Театр. Сомерсет Моэм. Отзыв

    Для меня Моэм – классика английского романа. И сам роман психологичен и «психологичен» - в кавычках в том смысле, что Моэм порой опускается (или поднимается?

Для меня Моэм – классика английского романа. И сам роман психологичен и «психологичен» - в кавычках в том смысле, что Моэм порой опускается (или поднимается?) до пафоса любовного романа – тех, кто называют книгами в мягких обложках – для одноразового чтения.

Отслеживайте нас в телеграм канале книг


И может быть «Театр» слабее, чем «Луна и грош» и даже «Маг», но из почти банальной любовной связи Моэм неожиданно выводит философскую максиму: только игра и есть настоящее. Не чувства настоящих людей настоящие, а игра актера делает эти чувства настоящими. И сам театр и игра поэтому и есть настоящее.
А если попытаться объяснить психологию героини с точки зрения современных трендов? Актриса встречает молодого человека в период выгорания (хотя более справедливо было бы назвать не выгоранием, а в более широком смысле кризисом, но выгорание уже как-то совсем родное) - есть пресыщенность от профессии, постоянный стресс (приходится есть шпинат, когда хочется булочек и жаренного картофеля – вам знакомо это? Мне да), кажется, что ты чего-то в этой жизни упустил. И Том – молодой человек – дает главной героине то, что ей не хватало. Т.е. Том не случайная встреча. Он попал в нужное время и место. Это как вызов героине.
В этом смысле финальная сцена героини очень показательна: героиня преодолела выгорание! Преодолела, не просто избавившись от чувств к Тому, не просто победив его психологически, не просто избавившись от усталости, но, что более важно, она обрела новые смыслы в профессии, поняв, что профессия это и есть ее настоящее – неожиданный выход из ситуации выгорания настоящего (ну простите, прицепилось ко мне «настоящий») профессионала. Кстати, как вы считаете, в компетенцию профессионала входит преодоление кризиса?
Несет ли профессионал ответственность за свою карьеру? Должен ли он находить смыслы для движения вперед? И если да, то как Джулия – главная героиня – мастерски использовала ситуацию для преодоления профессионального кризиса. В конце концов не важно, какие она нашла смыслы (идеи Платона красиво, но в жизни можно и проще, и банальней), но это ведь сработало: важнее ее чувства. На пике профессионального успеха ей никто не нужен был кроме нее самой! Вот это очень важно: профессионалу в точке своего успеха достаточно быть самому с собой в одиночестве – понимать этот успех (совершенно не нуждаясь в оценке со стороны – это как бы само собой прилагается) и переживать его.
Как вам такое определение профессионализма?

#театр #сомерсетмоэм

Отслеживайте нас в телеграм канале книг