Найти тему

Роман о покаяние и страсти: "Подросток" Достоевского

"Подростка" Достоевского я прочитала около недели назад, но только сейчас пишу отзыв. Прочитала несколько статей. В одной из них сказано, что роман этот труден для понимания, особенно иностранцем. Да, это верно.

В этой книге очень много всего. Кто-то из западных критиков писал, что это смесь детектива, философии, бульварного романа. Можно так подумать, да. По большому счету, можно снять сериал и он зайдёт, как мыльная драма.

Но на мой взгляд, загвоздка в том, что Достоевский очень красочно прописал души людей. Любил он писать грешные души, да. В итоге такое ощущение, что тебе сплетню из жизни соседей пересказали. И как это комментировать? Как-то и неловко лезть в чужую жизнь.

Обычно герои - функции сюжета. Как бы хорошо они прописаны не были, они работают на сюжет, на то чтобы показать идею. А тут герои сами по себе. Живут, бедокурят, сходят с ума. Все это слабо складывается в чёткую схему. Больше похоже на стихию жизни, где всякого можно ожидать и у всякого свой ум. Поэтому понять что к чему и не просто.

Но в этом и сила романа. Он о людях, о жизни, о душе. О. Андрей Ткачев в своём "Постовом дневнике" пишет, что нам очень не хватает книг о покаяние в литературе. Вот "Подросток" - оно. Можно читать Великим постом с "Исповедью" Августина. А это и есть исповедь - исповедь молодого и хорошего парня, который переживает духовный кризис, ищет самое себя, свой дом и семью.

В сюжете плетутся интриги, грохочет почти сюрреалистичный экшен. В тексте мелькает Писание и вера. Рассуждения о политике и идеологии. Все складывается в страшноватые, по здравому, размышлению попытки молодого человека не утонуть в житейском море. Здесь много образов, кусочки мозаики складываются по разному. Но даже не верующие видят, что во многом здесь описан поиск Бога.

Иногда сюжет замедляется и становится почти скучным, иногда набирает обороты и приходит к какому-то головокружению. Героям не позавидуешь, иногда их трудно понять. Все слишком похоже на жизнь, чтобы быть романом. Ты просто варишься в ворохе чужих страстей (притом, что-то жуткое там не происходит, но накала страстей это не снижает). Потом герой выныривает из этого кошмара и ты вместе с ним. Особого хеппи энда нет. Да и "энда" тоже. Но исповедь заканчивается, герой делает шаг вперёд и сюжет завершается. Роман о взросление души, но не каждый это поймёт (особенно совсем далёкий от православия), потому что большую часть времени он о жутких семейных скандалах.
"Подростка" Достоевского я прочитала около недели назад, но только сейчас пишу отзыв. Прочитала несколько статей. В одной из них сказано, что роман этот труден для понимания, особенно иностранцем. Да, это верно.

В этой книге очень много всего. Кто-то из западных критиков писал, что это смесь детектива, философии, бульварного романа. Можно так подумать, да. По большому счету, можно снять сериал и он зайдёт, как мыльная драма.

Но на мой взгляд, загвоздка в том, что Достоевский очень красочно прописал души людей. Любил он писать грешные души, да. В итоге такое ощущение, что тебе сплетню из жизни соседей пересказали. И как это комментировать? Как-то и неловко лезть в чужую жизнь.

Обычно герои - функции сюжета. Как бы хорошо они прописаны не были, они работают на сюжет, на то чтобы показать идею. А тут герои сами по себе. Живут, бедокурят, сходят с ума. Все это слабо складывается в чёткую схему. Больше похоже на стихию жизни, где всякого можно ожидать и у всякого свой ум. Поэтому понять что к чему и не просто.

Но в этом и сила романа. Он о людях, о жизни, о душе. О. Андрей Ткачев в своём "Постовом дневнике" пишет, что нам очень не хватает книг о покаяние в литературе (см. тег цитата). Вот "Подросток" - оно. Можно читать Великим постом с "Исповедью" Августина. А это и есть исповедь - исповедь молодого и хорошего парня, который переживает духовный кризис, ищет самое себя, свой дом и семью.

В сюжете плетутся интриги, грохочет почти сюрреалистичный экшен. В тексте мелькает Писание и вера. Рассуждения о политике и идеологии. Все складывается в страшноватые, по здравому, размышлению попытки молодого человека не утонуть в житейском море. Здесь много образов, кусочки мозаики складываются по разному. Но даже не верующие видят, что во многом здесь описан поиск Бога.

Иногда сюжет замедляется и становится почти скучным, иногда набирает обороты и приходит к какому-то головокружению. Героям не позавидуешь, иногда их трудно понять. Все слишком похоже на жизнь, чтобы быть романом. Ты просто варишься в ворохе чужих страстей (притом, что-то жуткое там не происходит, но накала страстей это не снижает). Потом герой выныривает из этого кошмара и ты вместе с ним. Особого хеппи энда нет. Да и "энда" тоже. Но исповедь заканчивается, герой делает шаг вперёд и сюжет завершается. Роман о взросление души, но не каждый это поймёт (особенно совсем далёкий от православия), потому что большую часть времени он о жутких семейных скандалах.