Слова, вынесенные в заголовок данной статьи, в начале июня 2023-го произнес вице-премьер РФ Юрий Трутнев, подчеркнувший важность развития Северного морского пути для реализации крупнейших российских проектов в Арктике.
По словам чиновника, СМП на фоне загруженности Восточного полигона железных дорог приобретает еще большее значение. К тому же, данный маршрут, проходящий по территориальным водам России, является хорошей альтернативой по отношению к Суэцкому каналу.
До 2035 года, как отметил полномочный представитель Президента РФ в ДФО, из государственной казны на развитие Северного морского пути выделят 600 млрд руб., что в свою очередь принесет налоговые поступления в бюджеты всех уровней в 21 трлн руб. Помимо федеральных средств, в общей сложности объем инвестиций в этом направлении составит порядка 2 трлн руб.
Значение СМП отметил и премьер-министр РФ Михаил Мишустин, назвавший его ключевым элементом транспортной связности страны. Напомним, к концу текущего десятилетия объем грузоперевозок по данному маршруту предполагается довести до 200 млн тонн в год, то есть примерно в семь раз больше, чем в 2022-м. О том, насколько это реально и что является главным препятствием к развитию Северного морского пути, мы коротко поговорили с гендиректором «ЕвроТрансЭкспедиция» Кириллом Рассадкиным.
— Каково значение СПМ для России? Возросло ли оно в новых экономических и геополитических условиях?
— Северный морской путь является важным элементом транспортной инфраструктуры России, который позволяет сократить время и расходы на доставку грузов из Азии в Европу и обратно. В новых экономических и геополитических условиях, связанных с усилением торговых и политических связей России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, значимость СМП, безусловно, возросла. Кроме того, развитие СМП позволяет укреплять позиции России в Арктике и обеспечивать безопасность и экономический рост региона.
— Насколько важен СМП для развития Арктической зоны РФ?
— Севморпуть является важным инструментом развития Арктической зоны РФ. Развитие СМП позволяет укреплять экономическую и транспортную связанность региона с остальной частью России и миром, создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции в различные отрасли экономики.
— Сегодня объем перевозок по СМП — менее 3% от Суэцкого канала. Может ли Северный морской путь в будущем составить серьезную конкуренцию традиционному маршруту?
— В будущем СМП, действительно, может составить серьезную конкуренцию традиционному маршруту через Суэцкий канал, особенно в условиях изменения климата и расширения возможностей для судоходства в Арктике.
— Грузопоток по СМП в 2022 г. составил 32 млн тонн. Цель до 2024-го — 80 млн. Насколько она достижима?
— Цель по наращиванию объема перевозок по СМП до 80 млн тонн до 2024 года вполне достижима, но для этого необходимо ускорить темпы развития инфраструктуры и привлечения инвестиций в проекты, связанные с СМП. Кроме того, для этого необходимо решить ряд технических и экологических проблем относительно обеспечения безопасности судоходства и сохранения экосистем Арктики.
— Что, помимо отсутствия должной инфраструктуры, сегодня главным образом мешает развитию Севморпути?
— Серьезной проблемой сегодня является и отсутствие достаточного количества ледоколов и других судов, а также способных работать в условиях Арктики. Кроме того, существуют проблемы с привлечением инвестиций в проекты, связанные с СМП, из-за высоких рисков и неопределенности в экономическом и политическом плане.