Окно Овертона — это методика воздействия на разум общества, разделенная на 6 этапов: «Немыслимо», «Радикально», «Приемлемо», «Разумно», «Популярно», «Государственная норма».
Примеры последствий данной методики можно наблюдать в повседневной жизнедеятельности. В современном мире технологии развиваются все быстрее и учащается ритм жизни. В связи с этим, человек становится более восприимчивым и податливым для скармливаемой ему информации. Мы хотим быть в курсе всех событий, а поток информации, постоянно воспринимаемый нами, необъятен и просто нет времени его анализировать. Исходя именно из этих критериев современного общества работает технология окна Овертона.
Основной принцип окна Овертона — обмани своего ближнего. Но, речь идет не о простом обмане, а о детально проработанной технологии внедрения того, к чему привыкнуть, как кажется невозможно. И каждое десятилетие, с появлением новых технологий в области коммуникации с человеком, появляются все более изощренные способы, так называемого воздействия на массовое восприятие.
Окно Овертона — что это
Технология окна Овертона была названа в честь американского ученого и психолога Джозефа Овертона, который, изучив технологию влияния на человеческий разум, в 90-е года написал научную диссертацию на данную тему. На самом деле, он просто рассказал методику, созданную много веков назад и эффективно работающую по сей день. Просто в современном мире, появилось множество нововведений, а, следовательно, и возможностей более быстрого влияния на массы людей.
Джозеф Овертон (04.01.1960 – 30.06.2003) изучил методику дегуманизации человека и объяснил, как пошагово переформировывать человеческое восприятие к неприемлемому, отвратительному и постыдному в нормальное, общесоциальное и даже престижное. Как реагировать на людей, не поддающихся общему влиянию и как даже их использовать, в качестве инструмента по реализации задуманной стратегии.
Также, окно Овертона называют окном дискурса. Дискурс — это довольно непростой термин в современном лексиконе. Существует множество определений данного слова. Но основные значения — это выступление, рассуждение, речь.
Занимаясь настройкой таргетированной рекламы, для одного из клиентов digital-агентства, я использовал инструмент по парсингу аудитории под названием Церебро Таргет. И сделал вывод, что принципы работы данного инструмента, также настройки таргетированной рекламы и окон Овертона крайне схожи. Для начала выбирается подходящая аудитория, которую проще всего познакомить с предлагаемым продуктом. Затем оцениваются поведенческие факторы данных пользователей. После чего формируется красивая презентация товара или услуги. И в заключительном этапе: происходит продажа, а в случае теории Овертона происходит не продажа, а внедрение.
Теория простыми словами
Когда вы разберетесь в основных принципах теории массового зомбирования, вы поймете: смысл в том, что окна передвигаются, как от стадии недопустимого до приемлемого, так и наоборот. Чтобы было максимально просто разобраться в этом принципе работы, необходимо понять, что — это не способ убеждения в совершении тех или иных поступков. Загляните за ширму. И вы увидите, что это куда более глубокий и сложный механизм — это способ убеждения вас, в принятии «взвешенного» (как вам кажется) решения.
То есть первостепенная задача использующих данную технологию, заключается в постепенном уничтожении моральных принципов человека. И самое бесподобное то, что большинство людей даже не могут предположить, того факта, что ими манипулируют. Они искренне верят в то, что они самостоятельно делают выбор и принимают осознанное решение.
Примеры Окон Овертона
Для того, чтобы разобрать примеры, пройдемся по мировой истории. Проведя анализ общественного восприятия за последние 200 лет, мы обнаружим существенные изменения. И эти перемены — не случайность. Всегда был источник — субъект, целенаправленно, программирующий население по принципу окна Овертона. Под словом субъект, я подразумеваю не конкретного человека, а организацию или касту людей.
Гомосексуализм
200 лет назад данная особенность воспринималась крайне негативно и считалась неприемлемой. Но начиная с XIX века и по сей день, прослеживается активное действие теории окна Овертона.
Первостепенно, все началось c психоанализа ученых данного процесса. В 1896 году Зигмунд Фрейд обнародовал свои заключения по проведенному им психоанализу на тему гомосексуализма. Затем, почти на протяжении 100 лет, множество научно-исследовательских организаций начали практиковать исследования, в подтверждении данной теории.
В результате, во второй половине XX века, подключились СМИ. Начали появляться бесчисленные публикации на тему гомосексуализма. На стадии первых прикосновений с данной темой, СМИ влезало в мозг массам очень аккуратно. По всему миру, только и обсуждалось: «гомосексуализм — это отклонение, но данный процесс является естественным, а что естественно, то не безобразно. Осуждать человека за гомосексуализм, равносильно тому, что осуждать за высокий рост или крупное телосложение».
Постепенно все исследования из области предположений начали переформироваться в полнометражные умозаключения. Затем, появилась информация о том, что многие медийные личности, признаваемые обществом, практикуют однополую связь, а кто не практикует, относится к этому лояльно. Постепенно дипломаты, певцы, шоу-мены и многие знаменитости стали признаваться в своей нетрадиционной сексуальной ориентации.
В итоге, метод Овертона безупречно справился с поставленной задачей. Факт гомосексуализма, считавшимся отвратительным 50 лет назад, в современном обществе является обыденностью. Далеко ходить не нужно, примеры из последних кинофильмов:
«Красавица и чудовище» — Лифу проявляет отрытую симпатию к Гастону (детский фильм);
«Во все тяжкое» — студент занимается оральным сексом с преподавателем (в главной роли Джонни Депп);
«Мы Миллеры» — во время фильма дважды демонстрировалась гомосексуальная наклонность сотрудников правоохранительных органов.
Есть еще бесчисленное количество примеров из фильмов разных тематик, пропагандирующих однополые отношения. Но суть одна, женоподобные мужчины все больше и больше появляются в медиа-пространстве. Вспомним недавний конкурс Евровидения и Кончиту Вурст. Разве еще 50 лет назад — это могло быть приемлемым?
Теория Овертона оправдала себя — отныне в большинстве стран быть гомосексуалом не просто норма, а престиж, бренд и статус.
Женские приоритеты
Давайте вспомним недавние советские годы. Если провести анализ последних пятидесяти лет, можно заметить, что представительницы слабого пола с каждым годом становятся все более независимыми, как с экономической точки зрения, так и с нравственной.
Мы можем заметить, что положение женщин изменилось и в политике тоже. В 2019 году Минтруд уменьшил количество запрещенных профессий для женщин Российской Федерации.
Со времен СССР у многих женщин поменялись приоритеты. В девяностые годы: 95% водителей в России были мужчины. На данный момент 40% являются представительницы женского пола. В шестидесятые годы: женщин-политиков почти не существовало, поскольку общество считало это просто неприемлемым. На сегодняшний день: большинство жителей нашей страны полагают, что женщинам следует участвовать в политических делах, о чем свидетельствует опрос ВЦИОМ 2019 года.
В восьмидесятых годах: основная функция женщины состояла в заботе о детях и хранении семейного очага. На данный момент: женщине необходимо самореализовываться карьерно или личностно. И большинство мужчин реагируют на данные процессы положительно.
Это отчетливый пример того, как за последние 50 лет технология Овертона также повлияла на женскую нравственность и приоритеты. И в данном вопросе, мы прошли заключительный этап — политическая норма. Бессмысленно предполагать, что все произошло само по себе.
Неправильное питание
Примерно 100 лет назад общество довольствовалось натуральными продуктами. Поставив, в те времена, на стол еду нашего поколения — люди отказались бы от принятия такой пищи. Однако, ученые и рекламные кампании успешно справились с поставленной задачей. На сегодняшний день: полуфабрикаты, fast food, сухарики, газированные напитки и прочее, входят в ежедневный рацион принимаемой нами пищи.
Аналогичных примеров бесчисленное количество. Такие социальные перемены — это не естественный ход вещей, а намеренная, изощренная технология. Почти все, что раньше приравнивалось к хаосу, считается обыденным на сегодняшний день. Основная причина использования окна Овертона в данных направлениях — самые большие деньги зарабатываются на людских изъянах. Ведь на морально устойчивых личностях, следящих за своим здоровьем, наживаться крайне тяжело. Куда проще промышлять — на табаке, алкоголе, так называемых вакцинах от всех болезней или сборах пожертвований на нужды церкви.
Как противостоять воздействию окон
Как же противостоять массовому событию — плыть против течения. Ответ лежит на поверхности — начните с себя. В принципе, данная установка работает почти в любой ситуации. Наша обыденная проблема заключается в том, что мы ожидаем «волшебника на воздушном шаре», что все наладится само по себе и хорошая жизнь подастся нам готовенькой на блюдечке. Увы, но это не так.
Самое важное — это осмыслить проблему. Поэтому, когда вы сталкивайтесь с массовой дегуманизацией, в первую очередь задайтесь вопросами:
Кто заинтересован в этом и для каких целей это делается?
Насколько продуктивны сведения, выпускающиеся в массы?
Что последует, если я сочту данную информацию достоверной?
Не понесет ли данное нововведение, за собой негативных последствий для общества?
Не идет ли эта мысль в разрез с моими убеждениями и трезвым рассудком в целом?
Проанализировав вышеперечисленные вопросы, вы сумеете разобраться, действительно ли необходимо верить в то, в чём вас пытаются убедить. Помимо этого, необходимо фильтровать получаемые сведения. То есть, проверять полученную информацию на достоверность, с помощью проверенных источников.
К примеру: по новостям передают, что уровень зарплат вырос на 20% в этом году. Следовательно, заходим на росстат и смотрим достоверность цифр. Самое главное не слушайте толпу, даже если это ваши близкие. Я не склоняю вас к тому, что они вас пытаются обмануть. Просто есть вероятность того, что они уже поддались массовому внушению, также услышав недостоверные данные в СМИ или от знакомых.
Возьмите себе за правило, столкнувшись с чем-то неизведанным, всегда спрашивайте себя: не свернете ли вы с намеченного вами пути. Некоторую информацию необходимо отсеивать на корню. Поскольку, вся информационная пища, которую вы впитываете в себя, формирует ваше сознание, а следом — приоритеты и цели. Человека, уверенного в своих взглядах на жизнь и понимающего, чего он хочет, намного труднее ввести в заблуждение.