Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Живая природа на ладони. Как школа пристрастила тысячи детей к заботе о природе

Урбанизация населения, массовый промышленный рост советской Беларуси имели не совсем положительный эффект — все больше представителей молодого поколения белорусов, живя в городах, отрывалось от живой природы, которой были близки сельчане… Для того, чтобы парировать его — приучить ребят к заботе о животных, земноводных и растениях, к выращиванию урожая — в системе среднего образования создавали кружки юных натуралистов или юннатов (юнатов). Они должны были стать связующим звеном между технократичным XX веком и лоном живой природы. Этот шаг помогал выращивать самостоятельное, работящее, неравнодушное к окружающему миру поколение граждан своей страны. На днях отмечался День юного натуралиста. И это самое лучшее время, чтобы вспомнить об этом интересном ракурсе жизни массы школьников прошлого. В этом «Минской правде» помогло собрание фондов Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Ученицы 6-го класса СШ №49 Минского района — звеньевая Т. Невинская и Г.Тихонова — определяют спелость пшеницы на своем опытном участке, в региональном филиале Республиканской станции юных натуралистов столицы, 25 июня 1961 г. За детьми из разных школ в Минском районе и столице были закреплены свои куски земли, что воспитывало в них самостоятельность и ответственность.
Ученицы 6-го класса СШ №49 Минского района — звеньевая Т. Невинская и Г.Тихонова — определяют спелость пшеницы на своем опытном участке, в региональном филиале Республиканской станции юных натуралистов столицы, 25 июня 1961 г. За детьми из разных школ в Минском районе и столице были закреплены свои куски земли, что воспитывало в них самостоятельность и ответственность.
Герпетолог охотничье-заповедного хозяйства Беловежской пущи знакомит юных натуралистов из Старых Дорог с обитающими в чаще леса пресмыкающимися, 13 августа 1981 г. Познавательные целевые экскурсии по стране были непременными атрибутами жизни юнната.
Герпетолог охотничье-заповедного хозяйства Беловежской пущи знакомит юных натуралистов из Старых Дорог с обитающими в чаще леса пресмыкающимися, 13 августа 1981 г. Познавательные целевые экскурсии по стране были непременными атрибутами жизни юнната.
Ученицы 3-го «Б» класса СШ №2 Слуцка пионерки А. Рудерман и Л. Трошанина производят искусственное опыление цветов на станции юных натуралистов города, 16 марта 1951 г.
Ученицы 3-го «Б» класса СШ №2 Слуцка пионерки А. Рудерман и Л. Трошанина производят искусственное опыление цветов на станции юных натуралистов города, 16 марта 1951 г.
Юные натуралисты за работой на подшефном участке в Минском районе, зима 1983 г. Труд на земле проходил в свободное от учебы время.
Юные натуралисты за работой на подшефном участке в Минском районе, зима 1983 г. Труд на земле проходил в свободное от учебы время.
Юннаты, ученики СШ №2 Молодечно Минской области Л. Децик и Н.Романова в школьном саду. В кадре — будущие супруги, счастливые родители и неутомимые труженики, чья симпатия друг к другу зародилась в кружке юных натуралистов, весна 1950 г.
Юннаты, ученики СШ №2 Молодечно Минской области Л. Децик и Н.Романова в школьном саду. В кадре — будущие супруги, счастливые родители и неутомимые труженики, чья симпатия друг к другу зародилась в кружке юных натуралистов, весна 1950 г.
Кипит работа в кружке юннатов СШ №2 Червенского района Минской области. Над высадкой растений трудятся школьники Р. Петрова, Ж. Мурашко, Н. Годунова, 15 февраля 1952 г.
Кипит работа в кружке юннатов СШ №2 Червенского района Минской области. Над высадкой растений трудятся школьники Р. Петрова, Ж. Мурашко, Н. Годунова, 15 февраля 1952 г.
Юннаты Республиканкой станции юных натуралистов Минска окучивают позднюю капусту недавно  выведенного сорта «Белорусская» на приусадебном участке объекта, 25 июня 1960 г.
Юннаты Республиканкой станции юных натуралистов Минска окучивают позднюю капусту недавно  выведенного сорта «Белорусская» на приусадебном участке объекта, 25 июня 1960 г.
Группа юннатов Минской станции юных натуралистов А. Безврешко, С.Чеховсий, Н. Синева на подопытном участке в Минском районе знакомятся с правилами разведения экзотических рыб в аквариуме, 8 сентября 1964 г. Многие любитель природы заводили подобные емкости для рыб и у себя дома.
Группа юннатов Минской станции юных натуралистов А. Безврешко, С.Чеховсий, Н. Синева на подопытном участке в Минском районе знакомятся с правилами разведения экзотических рыб в аквариуме, 8 сентября 1964 г. Многие любитель природы заводили подобные емкости для рыб и у себя дома.
Юннаты-зоологи Республиканской станции юных натуралистов, Минск, строят скворечники для певчих птиц парков и скверов города, 25 марта 1955 г.
Юннаты-зоологи Республиканской станции юных натуралистов, Минск, строят скворечники для певчих птиц парков и скверов города, 25 марта 1955 г.
Юный юннат-зоолог В. Иоффе, будущий известный животновод Минской области, кормит морскую свинку, 6 сентября 1964 г. Кружки юных натуралистов выращивали будущих звезд отечественного сельского хозяйства.
Юный юннат-зоолог В. Иоффе, будущий известный животновод Минской области, кормит морскую свинку, 6 сентября 1964 г. Кружки юных натуралистов выращивали будущих звезд отечественного сельского хозяйства.
Юные пчеловоды Республиканской станции юных натуралистов, Минск, готовят ульи к зимовке, 5 августа 1964 г.
Юные пчеловоды Республиканской станции юных натуралистов, Минск, готовят ульи к зимовке, 5 августа 1964 г.
Юные натуралисты знакомятся с анатомическим строением листа в кружке овощеводов одной из школ Вилейского района, Минская область, 3 октября 1964 г.
Юные натуралисты знакомятся с анатомическим строением листа в кружке овощеводов одной из школ Вилейского района, Минская область, 3 октября 1964 г.
Руководитель овощеводческого кружка вилейской школы О. Капаницкая, Минская область, учит юннатов консервировать овощей, 5 сентября 1964 г. Уроки юным натуралистам кроме познавательности сочетали в себе хозяйственную пользу, которая пригождалась в будущей семейной жизни.
Руководитель овощеводческого кружка вилейской школы О. Капаницкая, Минская область, учит юннатов консервировать овощей, 5 сентября 1964 г. Уроки юным натуралистам кроме познавательности сочетали в себе хозяйственную пользу, которая пригождалась в будущей семейной жизни.
Учащиеся-юннаты за работой на участке цветочно-декоративных растений, Заславль, Минская область, февраль 1987 г.
Учащиеся-юннаты за работой на участке цветочно-декоративных растений, Заславль, Минская область, февраль 1987 г.
Юннаты Минской станции юных натуралистов О. Махнач и С. Барибин вырастили хороший урожай помидоров, 8 октября 1964 г.
Юннаты Минской станции юных натуралистов О. Махнач и С. Барибин вырастили хороший урожай помидоров, 8 октября 1964 г.
Юннаты-школьники на натурном открытом участке цветочно-декоративных растений, Заславль, Минская область, 7 сентября 1964 г.
Юннаты-школьники на натурном открытом участке цветочно-декоративных растений, Заславль, Минская область, 7 сентября 1964 г.
Юннаты Могилевской области в питомнике фруктовых деревьев, что размещен в павильоне, закрепленном за школьниками, 18 августа 1954 г.
Юннаты Могилевской области в питомнике фруктовых деревьев, что размещен в павильоне, закрепленном за школьниками, 18 августа 1954 г.
Декан лесохозяйственного факультета БТИ имени С.М. Кирова, кандидат сельскохозяйственных наук А.Я. Мироненко (в центре) рассказывает лекцию по дендрологии слушателям Белорусской малой лесной заочной академии, Минская область, созданной при Республиканской станции юных натуралистов, 14 июня 1981 г.
Декан лесохозяйственного факультета БТИ имени С.М. Кирова, кандидат сельскохозяйственных наук А.Я. Мироненко (в центре) рассказывает лекцию по дендрологии слушателям Белорусской малой лесной заочной академии, Минская область, созданной при Республиканской станции юных натуралистов, 14 июня 1981 г.
Пионер-школьник, будущий юннат-воложинец Р. Богачев принес пойманную болотную черепаху в живой уголок станции юных натуралистов райцентра, 8 августа 1951 г. Подшефные «ячейки» школьной жизни пополнялись и облагораживались своими силами, что развивало в детях творческое начало и внимательное отношение к любимому делу.
Пионер-школьник, будущий юннат-воложинец Р. Богачев принес пойманную болотную черепаху в живой уголок станции юных натуралистов райцентра, 8 августа 1951 г. Подшефные «ячейки» школьной жизни пополнялись и облагораживались своими силами, что развивало в детях творческое начало и внимательное отношение к любимому делу.