Найти тему
СКДБ им. А.Е. Екимцева

Василий Сухомлинский. Год педагога и наставника. Культурный гид.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — знаменитый советский педагог-гуманист.

Он был новатором в образовании, выступал против наказания детей и за уважение личности ребенка.

Книга Сухомлинского "Сто советов учителю" является культовой в Китае. Прочитав его произведения, многие в этой стране хотят стать учителями.

Василий Александрович считал, что в школах мало учат настоящей жизни, а оценки по предметам вредят детям.

-2

О Сухомлинском говорили: «Он живет школой. И он живет в этой школе!».

Система Сухомлинского во многом построена на приобщении к природе. В хорошую погоду он проводил уроки в саду под голубым небом и вместе с учениками сочинял истории о муравейниках, листьях и облаках. С помощью окружающего мира педагог пробуждал в детях поэтическое творчество.

-3

Будучи директором Павлышской школы, Сухомлинский работал с необучаемыми детьми. Они почти не разговаривали, не смеялись и плохо запоминали. На прогулках "под голубым небом" педагог концентрировал их внимание на красоте природы. И спустя время дети начинали сочинять миниатюры о солнце, каплях росы и листьях деревьев.

В итоге все 107 детей, которые пришли в Павлышскую школу малоспособными стали умными и образованными людьми.

Рабочий день Василия Александровича начинался в 4 часа утра и заканчивался поздно вечером. Каждое утро он лично встречал на пороге школы своих учеников и учителей и каждого приветствовал по имени.

7 принципов воспитания Василия Сухомлинского:

1. Научить жить. Главная проблема молодых родителей, о которой он говорил и которая актуальна по сей день – неумение жить семьей и преодолевать кризисы.

2. Быть настоящим отцом. По мнению В. Сухомлинского, отцу следует непрерывно заниматься самовоспитанием. Это один из самых великих способов влияния на детей.

3. Быть талантливым родителем. Ведь дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

4. Быть мудрым учителем. Самая большая ошибка учителей – постоянно констатировать неуспех ученика. Сухомлинский говорит о том, что следует помнить об особенностях и способностях каждого. Задача школы – развить их в ребенке как можно больше.

5. Воспитывать без наказаний. Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания.

6. Развивать любознательность. Учите ребенка наблюдать, находить причинно-следственные связи. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

7. Уметь делать домашние задания быстро. В. Сухомлинский писал о важности всегда делать уроки в одно и то же время, так как это приучает к усидчивости и самостоятельности.

Сухомлинский всю свою, к сожалению, короткую жизнь проработал в школе, написал 50 монографий, около 30 книг, свыше 1500 сказок для детей, около 600 статей о воспитании и обучении подростков.

Все материалы для статьи взяты из открытых источников.