А вот раньше женщин всегда защищали: сначала отцы и братья, потом – мужья и сыновья!
С отцами и братьями разобрались. Кстати, сегодня и отцы, и братья, могут помогать своим замужним дочерям и сёстрам: от доброго совет до пустить пожить во время развода. А вот раньше женщины, выходя замуж, выходили из-под защиты отцов и братьев. И обратно, как правило, не возвращались даже в случае смерти мужа (но да, здесь бывали и исключения). Какой бы апокалипсис не происходил в жизни кровиночки, отцов и братьев это уже совершенно не касалось.
И вот главным защитником становился муж. Посмотрим же, что это была за защита.
Народные сказки
Конечно, тут вспоминается Иван Царевич, который спас Василису от Кощея Бессмертного (от её отца). Но не пришлось бы её спасать, если бы кое-кто не спалил бы лягушиную кожу.
Другой Иван Царевич спас свою жену Марью Моревну от другого Кощея. Вот только Кощея из подвала выпустил он сам. И если первый Иван не знал, что лягушачью кожу сжигать нельзя, то этому жена прямым текстом сказала: «Не открывай эту дверь!»
Так же стоит заметить, что в сказках немало вдовцов. Мужики за «Морозко», «Бабы Яги» и «Крошечки Хаврошечки» при каких обстоятельствах потеряли своих жён? Умерли те в родах или же от побоев? Загадка…
Хороший пример защитника – это купец из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Да, не сам, но с помощью Иванушки он смог разгадать замысел злой ведьмы и спасти свою жену.
А вот князь из «Белой уточки» долго не понимал, что ведьма его обманывает. Но, когда понял, расколдовал жену и детей воскресил.
Авторские сказки
А тут что ни отец – вдовец. Хороши же защитники! Так не уберегли своих жён царь из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», царь из «Сказки о золотом петушке», купец из «Аленького цветочка». Царь Салтан тоже не уберёг свою жену, хотя та в итоге оказалась жива. Он даже не приложил усилий, чтобы отыскать её или виновных в её исчезновении.
Живые жёны есть у попа из «Сказки о попе и работнике его Балде» и у царя из «Сказки о спящей царевне». Однако в обоих случаях тема защиты не раскрыта.
Русская классика
Тут, как в жизни, всё неоднозначно. С одной стороны, много примеров хороших мужей: Пьер Безухов, Николай Ростов, Штольц… Пётр Гринёв, вероятно, стал таким мужем. Даже муж Татьяны Ларины, которого она не любит страстно, но уважает. И с такими мужьями женщины действительно были счастливы в те времена (но почему-то традиционалисты считают, что сегодня таких крепких пар нет).
Между тем есть и другие примеры. Андрей Болконский, который пренебрегал своей женой Лизой. Да, она была молода и наивна, ему с ней было скучно. Но ведь после её смерти он начал ухаживать за такой же молодой и наивной Наташей. Чтобы что? Потом жениться на ней и так же пренебрегать?
Григорий Мелехов бросил свою жену Наталью. И ладно, в первый раз он это сделал, тут его можно понять: он любил Аксинью, Наталья к нему навязалась… Но вот Аксинья его предала и он вернулся к своей верной, ждавшей его всё это время Наталье… чтобы опять её бросить ради Аксиньи! Это отвратительное предательство толкнуло Наталью на ужасный поступок.
В учебники литературы её осуждают, пишут, что она предала всё, за что боролась, и в итоге за это поплатилась и поделом ей. Но, если посудить здраво, а что случилось бы, если бы Наталья простила Григория. Родила бы ребёночка, потом осталась бы одна с тремя детьми дома, пока Григорий бегал бы от красных с Аксиньей. Вряд ли бы ей, сестре Митьки Коршунова, помогали бы Кошевой с Дуней. И потом, когда Григорий вернулся бы домой, винил бы Наталью всю жизнь за то, что она не всех детей уберегла. И за то, что она жива, тогда как Аксинья погибла.
Вот, кстати, Аксинья. Её Григорий тоже не защитил, она погибла у него на глазах. Как погибла Анна на глазах Бунчука. Да, в этом нет их вины. Это просто истина, с которой надо смириться: не всегда мужчина физически может защитить женщину, обстоятельства могут оказаться сильнее.
Так, например, отец Пантелея пытался защитить свою жену от разгневанной толпы, обвиняющей её в колдовстве. У него даже неплохо получалось, но тут начались преждевременные роды и мать всё же умерла.
Впрочем, не все мужья и стремились защищать жён.
Ту же Аксинью её муж Степан избивал всё время. И гулял от неё. Почему? Потому что не девочкой оказалась. А почему оказалась не девочкой, читайте в статье про отцов. В фильме, кстати, все эти подробности опустили, и всё выглядит так, будто муж вполне справедливо наказывает гулящую жену.
В семье Кашириных творился ад для женщин. Яков убил свою жену. Михайло избивал свою жену Наталью, даже когда та была беременной. Когда случился пожар, никто даже не вспомнил о Наталье, в результате она умерла от преждевременных родов. На том же пожаре, когда возникла угроза взрыва, никто не бросился в огонь за химикатами, кроме бабушки. Бабушку дед тоже колотил, а когда-то морил голодом так, что та едва не умерла.
Варвара сбежала из семьи Кашириных с новым мужем… который тоже избивал её беременную, гулял с другими бабами и промотал всё её приданное.
Свидригайлов, вероятно, убил свою жену.
Фёдор Карамазов уморил двух жён. Точнее, первая от него сбежала, теряя тапки и бросив сына, но вскоре умерла.
Мармеладов довёл свою семью до нищеты. Кстати, где его первая жена?
А с другой стороны, трудно защищать жену, когда сам умер раньше, как это случилось, например, с Романом Раскольниковым или с Максимом Пешковым. Или с Дарьей из поэмы «Мороз красный нос». Она умерла сразу же после похорон мужа.
И снова мы пришли к тому, что и раньше были, что сейчас есть разные мужья: хорошие и плохие. Вот только раньше женщина не могла ничего поделать, если ей доставался плохой муж, ей приходилось жить с ним до самой смерти. Иногда – до скорой смерти. Добиться развода было очень сложно, для простых крестьян или рабочих – нереально. Сбежавшую жену могли поймать и, как собаку, вернуть «хозяину». Закон как бы должен был защищать жён от насилия, но по факту часто закрывал глаза даже на убийство женщин мужьями. «Домострой», который учил бить женщин бережно, не калеча, тоже не всеми соблюдался.
Конечно, кто-то скажет: «Надо внимательнее относиться к выбору мужа! И, если муж будет один на всю жизнь, быть может, девицы о чём-то задумаются». Вот только девицы в те времена редко выбирали себе мужей. Решение за девушку могли принять барин, отец, мать… В конце концов, у не очень красивой девушки из бедной семьи было мало вариантов, и, если к ней сватался пятидесятилетний пьяница, уморивший двух жён, надо было идти, ведь другого случая могло и не представиться.
Участь незамужних женщин и вдов была тоже незавидной, намного хуже, чем у современных одиночек.
Осталась ещё одна статья, о сыновьях.