Популярные в России виды росписи, уходящие корнями в историю
Какие мастера считались свободными даже во времена крепостного права? Какой вид росписи появился на границе тайги и тундры? В какой технике расписана тарелка «Раскрепощение женщины»? Ответы – в нашем обзоре, приуроченном к Дню народных художественных промыслов.
Праздник установлен указом Президента Российской Федерации в 2022 году, в Год культурного наследия народов России, он будет отмечается ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. В этом году День народных художественных промыслов пришелся на 18-е число.
Хохлома
Неспроста на Руси говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой». Эту декоративную роспись, появившуюся во второй половине XVII века в деревнях на левом берегу Волги, характеризуют золотистые, зеленые и красные краски на черном фоне. При этом заволжские мастера не использовали в работе золото. Все дело в оловянном порошке и олифе. После прогревания в печи деревянное изделие, покрытое ими, приобретало золотистый оттенок.
Хохлома пользовалась популярностью на Нижегородской ярмарке, откуда расписную посуду и мебель развозили по всей стране. Она даже попадала в Азию и Западную Европу. Во второй половине XIX века хохлому стали воспринимать как искусство, в 1853 году ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве. «Русский стиль» вошел в моду, такими изделиями пользовались даже члены царской семьи. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году хохломская роспись завоевала Гран-при.
Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров считалась хохломская ложка. На ее изготовление у мастеров уходило не более 15 минут.
В 1912 году из Одесского порта в Ливан, Египет и Турцию отправилась плавучая выставка хохломской посуды. Тогда же в Париже и Варшаве открылись первые международные представительства по продаже российских изделий ручной работы.
Столицей художественных промыслов официально признан город Семенов, где проходит международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома». В этом году он состоится в 19-й раз.
Гжель
Такую керамику делали еще в подмосковной деревне Гжель, значившейся в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке. Промысел развивался и в соседних деревнях, их объединили в «гжельский куст». В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича здесь стали производить аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам.
Мастерство гжельских художников высоко ценилось. Даже во времена крепостного права они считались свободными. С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.
Отличительная черта гжельской росписи – синие узоры на снежном фоне. Изначально изделия из гжельской глины были цветные. Сине-белыми они стали на волне популярности голландских изразцов и китайского фарфора в середине XIX века. Работая только кистью и краской, художники создавали свыше 20 оттенков синего цвета.
Любимым узором гжельских мастеров считалась роза, прозванная в ремесленной среде «Агашкой». Дело в том, что на фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок было много Агафий.
Помимо посуды, в том числе самоваров, гжельские мастера делали игрушки, предметы интерьера, подсвечники и рукомойники. Все предметы лепили и расписывали исключительно вручную.
Жостовская
Художественный промысел по росписи кованых металлических подносов возник в 1825 году в деревне Жостово бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области). С того года существовало заведение братьев Вишняковых, которое изготавливало сухарницы, поддоны, шкатулки, портсигары и чайницы. До этого лакированные изделия из папье-маше в начале XIX века расписывали еще в нескольких деревнях и селах Троицкой волости. Именно Вишняковы добавили в ассортимент металлические подносы.
Изделия ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла придумано около 150 разных форм (на современной Жостовской фабрике предлагают даже «гитарную»). Мастера покрывали заготовку специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, затем расписывали. Основной мотив – цветочный букет. Край обычно украшает ажурный растительный орнамент.
Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в нашу страну из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились высокого качества.
Мезенская
Ее также называют палащельской, по названию села Палащелье. Сложилась к концу XIX века в низовьях реки Мезень, которая протекает по территории современных Республики Коми и Архангельской области, на границе тайги и тундры. Секреты промысла передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
Домашняя утварь – разделочные доски, прялки, ковши, короба, хлебницы и братины – были выполнены в два цвета. Черный получали из сажи и раствора лиственничной смолы, а красный – из найденной на берегу глины (потом сурика). Орнамент наносили на негрунтованную древесину перьями тетерева, глухаря, деревянной палочкой или кистью из человеческих волос. Ярко-желтый оттенок давала олифа. Изделие пропитывали льняным маслом.
Главными персонажами мезенского декора были лошади и олени. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение солнца. Оленихи символизировали небесных рожениц, дарующих жизнь всему на земле. Гуси, утки и лебеди считались душами умерших родственников. Определенное значение имел каждый элемент и завиток. Разглядывая изделие с самобытным орнаментом, можно было прочитать целое послание.
Городецкая
Этот русский народный художественный промысел появился в середине XIX века в Нижегородской губернии, под городом Городец. Деревенские жители украшали деревянные прялки резьбой. Из вставок из других пород дерева получался узор, затем его стали подкрашивать, еще позже роспись вытеснила резьбу. Когда прялку не использовали, ее вешали на стену как украшение.
Городецкая роспись со временем стала украшать и сани, и сундуки, и мебель, а также игрушки, шкатулки и другие предметы. Мастера использовали яичные краски, затем – масляные, темперные и гуашевые. Их наносили большими цветовыми пятнами, после чего прорисовывали детали. Изображались, как правило, жанровые сцены, например, праздники, чаепитие, свидание или охота.
Расцвет ремесла пришелся на 90-е годы XIX века, а в начале ХХ столетия интерес к нему начал угасать. В 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, началось обучение городецкой росписи. Спустя два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее.
Палех
Эту миниатюрную живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше отличают краски с золотым отливом на черном фоне. Зародилась в иконописном центре – селе Палех (ныне поселок городского типа в Ивановской области). После Октябрьской революции палехские иконописцы придумали, как сохранить древнерусскую художественную традицию.
В 1924 году четыре Ивана – Баканов, Вакуров, Голиков и Маркичев – и Александр Котухин при поддержке искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова создали Артель древней живописи. Они расписывали шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами. Фон был черный, а рисунки – красные, желтые и зеленые. Как при иконописи, мастера использовали сусальное золото, готовые изделия покрывали лаком.
В 1935 году в Палехе по инициативе писателя Максима Горького открыли Музей палехского искусства. Там среди прочего можно увидеть миниатюры Аристарха Дыдыкина «Демьянова уха», «Волга – русская река» и «Раскрепощение женщины». На последней работе, созданной в 1932 году, показаны русские женщины до и после раскрепощения. В прошлом она, закабаленная, работает в поле и нянчит детей. А с нововведениями – заседает в исполкоме, питается в общей столовой, дети отданы в ясли. Под дверью исполкома нервно курит мужичок с бородой и в лаптях, рядом надпись: «Надулся Тит на новый быт».