Исследователи пришли к выводу, что небольшие флейты из птичьих костей, изготовленные жителями Ближнего Востока около 12 тысяч лет назад, служили для воспроизведения криков хищных птиц: ястреба-перепелятника и обыкновенной пустельги. Авторы работы предполагают, что подражание крикам этих птиц имело ритуальное значение.
Анализируемые артефакты относятся к натуфийской культуре, существовавшей на территории современных Израиля, Иордании, Ливана, Сирии и Палестины между 15 и 11,5 тыс. лет назад. Флейты были среди 1100 птичьих костей, обнаруженных во время предыдущих раскопок археологического памятника в долине Хула на севере Израиля. Во время недавнего обследования ученые заметили, что у семи из них были странные особенности, такие как отверстия для пальцев и мундштуки, которые позволили бы их использовать в качестве музыкальных инструментов.
Шесть флейт сохранились частично, один экземпляр дошел до нас целиком. Предположительно, флейты носились на шее на шнурке. Для их изготовления использовались кости чирка-свистунка и лысухи. «Все они имеют микроскопический износ, указывающий на то, что ими действительно пользовались, играли на них», — говорит один из авторов исследования, судебный антрополог Тал Симмонс (Tal Simmons) из Университета Содружества Виргинии.
«Это было очень трогательно, когда я впервые сыграл на ней и услышал звук, который натуфийцы издавали 12 000 лет назад», — говорит ведущий автор работы Лоран Давин (Laurent Davin), археолог из Французского исследовательского центра в Иерусалиме.
Ученые находят аналоги предполагаемому воспроизведению натуфийцами криков хищных птиц. Например, индейцы Великих равнин во время Танца солнца при помощи специальных свистков из птичьих костей подражали крику одного из видов орла. Подражание крикам тропических птиц использовалось и во время ритуалов у новогвинейского народа калули.
Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.