Мировой суд в Москве назначил «Яндексу» штраф в 2 млн рублей за то, что компания не предоставила ФСБ информацию о пользователях сервиса «Яндекс.Услуги», сообщает ТАСС. Представитель компании в суде признал нарушение и просил не назначать максимальную сумму штрафа в 6 млн рублей.
В этот раз речь шла о повторном нарушении, первое было в 2022 году, штраф по нему составил 400 тысяч рублей. Тогда юрист компании заявил, что у «Яндекса» нет возможности соблюдать законодательство из-за антироссийских санкций, которые не позволяют закупать иностранное оборудование и программное обеспечение. О каком именно оборудовании может идти речь, говорит генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник:
Леонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «Речь идет о «законе Яровой», «Яндекс» подпадает под его действие, так как это организатор распространения информации в интернете. Подобные организаторы распространения информации, равно как и операторы связи, по букве «закона Яровой», обязаны хранить в течение шести месяцев весь контент, который произвели и передали пользователи. Также они должны предоставлять его органам, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, упрощенно говоря, спецслужбам. Это требование, которое возникает из «закона Яровой». Из закона об информации, информационных технологиях и защите информации следует, что организатор распространения информации в интернете обязан обеспечить и СОРМ, систему оперативно-розыскных мероприятий, которая устанавливается по согласованию с органами ФСБ. На суде речь шла либо о СОРМ, либо об оборудовании, которое позволяет хранить информацию сервиса «Яндекс». В обоих случаях линия защиты «Яндекса» выглядит странно. Если мы говорим про СОРМ, это оборудование испокон веков было только отечественным. Если речь об оборудовании для хранения пользовательского контента в течение шести месяцев, то в России есть десяток компаний, чьи серверы и системы хранения данных находятся в реестре отечественного оборудования, который ведет Минпромторг. Операторы сотовой связи спокойно решили эту проблему год назад, притом что у них на несколько порядков больше контента, который они обязаны хранить».
Компания просто не хочет тратить деньги на закупку оборудования для хранения информации, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Яндекс» — это общественный распространитель информации. По российским законам он, как и операторы связи, обязан хранить часть информации. Это не вопрос о предоставлении данных по конкретным людям, которые пользуются услугами «Яндекса», он в этом аспекте сегодня полностью сотрудничает с государством. Это невыполнение требований закона именно по автоматическому сбору и хранению информации для того, чтобы государство могло к ней обратиться. «Яндекс» незаконно избегает этого, создает для себя преимущество в аспекте бизнеса. Потому что другие компании, конкуренты «Яндекса», операторы вынуждены нести расходы на такое оборудование. Это не запредельно высокие расходы, но они есть, и заметные. «Яндекс» исторически считает себя вне закона в России и последовательно это доказывает. Они не соблюдают российское законодательство во многих случаях, начиная от хранения персональной информации, заканчивая сотрудничеством с государством. Оборудование не просто есть, его много, и его можно купить внутри России, если компания не хочет покупать его за рубежом. Поставки идут, поэтому никаких проблем нет».
На запрос Business FM в «Яндексе» на момент выхода материала не ответили. Выручка компании по итогам 2022 года выросла почти на 46% и составила 521,7 млрд рублей, а чистая прибыль превысила 47,6 млрд рублей.