Найти тему
Кобякова

Доступность медицинской помощи в первичном звене

Оглавление

Доступность медицинской помощи в первичном звене – предмет пристального внимания людей, организаторов здравоохранения, представителей всех ветвей власти, СМИ и общественности.

Почему? Всё просто. Первичное звено – это точка первого и самого массового контакта людей с системой здравоохранения – более 1,1 млрд! посещений в год. Именно в этот момент формируется то самое первое впечатление, которое потом трудно исправить.

Проблемы с доступностью медицинской помощи в первичном звене

Отрицать нельзя, проблемы с доступностью медицинской помощи в первичном звене есть. Люди жалуются на сложности записи на приём, возможность быстро попасть к нужному специалисту. Причин много. Объективные и субъективные. Вопросом привлечения медицинских кадров в первичное звено активно занимаются. Государство предпринимает целый ряд мер, реализуется федеральный проект, но факт остается фактом. И ни одна страна мира с этой проблемой пока в полной мере не справилась.

Вместе с тем доступность медицинской помощи в первичном звене должна и может быть улучшена путём применения современных управленческих инструментов.

Именно с этой целью создан Федеральный инцидент «Запись на прием к врачу», который еженедельно ведёт лично Министр здравоохранения Мурашко М.А. В работе помимо Минздрава РФ, регионов, ЦНИИОИЗ принимают участие Минцифра, разработчики, ФФОМС и другие заинтересанты.

-2

Оптимизация бизнес-процессов внутри медицинской организации

Первое и главное – это оптимизация бизнес-процессов внутри медицинской организации. Проще говоря, снижение нагрузки со специалистов участковой службы несколькими способами:

  • работа с расписанием приема специалистов на уровне региона и каждой медицинской организации в отдельности с целью максимально рационального использования драгоценного времени врача;
  • перенаправить поток пациентов, которым «просто спросить», получить какую-то информацию на административный персонал внутри поликлиники или колл-центра, минуя запись к врачу;
  • выделить отдельные потоки и возложить на отдельные структурные подразделения внутри поликлиники оказание профилактической помощи, включая вакцинацию; обслуживание на дому (да, да, те самые вызовы на дом) по неотложной помощи (температура, кашель, остеохондроз и тд); выписки льготных рецептов; паллиативной помощи;
  • переложить часть функций с врачей на средний мед персонал, а со среднего медперсонала на административный (немедицинский) персонал. Медики должны лечить, техническую работу должны выполнять люди без медицинского образования;
  • использовать современные цифровые инструменты, прежде всего сервис «Запись на приём к врачу» на портале госуслуг; Листы ожидания, единое расписание в МИС; чат-боты напоминания о предстоящем приеме и многое другое.
Что хочу сказать. Мы сколько угодно можем уповать на (или ругать) ИТ-ков, МИСы, погоду или природу, но не изменив процессы внутри медицинской организации (сейчас высокопарно скажу - не изменив саму идеологию и философию оказания медицинской в первичном звене) удачи нам не видать.
-3

Подробнее про расписание работы медицинской организации

Для обеспечения доступности амбулаторной помощи для людей крайне важно тщательно отработать с расписанием приема специалистов в медицинской организации. Казалось бы, ну чего проще? Ан нет. Именно там кроется куча подводных камней. И в рамках пилотного проекта Федерального инцидента №38 мы с регионами сначала отрабатываем именно с расписанием. И пока не сделаем, дальше двигаться бессмысленно. Почему? Потому что это позволяет найти резервы времени для приема пациентов существующим кадровым составом специалистов. Но по порядку.

1. Обращаем внимание на время работы поликлиники. До 18.00? Это уже анахронизм, поскольку крайне неудобно для работающих людей. Большинство регионов уже перестроилось и работают до 20-21 часа в будние дни. И это очень правильно.

2. Работа в выходные дни. По этой же причине. Людям - удобно. И это отчасти решает проблему нехватки помещений, на которую справедливо жалуются ряд главных врачей и региональных министров. Кроме того, в выходные дни удобно приглашать людей на диспансеризацию и профосмотры.

Правда, в одном из регионов увидели, что в красивом электронном расписании фигурируют только понедельник - пятница, а субботы и воскресенья как бы нет. Спросила. Ответ: нет, мы работаем. Ну чудесно. А люди как должны догадаться об этом? Уважаемые управленцы, проверьте, п-та, у себя в учреждениях. Вдруг также.

3. Я рекомендую, чтобы график работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, был единый для всего региона. Хотя бы в городах. Опять же, удобство для людей. Ну и дисциплина для главных врачей. Про сельскую местность - понимаю. Там до 20.00 ни к чему.

Эти простые и незамысловатые действия уже позволят в определённой степени увеличить доступность медицинской помощи. В следующих постах обсудим самое интересное: нормы времени на приём одного пациента, продолжительность приёма, вызовы на дом и другое.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!