... смерть его стала поводом для легенды, до сих пор кочующей в околонаучных, но очень "национально сознательных" кругах. Нарбута отравили большевики – утверждают там – за то, что он нарисовал гривню!
Олесь Бузина "Тайна смерти автора гривны"
Хотя это и странно воспринимать, но автор эскизов первых государственных печатей, почтовых марок, денежных знаков внезапно возникшей на волне русской революции 1917 года украинской государственности Георгий Иванович Нарбут не относился ни к рьяным галицийским националистам, ни к потомкам обукраинившихся поляков. И хотя с малой родиной связи не порвал, но вряд ли вернулся бы, если бы не та самая революция.
Родился Нарбут Г. И. в селе Нарбутовка Глуховского уезда Черниговской губернии в 1886 году в небогатой дворянской семье. Род его отца происходил из казацкой старшины времён гетманщины. В 1708 году в г. Глухове, ровеснике Москвы и Городца, отвергли власть предателя Мазепы и даже символически сожгли его соломенное чучело. После этого г. Глухов стал резиденцией малороссийских гетманов вплоть до ликвидации Гетманщины и учреждения Малороссийской губернии при Екатерине II, столицей которой опять стал г. Глухов. Правда, с того времени Глухов всё больше превращался в провинциальный городок, хотя и с прочными традициями.
Во время учёбы в Глуховской классической гимназии Георгий Нарбут увлёкся книжной иллюстрацией и геральдикой. В 1904 году за свои работы получил грамоту от уездного земства. В 1906 году он вместе с братом Владимиром переехал в Петербург, где поступил в Санкт-Петербургский университет сначала на факультет восточных языков, потом перешёл на филологических. Его брат Владимир Нарбут стал потом известным поэтом, а Георгий продолжил своё увлечение живописью, сошедшись в среде студентов с такими же художниками-любителями. Вот тогда, благодаря устроенной любительской выставке, с рисунками Нарбута Г. И. познакомился его фактический невольный учитель знаменитый художник-иллюстратор Иван Билибин. Билибин И. Я. был восхищён работами самодеятельного художника и немало способствовал его карьере в изобразительному искусстве.
В 1910 году Нарбут Г. И. стал членом известного сообщества художников "Мир искусства", а в 1916 вместе с Е. Лансере, К. Петровым-Водкиным, И. Билибиным он был избран в комитет этого объединения. В 1913 году Нарбут Г. И. принял участие в создании Малороссийского гербовника. С мая 1915 года получил должность канцелярского служителя департамента геральдики. Позднее Георгий Нарбут был призван на военную службу, но на войну не попал, а занимался текстовым и графическим редактированием книги о 50-летии Красного Креста.
Вот время войны Георгий Иванович принял участие и в создании военной пропаганды. Одним из самых больших его заказчиков был журнал "Лукоморье". Революция 1917 года застала Нарбута Г. И. в Петрограде. Вместе с ещё некоторыми деятелями искусства он стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве. Весной 1917 года Нарбут Г. И. по поручению Особого совещания отправился в г. Киев, чтобы принять меры по сохранению наследия архитектора Растрелли в Мариинском дворце. Но на месте оказалось, что всё было перестроено ещё в 1870-е годы и предмет командировки исчерпан. Зато местные власти предложили ему принять участие в создании Украинской академии искусств, ректором которой он стал в начале 1918 года.
В конце 1917 года правительство УНР озаботилось тем, что у этого странного политического конструкта нет ни собственной валюты, ни знаков почтовой оплаты. Обратились к Нарбуту Г. И. и его ученикам, так и родились первые украинские купюры и почтовые марки. Пока запускался процесс, в Киеве произошёл переворот, и к власти пришёл с помощью немецких войск гетман Скоропадским П. П. Нарбут Г. И., вернувшийся в Киев под влиянием своего знакомого по г. Чернигову и работы над гербами черниговского дворянства Дорошенко Д. И. (министр иностранных дел у Скоропадского П. П.), занял должности руководителя Экспедиции заготовления государственных бумаг и председателя Главного управления по делам искусств. В этом статусе он остался и при наступлении Директории во главе с Петлюрой и Винниченко. После восстановления в 1919 году в Киеве советской власти Нарбут Г. И. оказался полезен и большевикам, заняв должность начальника отдела пластических искусств комиссариата по делам искусства и национальной культуры, кроме того возглавил комиссию по организации Второго государственного музея. Ему светила, казалось бы, блестящая карьера, но в мае 1920 Георгий Иванович Нарбут умер после продолжительной болезни тифом.
За всё время своей недлинной жизни Нарбут Г. И. стал автором иллюстраций к басням А. И. Крылова, сказкам Г. Х. Андерсена, поэмам А. С. Пушкина, стихам и сказкам В. А. Жуковского, рассказам Шолома Аша и многим, в наше время, малоизвестным авторам. И, кстати, свою грамоту от Глуховского земства, он получил, в первую очередь за работу "Герб города Москвы". Олесь Бузина очень красочно высказался о том, какой образ этого талантливого художника стал определяющим для посмертных биографий:
Имя этого графика не было забыто даже в советские времена. О нем выходили статьи и книги. Его творчество изучали в художественных институтах и ставили в пример новым поколениям мастеров кисти. Правда, о сотрудничестве Нарбута с властями Украинской Народной республики не вспоминали. Официально он значился украинским советским художником. Очень известным и талантливым. Хотя с таким же успехом Георгия Ивановича можно назвать и "антисоветским". Или "русским".
Брат Георгия Нарбута Владимир был куда более включённым в реальную политику. Став известным поэтом и издателем, он был в 1920-х годах переведён в Москву, где руководил издательством "Земля и фабрика", а также был редактором журнала "30 дней", в котором впервые был напечатан роман Ильфа Петрова "12 стульев". Но внезапно он попал в немилость, был обвинён в связях с белогвардейцами во время гражданской войны, исключён из партии и в 1936 году осужден на 5 лет, из лагеря Владимир Нарбут уже не вернулся.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.