представляет себе Пушкина именно таким. Весь — движение, весь — порыв, стремительность, и вместе с тем — достоинство и уверенность. Эта бронзовая фигура на гранитном постаменте идеально сочетается с классическим обликом города — кажется, что памятник стоял тут всегда.
Перед тем, как воплотить эскиз в жизнь, Аникушин изучал рукописи Пушкина, его портреты, его собственные рисунки. Над правой рукой, отведённой в эффектном жесте, скульптор работал долго, пока не нашёл единственно верное решение: она словно замерла на долю секунды и сейчас или продолжит взмах, или опустится. Лицо поэта сосредоточенно и вдохновенно. Скорее всего, он декламирует стихи. По воспоминаниям современников, его чтение производило на слушателей ошеломляющее впечатление, так просто и ясно поэт произносил свои гениальные строки.
Что именно читает аникушинский Пушкин, можно только догадываться. Но явно что-то жизнеутверждающее. Скульптор говорил: «Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем». Так и есть — радость, солнце, жизнь.
Аникушин создал ещё несколько памятников Пушкину. Но именно этот, на площади Искусств перед Русским музеем, остаётся самым известным, самым петербургским, самым живым. Великий подарок великому человеку.