В 1852 году развивающемуся городу на берегу Каспийского моря просто необходим был маяк. Свет с дагестанского берега помогал путникам и торговцам ориентироваться в акватории и не сесть на мель
Первый маяк в Махачкале появился в середине 19 века, тогда еще на месте города располагалась Петровская крепость и первый маяк получил незамысловатое название Петровский. Наместник Кавказский князь Воронцов много внимания уделял выгодно расположенной на Каспии местности. Так, здесь почти одновременно появилась железная дорога и несколько портов, а также следующее за ними инфраструктурное развитие.
Маяк указал путь первому судну 1 апреля 1852 года. Однако не были учтены многие факторы, в том числе высокие стены крепости, которые в некоторых участках преграждали путь свету маяка. К 1866 было принято решение о переносе и трансформации ориентира Каспийской флотилии. Тогда уже к вопросу подошли со всей инженерной серьезностью.
Новый 27-метровый маяк появился на горе Анжи-Арка, получив за счет природной возвышенности превосходство над уровнем моря на 80 метров. Он был оборудованную сигнальным световым элементом, который «дотягивался» на 15-17 миль. Белый луч с берега работал круглогодично. К началу XX века, белоснежный колосс достроили еще одним этажом и расписали красными полосами, что делало его более заметным в любую погоду. Бакинская газета «Каспий» в 1909 году написала замету о знаменитом маяке и рекомендовала усилить «луч»: «Петровскому маяку сильный электрический огонь (в городе имеется электростанция), а на конце южного Петровского мола, для безопасности подхода к Петровску в туман, нужно поставить паровую сирену».
К 1912 году в связи с острой необходимостью усиления проблескового сигнала, который сливался с огнями города и железнодорожной станции, городским правлением было решение заменить существующие масленые лампы на керосинокалильные горелки. С 1941 года махачкалинский маяк нес военную вахту ни на один день, не прекращая свою работу. По Каспию шли баржи с нефтью из Азербайджана и ничего не должно было помешать важной стратегической логистике. К мирной службе колосс вернулся в 1944 году.
В 2008 маяк переживший переломные моменты истории двадцатого века закрыли на реконструкцию, полностью усилив его каркас и строение башни, добавили и огня. Проблесковые маячки теперь ловят корабли Каспийской акватории на расстоянии 24 метра от берега, а местные жители имеют маяк не иначе как символом города и порта.
Фото: Денис Абрамов. РИА Новости
Валерия Поддаева