Записки, эмоции и впечатления. Готовьтесь! Чтения минут на 10
Где-то в середине-конце 1850-х годов англичанин был одним из первых западных путешественников, посетивших Ангкор Ват. О писателях известно очень мало - говорят, что англичанин позже умер. Позже его заметки были систематизированы и отправлены в Королевское географическое общество в Лондоне, где их прочитали в тот же день.
Поскольку автор описывает въезд в Сайгон, который он номинально считал камбоджийским городом, это наводит на мысль, что он, возможно, прибыл из южного Китая, где уже было сильное европейское присутствие. Есть также несколько упоминаний о недавней войне с Сиамом на северо-западе, которая, вероятно, велась в 1841-45 годах. Также заслуживают внимания районы современного Вьетнама названные "Хатьин" (Хат Тьен), Бьенхоа и др. которые, по его словам, не часто используются людьми, которые все еще используют старые кхмерские названия этой области, которая сейчас известна как Кампучия Краом.(нижняя Кампучия, район современного Сайгона и дельты реки Меконг)
Прежде всего, рукописи мистера Форреста показывают быстрые изменения, которые претерпел регион всего за 160 лет. Разве кто-то мог представить охоту на носорогов в Сием риепе или некоторые местные легенды, записанные, а теперь давно забытые, поскольку фольклор заменили археологические находки?
Путешественник пишет:
В современной Камбодже, или Камэне, как ее называют местные жители, остатке некогда могущественного королевства, простиравшегося от Бенгальского залива на западе до границ Китая на севере и востоке, есть несколько объектов, представляющих интерес для географа, натуралиста и антиквара; и хотя настоящее эссе, посвященное ознакомлению с ними западного мира, по общему признанию, скудное, тем не менее, оно представлено как подтверждение желания и намерений покойного исследователя истории Камбоджи.
Основные пункты здесь содержали призыв сделать все, что он мог, для разъяснения многих тем, относящихся к этому слабеющему королевству, и о которых, к сожалению, он не имел возможности сообщить от своего имени.
Ранее Камбоджа была неравномерно разделена на шесть областей, а именно: Доннай, Квидук, Садек, Мето, Камао и Текси ; они, хотя политически вымерли, все еще чаще звучат в устах людей, чем новые, которые называются Го-сат-тран, Хатин, Нам-ван, Ан-джанг, Винг-тан, Динь-туонг, Пхан-йен и Бьен-хоа.(Которые уже навеяны вътнамским влиянием.
Большая часть королевства представляет собой сплошную плоскую аллювиальную равнину, обильно орошаемую реками, одна из которых Меконг, является одной из крупнейших рек Южной Азии.
Эта река, протекающая по богатой и разнообразной долине, берет начало далеко на Тибете.
Сначала она называлась Лан-цан, но ближе к югу, и до того, как она вошла в страну Лаос, она называется Кью-лунг-кеанг, или река Девяти Драконов. На территории Китая река проходит большое расстояние по великолепной долине. На 16 ° северной широты. она больше изгибается к востоку и впадает в Камбоджу, ранее была расширена крупным притоком. Затем река протекает по всей территории Камбоджи и далее тремя рукавами впадает в море примерно на 9 ° 34 ' северной широты.
Во многих местах река очень глубокая, в других есть скалы, пороги, зыбучие берега и отмели, все это препятствует судоходству, река судоходна в Юнаме, и на ней много процветающих городов. В Лаосе множество процветающих деревень украшают его берега, а в Камбодже основное население проживает вдоль её берегов.
В Камбодже есть множество других рек. На границе Сиама протекает река Кхо, незначительный ручей, но граница между двумя странами. На берегах Понг-сома, одинаково именуемых Кам-понг-сом и Вунг-том, находится значительное торговое место — Вин-там-фу, населенное в основном китайцами.(Обратите внимание! Речь идёт о современном Сиануквиле!)
Хатьен, или Кан-кау, в 10' 14' северной широты и 104 ° 55' восточной долготы, отличается большой глубиной воды; на его берегах находится цветущий город с тем же названием, населенный многими китайцами. Когда-то это был крупный торговый центр для всей камбоджийской торговли, известный европейцам под названиями Пон-теа-мас и Потай-мат, название, которое сейчас стерто с карт. В то время как гражданские беспорядки во внутренних районах страны привлекли внимание короля, человек китайского происхождения воспользовался возможностью объявить ее свободным портом, и за несколько лет там обосновались тысячи торговцев. Место внезапно увеличилось в богатстве, но зависть сиамцев не позволила им прижиться, и торговый центр был разрушен в 1717 году.
Кангкао, который занял его место, по-прежнему является важной торговой станцией для экспорта риса и соли, главным образом в Сингапур.
Часть королевства, называемая Верхней Камбоджей(Кампучия Лыы), простирается за пределы 11 ° северной широты и составляет почти 5 ° в ширину, а именно от 103 ° до 108 ° Восточной долготы. Он расположен по обе стороны реки Меконг, простираясь на восток до горного хребта Кочин и на запад до Баттамбонга. Эта провинция, недавно отошедшая к Сиаму, ранее составляла часть королевства; а затем вторая горная гряда, которая начинается от Юнама и пересекает весь полуостров, была естественной западной границей(Речь о Кардамоновых горах).
На севере ее границы обозначены излучиной реки Меконг, левый берег которой принадлежит племенам Лаоса.
Из всех городов Камбоджи Сайгон(Позже эти территории перешли Вьетнаму вместе с островом Фукуок) занимает первое место. Глубина реки, на которой он расположен, его близость к морю и обширные внутренние коммуникации делают его важным торговым центром. Вход находится в Кангео, жалкой рыбацкой деревушке среди джунглей. Однако вскоре после этого местность улучшается. Сайгон находится примерно в 30 английских милях от моря; но, прежде чем добраться до города, путешественник прибывает в Пинге, резиденцию губернатора провинции, город со многими новыми укреплениями, построенными по европейским принципам, с арсеналами и доками для снабжения и постройки военных судов.
Здесь большое население и значительная торговля. Сайгон находится примерно в 3 милях дальше, на незначительном ответвлении реки. Хотя это главный торговый город, он пропускает только небольшие суда. Оба города пересекаются множеством каналов, полных лодок, как китайские города, поскольку многие люди постоянно живут на воде. Улицы широкие, вдоль них расположены бамбуковые лавки; респектабельные дома есть только у китайцев. Древесина в этом районе достигает огромной длины, иногда встречаются доски длиной более 100 футов.
Помимо упомянутых выше речных коммуникаций и каналов, в Камбодже есть еще одна эко-система, заслуживающая особого упоминания, а именно большое внутреннее озеро, которое местные жители называют Тонле Сап, а китайцы кохинхины Бьен-хо. Он сбрасывает свои воды в Меконг и по-видимому, является самым важным и аномальным из камбоджийских притоков, впадающих в этот могучий поток Меконга. Это озеро не фигурирует ни в одном из имеющихся в моем распоряжении атласов, и хотя его местоположение довольно хорошо определено в работах Кроуферда, Паллегуа и Боуринга, никто из которых, я полагаю, не видел это озеро — мистер Форрест посетил его в середине сухого сезона(январь-февраль), — но, поскольку они не дают никакого его описания, я добавляю следующее.
- Озеро Тонле Сап явно находится во впадине, расположенной в очень плоской местности; и, следовательно, из-за его расположения в регионе периодических дождей, его глубина подвержена значительным колебаниям.
Иногда в сухой сезон здесь настолько мелко, что лодкам приходится плыть на шесте; но в сезон дождей глубина достигает по меньшей мере 45 футов, а наибольшая ширина - около 100 миль в длину и 40 миль в ширину. Кажется удивительно странным, что на пределе поверхностное течение сравнительно небольшое, в то время как при некотором спаде воды наблюдается значительный приток.
Похоже, что в устьях Мекома(Меконга) или прилегающего моря и залива не наблюдается никакого увеличения уровня воды в результате юго-западного муссона, подобного тому, что я заметил в Гвинейском заливе во время линейного западного муссона; и поскольку выходящие из берегов речной системы Камбоджи многочисленные и беспрепятственные, аномалия такого периодического скопления скопившейся воды кажется поистине замечательной.
Озеро изобилующее рыбой, является местом обширного рыболовства. Ловля начинается в ноябре и продолжается до июля, когда подъем воды вынуждает рыбаков отправляться в Баттамбонг и другие крупные города вблизи озера.
Наводнение разрушает дома рыбаков, которые, поскольку носят временный характер, построены из бамбука, связанного ротангом, и поддерживаются шестами на высоте 10 футов или более от уровня воды. Эти хижины покрыты соломой и обставлены только самыми необходимыми предметами быта и орудиями рыболовства. (Ровно как и сейчас :) )
Когда рыбу доставляют на эти склады, у нее отрезают головы, разрезают брюхо вдоль и расплющивают, извлекают внутренности и позвоночник, а внутренности очищают панцирем, чтобы удалить всю кровь; затем с каждой стороны делают по два надреза, а после натирания солью и постепенного высушивания на солнце они превращаются в то, что местные жители называют “пла хенг”, сушеную рыбу.
Рыба крупная от 3 до 15 кг, и этот вес обычно продается за два тикала или около 5 фунтов стерлингов. Китайцы приезжают из Баттамбонга, Удонга и других мест, чтобы купить рыбу, а затем экспортировать ее в китайскую провинцию Кочин, где она продается по цене от трех до четырех тиков за штуку. Их запасы соли добываются главным образом в китайской провинции Кочин, но иногда им не удается добыть ее там, либо из-за запрета правительства, либо по другим причинам, и в этом случае они прибегают за припасами к Чантибуну.
Рыбу в основном ловят неводом, но для ее поимки используется бесконечное множество методов, таких как копье, заброшенная сеть, лески и т.д. Все рыбаки - камбоджийцы, и их сети почти окружают озеро.
Примерно в 15 милях к северу от Тонле Сап, скрытые в густом старом лесу, находятся одни из самых интересных реликвий древности — руины Накхон Ват(тайское название) и Након ллиян(китайское).
Поскольку эти руины окутаны самыми непостижимыми тайнами, лишены каких-либо традиций, кроме простых догадок и народных слухов, которые могут пролить свет на их происхождение или основание, и превосходят по великолепию дизайна и красоте архитектуры самые известные остатки ушедших эпох, которые можно найти в Индостане, они предлагают изучающим азиатскую археологию материал для самого глубокого исследования, за которое, как можно надеяться, еще может взяться какой-нибудь философ-азиат.
По правде говоря, Накхон Ват стоит подобно могучему сфинксу, презрительно взирающему на инфантильное и варварское состояние искусств и науки людей, которые ныне являются обитателями лесов и равнин в его окрестностях, и представляет своими башнями и залами, полными тайн и свидетельств прошлого, удивительную загадку, которая бросает вызов мировой мудрости, чтобы ее разгадать.
В Сиаме и Камбодже существует суеверие, согласно которому, если какой-нибудь принц или дворянин наберется смелости проникнуть во владения этих руин, они наверняка погибнут; и это убеждение настолько сильно, что ни один высокопоставленный человек не посещал их на памяти старейших жителей окрестностей.
В окружающей местности даже ощущается зловонный воздух, который, по утверждению местных жителей, создает атмосферу безобразия, совершенно необычную для любой другой части Камбоджи, которая, по-видимому, защищает от посягательств на уединенное достоинство, окружающее эти обширные руины. (Вероятно это запах колонии летучих мышей)
Стоящие в одиночестве в стране, ныне обезлюдевшей и заросшей лесом, где нельзя найти даже дома или его самого маленького описания, и построенные из камня, эти руины не могут не вызывать у смотрящего крайнего удивления и трепета, свидетельствуя о эпохе и народе, по сравнению с энергией, могуществом и талантом которых нынешнее униженное и изможденное состояние камбоджийцев составляет самый сильный и болезненный контраст.
Приближаясь к зданию с запада, путешественник внезапно видит перед собой приподнятую платформу из камня, на поверхность которой ведут три пролета из пяти ступеней. Хотя на первый взгляд кажется, что он стоит изолированно от любого другого здания, это конец надземной дороги или дамбы, которая ведет к главному входу в храм Након Ват — Храм Ангелов.
Эта терраса построена в форме креста, с северной, южной и западной сторон имеет пролет из пяти ступеней, на востоке находится дорога к воротам. По обе стороны каждого пролета на постаменте стоит колоссальный лев высотой 8 футов, а в начале дороги - еще два.
Дамба проходит над рвом шириной 400 ярдов, который, несомненно, когда-то был заполнен водой, а теперь превратился в болото. Он поднят с поверхности болота почти на 20 футов, его основание и корпус на высоту около 10 футов, с помощью больших блоков грубого конгломерата ; остальное, вместе с тротуаром, из свободного камня. Каменные глыбы неизменно имели одинаковые размеры и были подогнаны друг к другу таким образом без цемента. Вся длина этой дамбы составляет 56 ярдов. В конце дамбы находятся большие ворота, которые ведут на территорию храма.
Над главным входом возвышается башня изысканнейшей скульптурной работы высотой в 60 ярдов. По обе стороны от нее, на расстоянии 60 ярдов, находятся меньшие башни того же стиля, под которыми находится нижний вход. Эти башни соединены между собой чередой залов или камер, внутреннее убранство которых простое, но снаружи красиво вырезано и украшено.
От малых башен на расстоянии 150 ярдов тянется коридор, сводчатая крыша которого неизменно поддерживается стеной, а снаружи - рядом квадратных колонн. Небольшие ворота, построенные в форме креста, затем соединяют входные здания с главной стеной, высота которой составляет 15 футов, а толщина около 6 футов. Эта стена построена из грубого конгломерата, о котором говорилось выше, и окружает территорию, на которой стоит храм, ее монотонный вид нарушается меньшими воротами с камерами по обе стороны от них, построенными из свободного камня, которые находятся посередине стены с востока, севера и юга. Пройдя через парадный вход, к главному зданию ведет дорога с террасами, приподнятая на несколько футов над уровнем садов.
На этой дороге шириной 30 футов раньше была вымощенная свинцом балюстрада, следы крепления которой к камню хорошо видны; но во время вторжения сиамцев в Камбоджу в 1835 году безжалостные солдаты добавили ее ограбление к списку ущерба, который они нанесли храму.
Через определенные промежутки примыкания со ступенями, бока которых были украшены Нагами и львами, позволяли спуститься с дороги на землю. На полпути между воротами и храмом, по обе стороны дороги, находятся два небольших здания из необработанного камня, которые могли быть либо священными местами, либо резиденциями священников; сейчас они слишком завалены мусором и руинами, чтобы их можно было осмотреть. Очевидно, что территория была разбита с большой тщательностью, но теперь вся территория, не занятая строительством, покрыта густым и непроходимым подлеском, перемежающимся несколькими большими деревьями.
По бокам храма растет большое количество пальм, манго и бетеля, последние из которых выросли недавно. В части сада, непосредственно примыкающей к главному входу в здание, находятся два искусственных озера или резервуара, по одному с каждой стороны дороги, которые, скорее всего, были построены для снабжения водой заключенных.
К главному входу в величественное здание с дороги ведет ряд высоких ступеней, числом пятнадцать, и короткая терраса. Если смотреть с внешних ворот, ничто не может превзойти великолепие переворота, представляемого благородными руинами, и восхищение, вызванное этим единством всех частей; а красота архитектуры удваивается, когда (*?) по прибытии в непосредственную близость к стенам демонстрируется крайняя безупречность дизайна, тонкость изготовления и огромное внимание, уделяемое мельчайшим частям конструкции. The
Камбоджийцы говорят, что это сооружение не могло быть делом рук людей, но, должно быть, было делом рук ангелов. Все обстоятельства, связанные с его возведением, подтверждают эту идею, и, по правде говоря, у народа, столь мало продвинутого в цивилизации, как они, есть достаточно оснований утвердиться в этом убеждении.
Они видят здесь сооружение огромной протяженности и высоты, построенное из ’описанного камня, следов которого не обнаружено по соседству, и который, должно быть, был привезен с гор, ближайшие из которых находятся на расстоянии нескольких дней пути’. Опять же, огромные каменные блоки, использованные при строительстве, многие из которых достигают 18 футов в длину и от 3 до 4 футов в ширину, которые, несмотря на то, что они соединены без цемента, почти не оставляют следов от своих соединений — чрезмерная утонченность резьбы, художественный контур статуй, особенность дизайна и рекламный ансамбль, столь сильно отличающиеся и столь несравнимо превосходные от того, что они когда-либо видели или слышали в других местах, не могут не вдохновлять их, оставили, такими, какие они есть, без легенд или традиций, которые могли бы каким-либо образом направлять их, с верой в то, что небесные мастера, должно быть, были создателями.
Накхон ват состоит из трех отделов, возвышающихся один над другим, внутренний и главный из которых представляет собой башню пирамидальной формы, возвышающуюся на высоту 300 футов от земли; она окружена вторым отделением, коридором; а это, в свою очередь, окружено третьим отделением, другим коридором. Может возникнуть вопрос о том, является ли слово "коридор" правильным термином, который следует применять к этим частям здания, поскольку они охватывают все защищенные пространства. Отсутствие каких-либо больших залов или камер очень своеобразно, но это можно легко объяснить очевидным невежеством строителей в искусстве возведения арок.
Коридоры или галереи шириной всего в несколько футов перекрыты каменными блоками, один из которых наложен на другой, а неровности поверхности впоследствии срезаны, чтобы придать ей арочную форму. Крышу такого типа, конечно, нельзя было возвести на пространстве гораздо большей ширины; а невозможность использования древесины без ущерба для красоты здания дает достаточную причину для строительства помещений больших размеров.
Главный лестничный пролет, ведущий к главному входу, ведет вдоль ряда комнат и переходов, а также вверх по различным лестничным маршам через оба внешних отделения или коридора в башню или святая святых, где, после подъема по прекрасным широким ступеням высотой около шестидесяти футов, находится место великого идола. Внешний коридор содержит наиболее интересные элементы всего здания в форме альторельефов, которыми украшены его стены. Они простираются почти по всей длине с четырех сторон и демонстрируют огромный художественный вкус и мастерство. Фигуры вырезаны из того же камня, что и остальная часть здания, и теперь имеют тщательно отполированную поверхность, хотя раньше они были богато покрыты золотом значительной толщины, следы которого сохранились и сейчас.
Несмотря на едва ли мыслимый возраст работы, на стенах, на которых изображены эти замечательные изображения, нет ни трещин, ни следов разрушения; и, за исключением кое-где упавших камней с крыши, они совершенно не пострадали.
На западной или лицевой стороне изображена сцена грандиозного сражения между двумя соперничающими армиями, отражающая, очевидно, события какого-то периода в истории Камбоджи.(Тут скорее всего он описывает галерею "Битва на реке Курукшетре"- ссылка активная, можете посмотреть.
Среди фигур - вожди, едущие на колесницах, запряженных драконами и тиграми ; генералы, восседающие на великолепных пятиствольных слонах в попонах с огромными бивнями; лучники и пехотинцы, вооруженные копьями и мечами. В рядах двух армий, похоже, были также львы и тигры, драконы и слоны, на долю которых, судя по количеству убитых и раненых рядом с ними, выпала большая часть сражений.
Стена северной стороны коридора изображала порядок марша армии. Это скорее всего автор описывает "Битву за ланку"- ссылка активна, можете посмотреть эти изображения.
Солдаты и звери изображены марширующими в хорошо дисциплинированном порядке под командованием вождей и героев. Тут и там среди рядов можно увидеть группу музыкантов, бьющих в гонги и трубящих в рожки, по форме напоминающие тамтамы жителей Индостана, очевидно, сделанные из тамтамов буйволов. Солдаты хорошо вооружены луками и стрелами, мечами, дубинками и щитами, и среди них несколько мужчин гигантского роста, у некоторых из которых двадцать четыре руки. В каждой сцене слоны занимают самое видное место, показывая, что их использование в качестве военных агентов должно было быть в тот период очень распространенным.
На восточном фасаде внешнего коридора можно увидеть любопытное изображение двух больших групп людей, по-видимому, соперничающих группировок, стремящихся завладеть огромной змеей, одна из которых обвивалась по всей длине вокруг ствола дерева. В борьбе участвуют двести человек, половина из которых тянет дерево с каждой стороны. Вероятно, это имеет какое-то отношение к событию из буддийской мифологии, хотя местные жители, опрошенные по этому поводу, уверяют спрашивающего, что это помещено там только для украшения. Это конечно-же "Легенда о вспенивании Молочного моря".
На южной стороне было показано большое количество пленников в руках палачей, которые применяли к ним все виды самых мучительных пыток. В некоторых частях изображены мужчины, забивающие гвозди в тела несчастных, насаженных на что-то вроде виселицы; некоторые бросают маленьких детей на камни; некоторые режут на куски мужчин и женщин, закованных в кандалы, или растирают их в ступках; а другие подвешивают заключенных за ноги к деревьям, чтобы на них могли напасть стервятники.
Это были не пленники - а грешники! Это Рай и Ад - ссылка активна.
Внешний коридор соединен с внутренним коридором, который поднят на много футов над ним, проходами и лестницами, пространство между ними на западной стороне образовано четырьмя четырехугольниками проходами, соединяющими их вместе. Сбоку от одного из этих проходов, прямо перед ним, находится небольшая камера, названная местными жителями комнатой гонга или колокола за то, что она была построена таким образом, чтобы сильный звук, подобный тому, который издает гонг, разносился повсюду, когда стоящий в ней человек ударяет себя в грудь рукой или топает по полу.
По-видимому, в этой комнате раньше размещался либо гонг, либо колокол, и, должно быть, была проявлена значительная изобретательность, чтобы построить стены и крышу таким образом, чтобы вызвать вышеупомянутый эффект, который обязательно придал бы инструменту дополнительную мощность. Небольшая перфорация в стене и канал, проделанный в тротуаре примыкающего коридора, очевидно, предназначенный для провода, показывают, что в инструмент, находящийся в помещении для игры в гонг, мог ударить человек, находящийся в какой-то другой части здания.
В проходе или коридоре, идущем параллельно последнему упомянутому, на кирпичном пьедестале стоит большое количество изображений всех размеров и разновидностей, остатки тех, что когда-то занимали многочисленные алтари храма. В какой-то недавний период они были собраны и помещены вместе в их нынешнем положении тогдашними священниками, вероятно, для того, чтобы их было легче охранять от вороватых рук посетителей-паломников. Многие из них отлиты из бронзы и латуни, а ранее были густо покрыты золотом. Другие можно увидеть вырезанными из слоновой кости, дерева и камня. Все золотые, серебряные и агатовые изображения, некогда в изобилии украшавшие здание, были унесены сиамскими солдатами во время войны 1835 года. Ссылаясь на грабежи, совершенные сиамцами — по сути, приверженцами Будды — в храме их бога, известном своей необычайной святостью, нельзя не заметить, что в отношении религиозного идолопоклонства варварского народа, насколько неустойчивы их вера и догматы.
В случае с Накхон-Ватом все самые ранние религиозные ассоциации сиамцев произошли оттуда, в то время как книги и вера, на почитание которых они в наши дни делают вид, что так сильно их почитают, все происходили из этого храма, который по случаю похода сиамской армии на Камбоджу, распущенные солдаты, не только безудержно, но и по указанию своих лидеров, разграбили из золота и богатств и сломали в поисках спрятанных сокровищ, прекраснейшие статуи и фигуры, свидетельством чему является но слишком обильно обеспеченный обломками и сломанными конечностями, разбросанными по всему зданию.
Во втором коридоре отсутствуют украшения внешнего коридора, стены оставлены простыми. Однако раньше он, должно быть, был густо заставлен идолами. Северная и южная стороны открыты, внутренние окна выходят на мощеное открытое пространство, в центре которого возвышается великая башня — третье отделение храма.
Эта башня возвышается над уровнем второго коридора примерно на двести футов, и на нее можно подняться с помощью четырех великолепно широких и четырех небольших лестничных пролетов. Территория разделена галереями или коридорами на четыре четырехугольных открытых пространства. В центре, непосредственно под самым высоким шпилем, находится место главного идола, чье лицо обращено на запад. Внутреннее отделение, или большая башня, которая, как следует из предположения, является святая святых и троном главного божества, демонстрирует больше архитектурных украшений и замысловатой резьбы, чем любая другая часть здания.
Однако, что наиболее примечательно не только в характеристиках башни, но и в остальной части здания, так это полное отсутствие каких-либо абсурдных образов монстров и сказочных животных, которыми так обильно украшены многочисленные храмы в Индостане и на Яве. Главный бог в этом храме носит самый священный характер и известен как самое могущественное божество в Камбодже.
Тысячи паломников со всех концов страны ежегодно стекаются сюда, чтобы пасть ниц перед ним; но, должно быть, их поклонение ничтожно по сравнению с величием и торжественностью церемоний, которыми ему поклонялись в былые времена, когда короли и принцы преклоняли перед ним колени, а тысячи священников в великолепных одеждах пели ему хвалу, в то время как при звуке гонга толпа падала ниц в его присутствии. Бог по-прежнему восседает на этом древнем троне, но с него снято все его великолепие; там, где когда-то сверкали драгоценности, теперь неприглядно тускнеет металл, из которого сделано его тело.
При храме находится около трехсот мужчин и женщин, которые являются потомками рабов, выделенных храму в качестве пожертвования. Раньше их число было намного больше, составляя, как говорят, несколько тысяч, но теперь они сокращаются почти ежегодно, вследствие того, что иждивенцы покидают свои посты, скорее всего, в поисках более гостеприимного и процветающего места, где можно было бы зарабатывать на жизнь. Ни один из этих иждивенцев не может сказать ни слова о своем происхождении или о происхождении из храма; они говорят, что они произошли от своих отцов и что отцы их отцов были рабами и потомками первоначальных иждивенцев храма. Никто из них не может сказать, кто их туда заказал, и нет никаких документов, относящихся к этому предмету.
Два часа езды в северном направлении от Накхон-Вата приводят путешественника к руинам столицы древней Камбоджи: они называются Накхон-кхлуанг.(Я пока-что не понял о чём речь, разберусь и отпишусь, очень похоже на описание Ангкор тхом, но почему ехал 2 часа....сейчас это 5 минут) Стена, построенная для защиты города, охватывает пространство равное 4 милям 1366 ярдов : они отличаются большой высотой и прочностью и построены из конгломерата, ранее упомянутого как использовавшийся при строительстве дороги к великому храму. В город въезжают через ворота, построенные из свободного камня, высота которых не может быть меньше ста футов. Это сооружение пока еще мало пострадало от возраста и представляет собой живописный памятник взгляду наблюдателя. На нем не сохранилось следов какой-либо деревянной отделки, хотя у него, должно быть, были ворота из этого материала.
По обе стороны дороги расположены комнаты, вероятно, построенные для размещения уборщиков. По словам местных жителей, таких ворот четыре, по одному на каждой стороне света. компаса. Разрушительное воздействие времени, столь милосердного к храму, не оказало должного внимания городу; ибо, за исключением нескольких зданий, мало что еще можно увидеть из зданий — некоторые из которых, должно быть, были большой протяженности — кроме бесформенной груды огромных каменных блоков, которые обычно эффективно разрушают форму сооружений, частью которых они были.
Главное здание - дворец первого короля; он был построен полностью из камня и выдержал натиск времени лучше, чем любое другое здание, хотя также находится в очень разрушительном состоянии. Приближаясь с востока — направления, в котором находится главный вход, — доступ к королевской резиденции обеспечивается через ряд проходов и дверных проемов, ранее перекрытых массивами камня, которые теперь загораживают путь, и через стену толщиной в два фута, построенную из свободного камня, которая окружает здание. Эти подходы, судя по разбросанным повсюду фрагментам, похоже, были хорошо украшены статуями и фигурами.
После входа в пределы дворца открывается лабиринт коридоров и переходов небольшой ширины и высоты, крытых камнем, которые идут под прямым углом друг к другу, образуя небольшие открытые четырехугольники, благодаря которым в них, по-видимому, проникает свет.
Эти коридоры, хотя и таких узких размеров, но кажущиеся бесконечными по длине, должно быть, составляли основную часть сооружения. Через определенные промежутки времени они проходят в несколько небольших комнат, ведущих из одной в другую, которые могли бы обеспечить лишь скудное размещение членов королевской семьи и их иждивенцев. В окружении этих коридоров находится центральное сооружение, вход в которое обеспечивается лестничным пролетом, поскольку оно приподнято на много футов над землей. Это помещение, в котором находятся эксклюзивные апартаменты монарха, не занимает много места и разделено на комнаты такого же размера, как и те, что находятся на цокольном этаже. Он состоит из ряда башен восьмиугольной формы небольшой высоты, богато украшенных скульптурами, на каждой грани которых изображена голова, небесная или человеческая, колоссальной величины.(Тут как-будто описание храма Байон, но что интересно он был полностью поглащён джунглями) Крытые галереи соединяют эти башни друг с другом. Хотя внутри башни и коридоры по большей части простые, снаружи они обильно и великолепно украшены искусной резьбой, главным образом изображениями женщин в великолепных одеждах и украшены драгоценностями, выражения лиц и контуры конечностей которых изображены со значительной красотой и художественными достоинствами.
Количество башен велико, но все попытки составить правильный план здания сводятся на нет разрушительным состоянием, в котором оно находится, и которое делает невозможным доступ ко многим частям. В окрестностях дворца находятся остатки большого количества зданий различного характера — храмов и дворцов, сменяющих друг друга во всех направлениях. Во многих местах вокруг изображения какого-нибудь колоссального Будды или другого божества расчищены пространства - работы, выполненные местными жителями по заказу какого-нибудь богатого преданного из Бангкока, Удонга или другого крупного города, который думал, что таким образом приобретет немалую долю заслуг для себя в загробном мире своей религии. Некоторые изображения, которые очень часто встречаются при блуждании по джунглям на месте города, должно быть, стоили баснословных сумм при их изготовлении, многие из них были сделаны из латуни или бронзы, покрытой золотом толщиной в одну тридцатую дюйма.
Возможно, самая интересная реликвия древности, которую можно увидеть в Накхон Хлуанге, - это статуя, которая сейчас стоит, заброшенная и одинокая, в джунглях Пхра Патима Суривонга, некогда монарха города и обширных регионов, которые ему подчинялись. Он был поражен проказой, и его статуя изображает его держащим чашу с лекарством, прописанным как лекарство от болезни, которое он собирается выпить. (Явно статуя Прокаженного Короля)
Теперь становится ясно, что это Ангкор тхом, но почему 2 часа езды?
Эта фигурка, выполненная в натуральную величину, была повреждена: у нее была отломана часть одной руки и чашка. Почти все руины в Након-Хлуанге изобилуют надписями, выгравированными двумя разными иероглифами, один из которых широко используется, в то время как использование другого чрезвычайно редко. Обычно камбоджийцы используют символ Пали(Язык монахов) ; но ни одному человеку в Сиаме или Камбодже еще не удалось расшифровать надписи, несмотря на то, что они могут бегло их читать. Местные жители говорят, что должен быть какой-то ключ к их значению, который еще не был обнаружен.
Туземцы указали на один камень, покрытый надписями, как на средство сообщения между собой и морем на другой стороне земли: они утверждают, что когда волны высоки, камень перемещается взад и вперед ; однако их знаний географии недостаточно, чтобы позволить им определить, какой океан удостоен чести быть так близко связанным с камнем.
На расстоянии трех дней пути от Након хлуанга, по словам властей Ангкора, находятся руины трех городов, а также еще одно большое святилище, и со всех сторон сохранились остатки зданий, свидетельствующие о том, что страна, ныне представляющая собой полную пустыню, должно быть, была во времена строительства и завершения этих зданий наиболее густонаселенной и чрезвычайно процветающей.
Немногие страны представляют более поразительную картину падения с высочайшей вершины величия до последней степени ничтожества и варварства, чем Камбоджа; и в наши дни нет нации, которая может показать так мало записей или традиций прошлого или предоставить так мало подсказок к своей древней истории.
За исключением невероятных рассказов китайских историков и нескольких легенд, которые, следует опасаться, являются скорее сочинением варварского жречества, направленного на укрепление своего господства над умами суеверных людей, чем любым повествованием, передаваемым из поколения в поколение, в мире нет никаких сведений об этой некогда могущественной, но ныне деградирующей стране.
Нынешний король Камбоджи, проживающий в Удонге, заявляет, что он нашел достаточные доказательства, позволяющие ему отнести возведение Накхон вата и Након хлуанга к периоду, предшествующему христианской эре; и несколько лет назад, отменив чеканку монет в форме пули в пользу плоских, он воспользовался возможностью увековечить память о Накхон вате и былом величии своей страны, изобразив вид здания на своих деньгах.
Нынешний Главный король Сиама (* Рама IV), который много лет был главой Вата и который проявлял большой интерес к этому предмету как из-за религиозных ассоциаций своей прежней профессии, так и потому, что основатель его династии происходил из Камбоджи, заявляет, что вся история Индии за Гангом, предшествовавшая примерно 400 годам назад, совершенно недостойна доверия, поскольку полна басен, часто смехотворных. В одном из томов буддийских писаний Камбоджа указана как шестнадцатая из шестнадцати основных наций, господствовавших в то время на земле, и упоминается как страна, где либеральным взглядам был дан полный простор — настолько, что о ней, как и о Йоне, говорилось, что там нет браминской аристократии или наследственного дворянства, ибо в Камбодже анай (господин) может опуститься до зависимости бСо (слуги), а слуга обретет достоинство хозяина.
В 3 веке, в 200 году н.э., жил камбоджийский монарх, который основал Након Ват. Его звали Буа Сивиситивонг, и ему приписывают то, что он был королем, который первым пригласил буддийских священников с Цейлона в свою страну, импорт которых часто происходил с тех пор. Эти добровольно подвергшиеся остракизму священники привезли с собой свои религиозные труды, и, чтобы сохранить эти священные документы, король приказал построить для их приема каменное здание, в котором, как говорят, до сих пор хранятся эти древние произведения. Книги были сделаны из материала, используемого в те дни, простых пальмовых листьев; “И вы думаете, они выдержат?” был довольно недоверчивый вопрос его величества, когда он рассказывал о предполагаемом обстоятельстве.
Буа Сивиситивонг, можно сказать, к счастью, был прокаженным, поскольку это великолепное здание Накхон Ват было возведено, чтобы умилостивить богиню здоровья и исцелить его от отвратительной болезни. После его завершения король, обнаружив, что проказа не ослабевает, перестал полагаться на лекарство от трудов и решил обратиться за советом к земным смертным. Соответственно, появилось объявление, предлагающее большую награду любому, кто добьется излечения : что это было в тот период, остается только догадываться, но если не больше, чем даруется сегодня в Камбодже и Сиаме, нам не нужно удивляться практически полному провалу претендентов на королевскую награду.
Только один человек, знаменитый брамин, вызвался взяться за лечение его Величества. Брамин твердо верил в достоинства водолечения, но предпочитал жидкость в состоянии кипения и даже предложил прокипятить своего царственного пациента в сосуде с аквафортисом — буквально разъедающей жидкостью. Король, естественно, возразил против такой экстремальной процедуры и выразил желание засвидетельствовать безопасность процесса в лице какого-нибудь добровольца: такового найти не удалось, и факир поэтому предложил провести эксперимент на каком-нибудь преступнике.
Однако король, который, по правде говоря, начал завидовать сверхъестественным способностям Брамина и боялся его, счел это удачной политической возможностью избавиться от него и поэтому предложил ему самому залезть в котел. “Я готов сделать это, ” ответил брамин, - если ваше Величество торжественно пообещает бросить вслед за мной определенный порошок, я оставлю его у вас”. Требуемое обещание было немедленно дано, и брамин, который верил в принцев, прыгнул в кипящий котел. Затем король-прокаженный приказал поднять сосуд и вылить его содержимое в реку. За это нарушение веры проклятие нависло над королем и его городом : разве это не город руин по сей день?
Его Величество Главный король Сиама говорит, что традиция превращает Тонле Сап, великое озеро Камбоджи, в плодородную равнину, на которой стоял великий город. Король для своего развлечения держал несколько ручных мух, в то время как наставник его юных принцев, его детей, развлекался тем, что кормил несколько ручных пауков. Однажды случилось так, что эти домашние пауки съели королевских мух, после чего король пришел в сильную ярость и собирался предать наставника смерти, когда, о чудо! он поднялся в воздух, проклиная короля и его королевский город. Сразу же вся равнина погрузилась под озеро, которое мы сейчас видим.
Традиция также гласит, что яшмовое изображение Будды, являющееся украшением храма в королевском дворце в Бангкоке, затем было найдено плавающим на поверхности этого озера в виде цветка лотоса, на попечении Яка. В конце концов его перевезли в Чиенг Рай, город на севере Лаоса(тогда), где для него была построена пагода, и из этого города его переняли сиамцы.
Однако существуют и другие версии происхождения этого знаменитого изображения.
Естественная история Камбоджи и Юго-Восточного Сиама, поскольку она еще почти полностью не исследована, представляет собой самую новую и интересную область для натуралиста. Зоология, естественно, разделяет общие черты народов, живущих на той же широте, что и народы, расположенные на берегу Ганга. Из толстокожих, конечно, выделяется слон, которого сиамцы называют чанг, а камбоджийцы - тум-рым. Обитая на обширных равнинах с самыми плодородными пастбищами, которые составляют основные географические особенности Камбоджи, это гигантское млекопитающее можно встретить в расцвете сил.
Их бесчисленные стада бродят по берегам озера в сухой сезон, откуда, когда равнины затопляются дождями в сезон дождей, они перебираются на возвышенности, и именно тогда самые отважные камбоджийские охотники отваживаются убивать их. Они делают это поистине необычным образом: вооруженные старым кремневым мушкетом, заряженным порохом, и зазубренной стрелой, начиненной куском какого-то лесного дерева, они плывут в лодках по затопленным джунглям туда, где слоны, по-видимому, неохотно покидающие свои привычные пастбища, обгладывают листья деревьев, которые еще не покрыл сильный паводок.
Выбрав того, чьи бивни обещают солидную награду за их труд, они стреляют ему в живот, как в то, что они считают наиболее уязвимой частью; огромный зверь погибает иногда через несколько минут, Но в других случаях проходит много часов, прежде чем он падает, в течение которых охотники наиболее тщательно наблюдают за ним. Когда яд, наконец, сделал свое дело, они отрезали ему бивни и хвост, затем сняли кожу и забрали жир, кости и большую часть его плоти, и все это нашло готовую продажу среди китайцев в городах.
К сожалению, мы еще не знакомы с деревом, из которого добывают этот яд, но я сильно подозреваю, что его получают из разновидности стрихнии. Конечно, это очень примечательное обстоятельство, что при употреблении в пищу мясо животных, отравленных описанным выше образом, должно быть лишено вредных свойств; но в случае с ядовитым ядом, называемым “урари”, используемым индейцами Гвианы, мы имеем совершенно аналогичный случай.
В "Фармацевтическом журнале " за апрель 1857 года я нахожу следующее утверждение: “ Хорошо известно, что такими ядами, более или менее ослабленными, индейцы в основном убивают свою дичь. Это относится к толстокожему тапиру, быстроногому оленю, проворной обезьяне, а также к самой большой или самой маленькой птице. Даже дикий скот, который бродит по саваннам Пирары и форту Сан-Хоаким, охраняется таким образом — без этого мясо убитых таким образом животных оказывается вредным для тех, кто его ест, наоборот, использование урари при умерщвлении животного делает мясо более нежным; и, следуя примеру отца Зеа, миссионера, сопровождавшего Гумбольдта вверх по Ориноко, мы убивали во время Гвианской экспедиции домашнюю птицу, которую мы покупали у индейцев , и которые обычно были необычайно жесткими с помощью отравленной стрелы, делая тем самым плоть более нежной”.
Как домашнее животное слон широко используется повсюду ; каждый мало-мальски уважаемый человек имеет одного или двух для личного пользования. Однако их нельзя сравнивать со слонами Химлостана в плане дрессировки. Слоны, пригодные для использования в качестве орудия нападения на войне, о которых так много говорится во всех описаниях восточных регионов, встречаются чрезвычайно редко ; и утверждается, что в поздних войнах между Сиамом и Кочинхинским Китаем в сиамской армии был только один человек, которого можно было заставить напасть на врага, и, как сообщается, он убил в одном сражении больше кочинхинцев, чем вся сиамская армия.
В диком состоянии у многих самцов, как и у цейлонцев, нет бивней.
Носорог в значительном количестве обитает в непосредственной близости от озера и у подножия гор.(может таинственный динозавр в Та Проме вовсе не динозавр?)
На это животное, как и на предыдущего, охотятся из-за его рога и шкуры, и камбоджийцы очень ловки в его преследовании. Несколько человек, вооруженных длинными, заостренными бамбуковыми палками, направляются в лес, часто посещаемый животными. Обнаружив убежище одного из них, они бесшумно окружают его; затем, приблизившись к нему на небольшое расстояние, они кричат, чтобы привлечь его внимание. Увидев своих преследователей, разъяренный зверь бросается на них с разинутой пастью; затем они используют благоприятную возможность и с удивительной ловкостью вонзают бамбук ему в горло. Животное вскоре падает, задохнувшись от последующего кровотечения. Однако такой способ их умерщвления применяется не всегда, поскольку в них часто стреляют шариками.
Среди жвачных животных в Камбодже обитает шесть видов оленей, три вида дикого крупного рогатого скота и буйвол. Возможно, самой интересной новинкой в зоологии Восточной Индии, которую можно найти в Камбодже, являются три вида бычков. Они названы в честь людей нгуа батинг, нгуа денг и нгуа дам.
Среди рептилий одна, крокодил, очень распространена и является предметом торговли с китайцами из кохинхины. Ежегодно из этой страны отправляются лодки с целью их ловли : для этого они ловко вставляют им в рот кусок дерева, заостренный с обоих концов; затем привязывают к ним прочную леску и доставляют их на берег. Поскольку они хорошо переносят недостаток пищи, к концу путешествия в китайскую провинцию Кочин они прибывают в хорошем состоянии, где их высоко ценят как пищу.
На этом пока всё! Если дочитали до этого места, поздравляю! Есть о чём подумать и пересмотреть взгляды. Я буду уточнять некоторые моменты и продолжу искать интересные старые заметки, которые помогут нам пролить свет, на древнюю Камбоджу.