Некоторое время назад власти Германии заявили о своём намерении приобрести разрекламированные и очень дорогие американские самолёты пятого поколения F-35 Lightning II. Данные машины предназначены для замены имеющихся в составе люфтваффе истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado и будут выполнять в том числе функции по доставке американских ядерных бомб. Разумеется, в случае глобального "горячего" конфликта.
Какая-то альтернатива навязанным Штатами самолётам F-35 даже не рассматривалась. А теперь стало известно, что бундестаг утвердил выделение 10 миллиардов евро на приобретение 35 машин данного типа. Таким образом, Германия окончательно и бесповоротно присоединяется к кружку "счастливых" обладателей новейших и не имеющих аналогов в мире (со слов американцев) истребителей 5-го поколения. Что говорить, умеют американские дельцы продавать воздух по завышенной цене.
Между тем F-35 за годы серийного производства так и не избавился от многих недостатков. Таковых насчитали более 800, многие из них являются существенными. Недовольство среди стран покупателей, которых угораздило одними из первых купить новинку, потихоньку растёт. Разумеется, в кулуарном, а не на официальном уровне. На официальном уровне власти стран-партнёров США ничего заявить не могут. Против большого заокеанского босса не пойдёшь.
На этот раз стало известно, что истребители F-35 не отвечают потребностям ВВС Австралии. Публикация, посвящённая этой теме, появилась на страницах румынского профильного издания Defense Romania в конце 2022 года.
Для начала эксперты из Румынии поведали о том, что в настоящий момент Королевские ВВС Австралии намерены сформировать в своём составе четвертую эскадрилью, вооружённую истребителями F-35. Таким образом, в перспективе в эксплуатации австралийских лётчиков будут находиться 96 самолётов данного типа.
Свой интерес к программе F-35 власти Австралии проявили ещё в 2002 году. Официальная Канберра стала официальным партнёром данной программы и обязалась выделить более 16 миллиардов долларов на покупку не менее 76 новейших самолётов.
Весьма приличный "чек" за единицу в нынешних ценах, а в ценах двадцатилетней давности тем более (примечание).
В настоящий момент на балансе Королевских ВВС насчитывается 54 истребителя 5-го поколения F-35 Lightning II. И 2023 год является крайним периодом, в течение которого все 54 машины должны достичь своей полной боевой готовности! Однако Королевские ВВС Австралии (RAAF) уже жалуются на наличие проблем с F-35.
Планы по формированию четвёртой эскадрильи "Молний" и доведения их суммарного количества до 96 единиц вызвали достаточно горячие споры среди австралийских военных экспертов. Самый авторитетный из них – военный аналитик Брайан Тухи, категорически не согласен с намерениями правительства Австралии. Он считает, что официальная Канберра должна потребовать возвращения суммы, уплаченной за ещё непоставленные F-35.
Есть сразу несколько причин для критики расхваленного американского самолёта.
Во-первых, это даже не первоначальная стоимость приобретения. Это высокие эксплуатационные расходы. Сообщается, что каждый австралийский F-35 провёл в воздухе на 23% меньше первоначально запланированного времени. Самолёты оставались на земле дольше, а расходы оказались выше. Даже в случае простоя. Считается, что такая тенденция будет сохраняться в ближайшие три года.
Согласно предварительным расчётам, Австралия должна была заплатить ещё 11 миллиардов долларов на содержание своего парка F-35A до 2053 года. В связи с тем, что фактические расходы оказались выше, возникает резонный вопрос, сколько ещё миллиардов придётся выложить австралийскому бюджету до 2053 года?
Во-вторых, раздаются мнения, что купленные F-35 представляют собой "полную катастрофу". Например, два первых самолёта, купленных в 2013 году за 280 миллионов долларов, устарели настолько, что их попросту нельзя модернизировать до текущей конфигурации фирмы Lockheed Martin.
Австралийский военный журналист Энтони Гэллоуэй дал ещё более правдивую характеристику американскому продукту. С его слов, самолёты попросту не удовлетворяют запросам ВВС Австралии. Австралийский F-35 не может достичь Южно-Китайского моря без дозаправки в воздухе. Заявленная оперативно-боевая дальность составляет 1000 километров. Чтобы пролететь 1500 километров, необходимо дозаправляться. Соответственно, необходимо поднимать в воздух самолёты-танкеры. Последние в случае конфликта с Китаем окажутся лёгкой мишенью.
В своём анализе эксперт пошёл ещё дальше. С его слов, реальный боевой радиус полёта F-35 составляет всего 500 километров. Почему? Потому что во время боевого вылета самолёт совершает не прямолинейный полёт с постоянной скоростью, а вынужден маневрировать. Соответственно, резко возрастает расход топлива.
Со слов румынских журналистов, другие австралийские эксперты утверждают, что "сверхзвуковой" режим полёта F-35 не соответствует действительности. Ведь на скорости 1,6 Маха истребитель может лететь всего 90 секунд. После чего, согласно требованиям инструкции, лётчик вынужден сбросить скорость. И это в мирное время. Что будет в бою?
В качестве другой проблемы австралийские военные аналитики называют программное обеспечение, установленное на F-35. Австралийский вариант самолёта использует вариант ПО Block 3F. Данная цифровая электронная система разработана компанией Lockheed Martin. Её обслуживание и обновление намного сложнее и дороже, чем обслуживание аналогичных систем во всём мире. Кстати, аналогичного мнения придерживаются и некоторые высокопоставленные офицеры ВВС США.
В качестве резюме необходимо отметить, что до австралийцев, кажется что-то стало доходить. То, что их просто использовали в целях обогащения. Только уже поздно.