Найти тему

Гибель Спартака. Очевидец и участник убийства

Античные летописцы оставили нам скупые сообщения о смерти Спартака в битве при Силуре, когда раненный в бедро и стоя на колене, предводитель восставших рабов, отбивался от римских легионеров и принял героическую смерть. Столетие назад при раскопках города Помпеи в Италии была обнаружена любопытная фреска, на которой по утверждению некоторых Советских ученых был запечатлен момент гибели Спартака. Свое видение изображения на фреске передает А.В. Мишулин в книге «Спартак»: «У нас на руках в 1927 году оказался интересный археологический документ, пока что единственный в истории спартаковского движения. Это фрагмент стенной живописи в Помпеях. Прежде всего, эта находка представляет интерес не художественностью исполнения, а своей древностью и для нас этот документ интересен как единственный археологический памятник о Спартаке. К сожалению, он дошел до нас в плохом состоянии. В каштановых тонах одноцветно набросанными мазками изображена боевая схватка. Эта картина была нарисована на светлой облицовке стены одного дома в Помпеях. Ученые полагают, что фрагмент изображает одну сцену. С нашей точки зрения, здесь налицо две сцены. Первая сцена - на правой половине картины, вторая - на левой. С правой стороны видна слабо сохранившаяся фигура трубача, который дает сигнал. Основной интерес в этой сцене представляет два сражающихся всадника. Над головой одного сделана надпись «Спартак», над головой второго всадника, преследующего первого, надпись «Феликс из Помпей». По-видимому, сцена изображает битву Спартака с каким-то Феликсом из Помпей, возможно, центурионом римской армии. Это подтверждается рядом соображений. Прежде всего, совершенно невероятно, чтобы имя покрывшего себя славой вождя рабов могли приписать какому-нибудь другому человеку. Кроме того, фракийское имя Спартака едва ли встречалось в Италии. Бросается в глаза и то, что в то время как Спартак называется только по имени, подчеркивается, что его противник – уроженец из Помпей или происходит из какого-то рода помпеянцев. Из этого можно сделать следующий вывод. Перед нами изображен знаменитый вождь рабов Спартак и некий Феликс из Помпей как победитель Спартака. Эта сцена подчеркивает содержание картины, которая в целом должна изображать гибель Спартака. Это изображение вполне согласуется с тем местом у Аппиана, в котором последний говорит о том, что Спартак был поражен именно в бедро. Вождь рабов продолжает драться с противником и щитом защищается от удара, который наносится ему сзади.

Вторая сцена, изображенная на левой стороне картины, передает, с нашей точки зрения, второй этап борьбы. К сожалению, надпись на этой части картины не уцелела и ее не представляется возможным восстановить. В глубине сцены изображен воин. Изображение это дошло до нас в плохо сохранившемся виде. Но и тут два момента не вызывают сомнения. Во-первых, воин в глубине картины не имеет каски, очевидно в схватке она была сбита или потеряна. Следовательно, этот воин принадлежит к побежденной стороне. Во-вторых, поза воина весьма не естественна, и это заставляет предположить, что воин, раненный в бедро или ногу, вынужден был сражаться с врагом, находясь в тяжелом состоянии. Эта деталь снова наводит нас на мысль о том, что эта вторая сцена изображает, очевидно, Спартака в последние минуты его жизни. Мощная фигура нападающего на него римского легионера в каске вырисовывается на переднем плане сцены. Вероятно, ударом меча легионер поражает Спартака, на коленях продолжающего отбиваться от своих врагов. Таким образом, вся картина изображает последовательно две сцены из этой последней битвы Спартака, причем обе вполне согласуются с данными Аппиана. Очевидно, его версия гибели Спартака являлась господствующей, и поэтому именно она оказалась отображенной на данной картине. Из картины мы узнаем, кто был прямым убийцем Спартака. Стремление увековечить смерть Спартака, скорее всего, должно быть у того, кто его убил. Поэтому правы те историки, которые говорят, что и дом, в котором была найдена при раскопках эта историческая живопись, вероятно, принадлежит убийце Спартака, Феликсу из Помпей. Это подтверждается древностью этой живописи, которая может быть отнесена непосредственно ко времени конца Спартаковского движения. Очевидно, тотчас после победы над Спартаком Феликс из Помпей увековечил себя как победителя в стенной живописи.

Но одну деталь не смог скрыть художник в этой картине: нападение на Спартака осуществляется сзади. Очевидно, принять открытый бой с фракийцем-гладиатором римский центурион не решился. Встреча лицом к лицу со Спартаком была опасной для всякого, кто решился бы напасть на него. Фрагмент стенной живописи помогает нам выяснить вопрос о последних минутах Спартака. Дело в том, что если Спартак, как это показано на рисунке, был сильно ранен в бедро, он не смог продолжать борьбу на коне. Пока он не был ранен, у него обе руки были свободны для борьбы с врагом. После же сильного ранения в бедро он должен был держаться за коня рукой, как это и показано на рисунке. Одна рука уже была занята, и он не мог успешно продолжать борьбу. Поэтому Спартак вынужден был расстаться со своим конем. Сойдя с коня, он отражал нападение врагов, что вполне согласуется, таким образом, с живописью».

А теперь я процитирую свое видение изображения на фреске из Помпей Е.В. Велюхановой в публикации «Восстание Спартака», которое противоречит мнению А.В. Мишулина: «Изображение, датируемое II или началом I века до новой эры, реконструированное современными художниками, обошло, чуть ли не всю издаваемую в нашей стране литературу о Спартаке. Казалось бы, чудом в наших руках оказалось изображение вождя восставших гладиаторов в последние минуты его жизни. Над рисунком двух вступивших в единоборство всадников написаны их имена: Спартак и Феликс, причем воин, носивший имя Спартака, только что получил рану в бедро. Именно о такой ране говорит Плутарх, описывая последний бой и гибель Спартака. Поразительное совпадение, но, увы, только совпадение. Фреска состоит из трех частей. В нашей литературе неизменно размещали одно лишь центральное изображение. Слишком уж явственно видно, что полное изображение представляет отнюдь не картину боя, а сцены гладиаторских игр. Сражение отряда гладиаторов – слева, видимо, ничем не знаменитых, потому что их имена на фреске отсутствуют, и схватку двух известных, заслуженных гладиаторов: Спартака и Феликса. Фигура трубача в маске, неизменного участника игр, на правом краю фрески неопровержимо свидетельствует, что мы видим именно изображение гладиаторских игр. Следовательно, фреска, которую ошибочно принимали за изображение Спартака, скорее всего, изображает другого гладиатора, носившего такое же имя. Может быть, Спартак взял себе имя своего знаменитого предшественника, что было не редкостью среди гладиаторов».

Нейтральную позицию в данном споре занимает П.Ф. Преображенский в публикации «Спартак», который пишет: «В 1927 году в итальянской исторической литературе был опубликован любопытный фрагмент стенной живописи, найденный при помпейских раскопках. Фрагмент этот плохо сохранился и потому может быть интерпретирован с различных точек зрения. Главное затруднение состоит в решении вопроса о том, сколько сцен заключает найденный памятник. Одно остается совершенно бесспорным: на правой стороне картины изображены два сражающихся всадника, из которых один имеет над собой надпись «Спартак». А другой по остроумной конъектуре Майури – «Феликс из Помпей». На правой стороне картины изображен бой двух пехотинцев. Представляют ли обе сцены единую композицию или дают последовательное развитие схватки? Этот вопрос особого значения не имеет. Сверять версии Аппиана и Плутарха по этому фрагменту или проверять его литературными данными также рискованно. Несомненен лишь один факт: некто Феликс из Помпей, претендовал на славу и вечную благодарность потомства и увековечивал себя как убийцу Спартака. Кто знает, может быть, голова предводителя рабов была даже оценена, и этот Феликс выступал кандидатом на обещанную сумму. Как бы то ни было, этот плохо сохранившийся и беспомощный по своему художественному исполнению фрагмент совершенно уникален по своему историческому интересу».

Предметный анализ изображения на фреске из Помпей я нашел в публикации «Тайны Спартака» блога «Я плакалъ», который считаю необходимым процитировать полностью: «Помните картинку в школьном учебнике истории древнего мира? Спартак скачет на коне, обернувшись назад, прикрываясь круглым щитом, а из бедра торчит дротик. В Помпеях нет мозаики с изображением Спартака. Есть изображение на одной из стен домов в Помпеях, сделанное слишком неумелым художником. Вот именно реконструкцию (прорисовку) этой фрески мы видим на этом рисунке. Изображены две фигуры конных воинов, один из которых поражает другого копьем в бедро. А теперь посмотрите на реальное состояние фрески. Поражает, насколько она отлична от реконструкции, тут скорее общим является лишь положение фигур, детали же едва замечены. Некоторые историки считают, что это и есть последний бой Спартака. Однако здесь есть несколько существенных замечаний. Первое самое главное – фигура трубача в маске справа на фреске указывает на то, что здесь на самом деле изображен бой гладиаторов эквитов на арене, а не эпизод реального боя. Второе замечание, если хозяин дома действительно решил бы написать свое имя на фреске в память своего подвига, то он не подписал бы свое изображение Счастливчик (Феликс) из Помпей, а уж поверьте, написал бы свое славное имя полностью – типа Луций Корнелий Варрон по прозвищу Счастливчик. А вот такое написание скорее подходит, как если любитель гладиаторских боев решил на стене дома запечатлеть эпизод из недавно прошедших игр, когда местный боец одолел заезжего знаменитого гладиатора Спартака. Вот тогда как раз, и не грех отметить в надписи, что победитель никто иной, как гладиатор по прозвищу Счастливчик ни откуда-нибудь, а именно из Помпей! А уж как того звали на самом деле – так ли уж важно? Для нас с вами важно совсем другое – тот ли самый знаменитый Спартак, или мы имеем простое совпадение имен? Нельзя однозначно отвергнуть оба варианта, однако, учитывая примерное совпадение по времени создания фрески и жизни Спартака, а также близость Помпей к Капуе, вероятность первой версии (что изображен именно исторический Спартак), как мне кажется, более предпочтительно».

Я считаю безосновательным утверждением, и не вижу абсолютно никакой взаимосвязи близости Капуи, где началось восстание гладиаторов, к Помпеям для того, чтобы отожествлять изображение на фреске с реальным Спартаком. А данное свидетельство я встречал неоднократно. В армии Красса и других римских военачальников находились легионеры, стянутые с территории всей Италии, и боевые действия римлян против повстанцев не ограничивались окрестностями Капуи и Помпей. Поэтому данную близость Капуи к месту обнаружения фрески можно отнести к случайному совпадению. В обсуждениях на историческом форуме на тему восстания Спартака я также прочитал комментарий, автор которого приводит свое доказательство причастности Феликса к гибели Спартака: «После битвы к Крассу пришел некто Феликс и потребовал награды за убийство Спартака». В другом комментарии говорится о том, что «В Риме некий патриций по имени Феликс хвастался, что именно он убил Спартака», но автор комментария также не помнит источника информации. Данные свидетельства взяты из художественной книги Валентина Лескова «Спартак» и приведенный эпизод о требовании Феликсом награды у Красса за убийство Спартака придуман автором, на основании найденной в Помпеях фрески. Еще в одном комментарии говорилось о том, что Спартак, во-первых, по свидетельству летописцев перед сражением убил своего коня и мог сражаться только пешим. Во-вторых, невозможно представить, чтобы телохранители Спартака допустили нападение Феликса на своего полководца сзади, так как со всех сторон должны были прикрывать его. По поводу последнего убеждения мы знаем, что в суматохе боя телохранители могли оставить не только не прикрытым с тыла своего полководца, но и вовсе потерять его из виду. Наглядный пример, гибель Пирра на улицах Аргоса, когда полководец был оставлен своими телохранителями наедине с врагами. Также нет никаких сомнений в том, что Спартак имел в своем распоряжении нескольких коней, одного из которых перед сражением мог заколоть с целью воодушевления соратников. Александр Македонский всегда берег своего коня Буцефала и в сражениях использовал других лошадей. В битве при Гранике под царем Македонии был убит конь. Плутарх пишет об этом случае: «Александр напал первым и при этом потерял своего коня, пораженного в бок мечом».

В Советские времена по причине навязчивой коммунистической пропаганды среди историков не могло существовать разногласий в подлинности изображения именно Спартака на фреске из Помпей. На иллюстрации в школьном учебнике по истории древнего мира мы видели, что только подлый удар копьем сзади в вождя порабощенных людей помог римлянам уничтожить предводителя восставших. А в зарубежных странах ученые еще почти столетие назад пришли к единодушному мнению в том, что на фреске из Помпей изображен именно эпизод гладиаторского боя. Главное доказательство тому, что живопись датируется археологами II или началом I века до новой эры. К тому же римские воины в отличие от конных гладиаторов пользовались метальным дротиком, а не ударным копьем. Согласно сведениям летописцев Спартак был поражен в бедро именно метательным дротиком «доратионом». Эквиты обычно открывали гладиаторские бои, сражались утром, сразу после торжественной церемонии. Поэтому трубач в маске на фреске из Помпей дает сигнальное оповещение об открытии гладиаторских боев эквитами. Реконструкция фрески разительно отличается от оригинала. Древнее изображение явно сделано не профессиональным художником. По мнению ученых, если бы Феликс захотел запечатлеть свою реальную победу над вождем восставших, то пригласил для этого специалиста по живописи, а не халтурщика, с изображением которого мы имеем дело. Немало важно, что обнаруженная археологами фреска расположена не в центральной части дома, а во второстепенном и подсобном помещении. То есть, живописи не придавалось особого значения. К тому же историки сомневаются в том, чтобы римлянин мог гордиться своей победой над презренным рабом и не посчитал ниже своего достоинства оставить воспоминание об этом факте.

В заключение приведу три интересных и содержательных, на мой взгляд, комментария с исторического форума на тему восстания Спартака: Старожил: «Россказни относительно фрески, якобы, изображающей последние минуты жизни Спартака, которого, якобы, сзади ранил римский всадник, также не серьезны. Историки представили на обозрение современную реконструкцию, однако если представить всю фреску полностью, то там видны и иные участники события – а именно, трубач и двое гладиаторов, сражающихся слева от центральной сцены конного боя. Таким образом, изображение, скорее всего, относится к групповой схватке и к восстанию Спартака никакого отношения не имеет».

Историк: «Но там читают имя Спартака и все-таки для Помпей из-за их месторасположения (они лежат неподалеку как от Капуи, так и от Везувия) более чем логично предположить, что если здесь действительно написано имя Спартака, то подразумевается именно тот Спартак, а некто безызвестный».

Старожил: «Какое основание помпейцев (равно как капуанцев) для увековечивания подобных картинок на стенах? Чем гордиться-то – восстанием рабов? Другое дело увековечивание сценок гладиаторских игр. Есть еще один интересный фактор – данную фреску вроде бы как относят ко II или началу I века до новой эры. В связи с этим возникает вопрос: а не дописал ли поздний обладатель данного дома одну из фигурок сражавшихся гладиаторов ненавистным ему именем предводителя восставших впоследствии?».

Оригинал найденной фрески в Помпеях
Оригинал найденной фрески в Помпеях
-3
Современная реконструкция фрески
Современная реконструкция фрески