"Побег из Шоушенка" занимает вечную вторую строчку в "Топ-250" лучших фильмов по зрительскому голосованию на Кинопоиске (десять лет - это точно!) и вечную первую строчку на imdb.com. Столь высокое положение фильма является для меня неразрешимой загадкой.
Картина Фрэнка Дэрэбонта снята на студии "Кастл Рок энтертейнмент", и является канонической экранизацией произведений Стивена Кинга. Канон был задан Робом Райнером в фильме "Останься со мной" (1986), и с тех пор остался неизменным: глянцевая иллюстративность, неторопливость повествования, наличие в кадре популярных или, во всяком случае, одаренных актеров.
Обычно перед режиссерами, рискнувшими экранизировать "что-нибудь из Кинга" стоит непростая задача: слить лишнюю воду, которой в романах Стивена пруд пруди. Дарабонт сделал все с точностью до наоборот: взял маленький рассказ "Рита Хейворт и побег (искупление) из Шоушенка" и растянул его до полнометражного фильма, длящегося более двух часов. И я не могу сказать, что зрелище получилось шибко увлекательным.
Это простая история о том, как обвиненный в двойном убийстве вице-президент крупного банка попадает за решетку. Приговор: два пожизненных заключения.
Даже будучи узником, Энди Дюфресн развивает бурную деятельность: открывает библиотеку, зачинает бизнес под покровительством "набожного" директора тюрьмы.
Через 20 лет у Энди появляется шанс выйти на свободу, — один из молодых заключенных, которого Энди учил грамоте, рассказывает, что в месте прошлой отсидки он якобы видел и слышал человека, который признался по секрету, что убил гольфиста и его любовницу, жену какого-то банкира, и что обтяпал дельце так ловко, что вместо него за решетку отправился банкир. Энди пытается ухватиться за шанс, но директор тюрьмы не намерен терять "золотую жилу" и убивает единственного свидетеля…
Фильм хорош финалом. Долгий, длинный, счастливый финал вопреки ожиданиям не отдаёт приторностью, характерной для большинства подобных картин, но наделяет фильм осмысленностью и позитивизмом. И это притом, что Дэрэбонт на протяжении всего фильма отнюдь не сгущал краски, и даже не пытался живописать тюремные ужасы.
Любопытно то, что Энди Дюфресн, выдав в библиотеке одному из зеков "Графа Монте-Кристо" и анонсируя книгу как "роман о человеке, который бежал из тюрьмы; тебе понравится", в конечном итоге становится антагонистом графа.
Тогда как графом Монте-Кристо двигает личная месть, Дюфресном руководит чувство юридической справедливости. Находясь вне закона (заслуженно или незаслуженно — это уже не имеет значения), Дюфресн пытается действовать в рамках этого самого закона и лишь прикладывает руку к тому, чтобы директор тюрьмы понес наказание за убийство человека и "коррупцию в тюрьме". В тюрьму прибывает полиция, и директор кончает жизнь самоубийством. Это еще один любопытный момент в фильме, наводящий на размышления о реальной степени виновности Дюфресна.
Дело в том, что в одной из предыдущих сцен мы становимся свидетелями рефлексии Энди. Утверждая, что не стрелял в жену, Энди, тем не менее, считает себя косвенно виновным в ее смерти. В директора тюрьмы он также не стрелял, но пуля нашла свою цель. Таким образом, Энди Дюфресн является человеком, с которым рука об руку идет смерть, и сей факт придает персонажу особую глубину и многомерность.
Оценка: 6,5 из 10.
Режиссер: Фрэнк Дэрэбонт.
Сценарий: Фрэнк Дэрэбонт (по рассказу Стивена Кинга "Рита Хейворт и искупление в Шоушенке"),
Оператор: Роджер Дикинс,
Композитор: Томас Ньюман.
В главных ролях: Тим Роббинс, Морган Фриман.
В ролях: Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун.
Интересные факты о фильме:
- Съемки проводились в Мэнсфилдской исправительной колонии. Значительная часть бюджета ушла на реставрацию сего заведения.
- Стивен Кинг отдал Фрэнку Дэрэбонту права на рассказ задаром, т.к. они друзья.
- Американское общество защиты животных выступило с критикой в адрес фильма, в котором единственным представителем фауны стал ворон старика Брукса. В картине есть сцена кормления птицы червяком, найденном во время обеда в тарелке главного героя фильма. Общество настояло на том, чтобы была использована уже мертвая личинка, погибшая своей естественной смертью. После того, как такая особь была найдена, сцену отсняли.
- Бюджет: $25 000 000. Кассовые сборы: $28 418 687 (фильм провалился в кинопрокате).
Читайте также на моем канале: