- Из истории евреев: как евреи «устроились» в вавилонском плену и кем они себя считали, евреи и античный период, «протокоммунистическая» секта ессеев, почему возникла Иудейская война и роль еврея апостола Павла в распространении идей Иисуса из Назарета ...
- «За всё, что делает христианин, он отвечает лично. За всё, что делает еврей, отвечают все евреи»
- (Анна Франк)
Из истории евреев: как евреи «устроились» в вавилонском плену и кем они себя считали, евреи и античный период, «протокоммунистическая» секта ессеев, почему возникла Иудейская война и роль еврея апостола Павла в распространении идей Иисуса из Назарета ...
«За всё, что делает христианин, он отвечает лично. За всё, что делает еврей, отвечают все евреи»
(Анна Франк)
Около 300 года до нашей эры философ Клеарх (середина IV- начало III в до н.э.) из города Сол на Кипре, который называл себя учеником Аристотеля, написал диалог (трактат) «О снах»...
В этом диалоге Клеарх рассказывает про своего учителя Аристотеля, который якобы встретился в Малой Азии с неким иудеем.
Этот иудей, как и все иудеи, по представлениям Аристотеля, происходил от индийских философов, то есть от брахманов. И будучи чрезвычайно мудрым и воздержанным в жизни он был по духу и по языку эллином...
Если то, что нам сообщает Клеарх из Сол, хоть немного правда, и если Аристотель действительно рассказал своему ученику о встрече с иудеем где-нибудь в 340 году до нашей эры, то это первое письменное свидетельство о встрече евреев с греками. Греки о евреях до того момента не знали практически ничего...
Когда полчища персов, точнее, тех народов, которыми управляли персы и из которых они набирали войска, обрушились на Грецию, в их составе, возможно, были также и евреи.
Но Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.), описывающий «пёстрое» персидское войско, этого имени «иудей» не знает и не употребляет, хотя он знал, что те, которые живут в районе Палестины, «обрезаются»...
Но это могли быть не только евреи, которые делали себе обрезание...
Итак, это было в районе 300-340 годов до нашей эры.
Что же это за такая потрясающая «карьера», которая вывела никому не известный народ, живущий в глухих закоулках между Азией и Африкой, на передний план всемирной истории, чего это стоило и какую цену этот народец заплатил?
Вот об этом давайте и поговорим …
В VI веке до нашей эры, в 538 году Кир II Великий, основатель империи Ахеменидов, первой персидской империи, разрешил евреям, которых некогда царь Навуходоносор отвёл в вавилонский плен, выйти из этого плена и вернуться назад на свою историческую родину.
Вне исторической родины на реке Ховар, соединяющей Тигр с Ефратом, в Вавилоне евреи, хотя и были в плену, хотя и плакали, говорили, что они «повесили свои арфы на ивы», они, тем не менее, устроились очень неплохо. Были довольно зажиточными. И мало того, делали приличную карьеру при дворе, принимали аккадские и вавилонские имена...
Так, один из главных героев еврейского народа по имени Мордухай (Мардохей), а это не что иное как Мардух Хай – «живёт Мардук» - главный бог вавилонян. А царица Эсфирь (Есфирь), то есть Астарта - уже совсем вавилонская богиня...
Итак, евреи неплохо устроились. Но самое потрясающее - они при этом сумели остаться евреями, не смешались с окружающими.
Впервые в своей истории проявили ту потрясающую черту, о которой в XIX веке написал знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903). Почему в Римской империи, а Моммзен писал о Римской империи II века нашей эры, так силён антисемитизм?
А потому что евреи единственные могут стать такими же как мы, немцы: выучить стихи Гёте, выучить философию Канта, одеваться как мы, жить как мы, но при этом оставаться евреями ...
Этот «секрет» еврейской диаспоры, возникший тогда, в вавилонском плену, продолжал «развиваться» и впоследствии.
Самым звёздным часом для его развития оказалось завоевание Александра Македонского в IV столетии до нашей эры, когда рухнула Персидская империя, в которой евреи чувствовали себя, в общем-то, весьма неплохо, когда на её обломках возникла империя Александра Македонского. Затем появилось огромное царство его наследников-диадохов. Потом богатейшее царство Птолемеев со столицей в Александрии Египетской, затем гигантское, простиравшееся от Босфора до Инда, царство Селевкидов со столицей в Антиохии-на-Оронте в Северной Сирии (сегодня - город Антакья на территории Турции) ...
Евреи оказались в пределах всех этих царств.
И оказавшись в пределах этих царств евреи вслед за греками заселяли гигантские культурные города, которые греки основывали в восточных землях, все эти Александрии, Антиохии, Селевкии и прочее…
Заселяя эти города, евреи смешиваясь в разных кварталах с другими их жителями, сосредотачивались вокруг собственных центров. А их собственными центрами оказались синагоги.
Собственно, сама синагога была придумана именно тогда, и там в Александрии Египетской в III веке до нашей эры встречаем первое свидетельство о синагогах, хотя и существует легенда о том, что первая синагога была построена в Вавилоне из камней Иерусалимского разрушенного храма...
Синагога – это не церковь. Синагога – это нечто совсем иное. Синагога – это «дом собрания», «бейт кнесет» на иврите. Синагога – это общинный центр. И в этот общинный центр евреи сходились и консолидировались.
В этом центре евреи находили женихов для своих дочерей, невест для своих сыновей. Рядом располагались мясные лавки, где продавалась кошерная пища. В синагоге читали Тору.
Чтение Торы тогда стало главным элементом еврейского культа, потому что по законам Торы, по Деутерономическому закону, записанному во Второзаконии, храм мог быть только один, только в Иерусалиме. В остальных местах можно было только молиться и читать Тору...
И вместо алтаря, вместо скрижалей Завета, которые некогда хранились в первом храме в Ковчеге Завета, теперь в ящичке, в «арон а-кодеш» хранилась Тора, свиток Торы - «се́фер Тора́», который разворачивали и читали.
Возник принципиально новый культ, новый иудаизм, который был мало того, что был религией книги. Он был религией учения...
Евреи в этих центрах претендовали на то, что они обладают философией, что они – философский народ.
Отсюда легенды о том, что они происходят от гимнософистов, то есть от «нагих софистов», индийских философов-аскетов, которые пренебрегали одеждой, относясь к покрытию тела как к излишней заботе, препятствующей духовному совершенствованию. И они поставляли на «идеологический рынок» Востока товар, которого там отродясь не было.
Этот товар – религия, которая одновременно была учением...
Религия, которая у народов Востока и греков была культом. Учением была греческая философия и это было великолепным учением. Учение удовлетворяло интеллект, а культ удовлетворял эмоции. Евреи владели и тем, и другим.
Поэтому обнаружился поток прозелитов, то есть тех, которые присоединялись к иудаизму, входили в него. Это называлось и называется по сей день «гиюр».
Гиюр, правда, был непростым и остаётся непростым занятием, особенно для представителей «мужеского» пола, поскольку для этого им приходилось обрезаться, делать обрезание.
Кроме того, иудаизм был связан с выполнением огромного количества заповедей, таких, как кошерное питание, соблюдение субботы, праздников и всего остального...
Ещё более он был «связан» с ненавистью к евреям и соответственно с неприязнью евреев ко всем остальным. Потому что чем больше было прозелитов, чем явственнее евреи высказывали своё презрение ко всем другим окружающим религиям. Ведь это были религии многобожия, а их религия была религией единобожия. И возникала и пылала ненависть к евреям, которые были совсем иными, чем все остальные. У евреев была другая религия, привлекательная, соблазнительная...
Но чем больше она соблазняла, тем больше она вызывала ненависть. Тем более, что опять-таки, евреи процветали и жили вполне комфортно в этих городских центрах, в Антиохии, Александрии. Особенно в Александрии Египетской, где они консолидировались в очень политически влиятельную мощную общину. И в добавок, у них была вооруженная сила...
В ходе войн между Птолемеями и Селевкидами один из последних представителей дома первосвященников Ония IV бежал в Египет и там ему была выделена земля и бывший храм египетской богини, который он перестроил, а рядом расселил своих воинов-колонистов. И во время династических «драк», например, драки между египетской царицей, дочерью Птолемея V и Клеопатры Сиры, Клеопатрой II и Птолемеем VIII Фи́сконом (Птолемеем VIII Эверге́том), еврейские войска Ония IV маршем прошлись во главе с его сыновьями от Леантополя к Александрии и выбили оттуда Птолемея Фи́скона ...
Всё это, конечно, не прибавляло любви египтян и греков к евреям, но эти события выводили евреев на передний план мировой истории...
Что касается тех евреев, которые жили у себя на родине, в метрополии, как они это называли на греческом языке, то их судьба складывалась по-разному.
После того, как евреи вернулись на свою землю из вавилонского плена, здесь сложилось то, что Иосиф Флавий называл «теократией», то есть правление, если не Бога, то его представителей на земле – священников, «кохенов» или «коэнов».
И во главе этой общины стоял коэн а-Гадоль, первосвященник, «архиерей» по-гречески. Вокруг него консолидировался совет из глав священнических и не священнических знатных родов-кланов, которые враждовали между собой «не на жизнь, а на смерть»...
Когда Александр Македонский подчинил себе Переднюю Азию, Иудея оказалась сначала в пределах царства Птолемеев, затем в пределах царства Селевкидов, и в начале II века до нашей эры здесь запылал как бы сейчас назвали «коррупционный скандал» ...
Представители клана Бильга обвинили первосвященника в том, что он неправильно размещает деньги в храмовой казне. Первосвященника Ония III вызвали для расследования в Антиохию, а его место захватил его честолюбивый брат Иасон (Ясон), заплативший огромную взятку царю Антиоху IV Эпифану...
Усевшись в Иудее на место первосвященника, Иасон немедленно начал проводить эллинистическую реформу. Он получил от царя право переделать Иерусалим из «обычной деревни», как Иерусалим считался по тогдашнему греческому праву, в город-государство, в полис. И гражданами в этом государстве становились священники и вообще все представители аристократии.
Собственно, эллинистическое общество было устроено приблизительно так, как впоследствии было устроено общество Южной Африки: сверху «белые», снизу – «чёрные», то есть сверху эллины, снизу – варвары. Эллины были воинами, офицерами, составляли верхушку администрации. И что самое главное – они были гражданами полисов, вновь основываемых полисов и старых восточных городов – Тира, Сидона и др., которым даровалось право полиса...
Но уже тогда существовал «социальный лифт».
Чуть ранее уже упоминался Аристотель, который встретил иудея, который по языку и по духу был эллином. Ибо только тот мог быть эллином, который обладал культурой и который был свободным. Азиаты, с точки зрения эллинов, все были рабами и культурой не обладали.
Но если находились азиаты, которые выучили греческий язык, у них было некоторое состояние, некоторое влияние и знатность, то их могли включить в состав граждан, и тогда они становились эллинами...
То есть, сама по себе конструкция «чёрный – белый» не нарушалась, но был вертикальный «лифт» из «чёрных» в «белые».
Евреи проходили этот «лифт», но при этом в отличие от всех остальных - от египтян, от сирийцев, от вавилонян, - они НЕ переставали быть евреями !..
Они не хотели отказываться от своего еврейства, что представляло огромные сложности, потому что граждане греческих полисов должны были исполнять все обряды полисов. А обряды этих полисов были языческими. И это, естественно, должно было накладывать некоторую «рамку» на поведение еврейской аристократии. И эту рамку ограничений еврейская аристократия хотела сломать. По крайней мере, та аристократия, которая была дома, в Иудее...
В начале своей реформы Иасон построил гимнасии в Иерусалиме...
И знатные еврейские юноши уже не считали для себя честью служить в храме, а честью для них было получение награды где-то на олимпийских состязаниях. А для этого молодые люди упражнялись и упражнялись они нагими...
Напомню, что гимнастика происходит от слова «гимнос» («gymnos») – «голый», «обнажённый». Так вот, греки на свежем воздухе в голом виде занимались спортом. Ну и, разумеется, становилось видно, что евреи – обрезанные...
Чтобы этого не было видно, евреи делали себе операцию «эписпазмос» по восстановлению крайней плоти. В греко-римском мире неповрежденные гениталии, включая крайнюю плоть, считались признаком красоты и мужественности. То есть, обрезание было некрасиво с точки зрения эллинов.
Естественно, это вызывало определённый протест со стороны «традиционалистов». Но евреи ни при Птолемеях, ни при персах, ни при Селевкидах, в общем-то, не восставали. Не были к этому склонны ...
Хуже дело обернулось, когда место Иасона занял Менелай, представитель рода Бильга. Менелай не принадлежал к первосвященническому роду, но выдав очень большую взятку царю Селевку IV Филопатору, получил это место...
Когда Менелая всё-таки прогнал Иасон, царь оскорбился и обиделся на евреев. В результате на евреев были наложены многочисленные взыскания, так называемые «гзерот» - карательные законы.
Тем не менее, Иерусалимский храм был переделан в языческий храм. В него, по всей видимости, была внесена статуя или Ваала, или Зевса, что было одно и то же с точки зрения тогдашнего населения, и что называется в Книге пророка Даниила (гл. 9, ст. 27) «мерзость запустения»...
Вот тут-то евреи не выдержали, особенно когда их стали принуждать приносить жертвы по языческому образцу – резать свинью, а потом её есть.
Началось восстание, во главе которого вскоре встал знаменитый Иуда Маккавей, принадлежавший к роду Хасмонеев. При Иуде евреи сумели отбить храм, провести процедуру его очищения и «новоселье» - возобновление храмовой службы, которое до сих пор празднуется как Ханука...
Затем в течение долгого времени после смерти Иуды Маккавея его братья «маневрировали» между разными претендентами на селевкидский престол.
Закончилось это тем, что возникло в районе 140 года до нашей эры независимое Хасмонейское государство во главе с родом Хасмонеев, просуществовавшее до 63 года до нашей эры, когда в окрестностях Дамаска объявился Гней Помпей Великий – римский полководец, к тому времени ликвидировавший царство Селевкидов. Он же сделал из царства Хасмонеев вассальное княжество, отрезав от него прибрежную полосу и прочие куски земли...
В этом независимом Хасмонейском государстве происходил бурный расцвет иудаизма. Расцвет был бурный и … «катастрофический» ...
Народ получил некоторую самостоятельность и независимость, и в условиях, когда его жизненный уровень рос, как и в остальном Средиземноморье, появился некоторый досуг. И народ стал активно изучать Тору, по крайней мере, некоторые средние слои еврейского населения...
Изучение Торы, а также мечты о возвращении, о приходе помазанника царя Иудейского, а потом царя Давида, охватили многие слои населения. Помазанник, «машиах» (помазанный елеем), Мессия, что по-гречески переводится как Христос...
Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесёт полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому.
Вот этот самый Христос и должен был прийти и воцариться над всей землёй. И слухи об этом распространялись от Испании до Индии...
Вот, собственно говоря, «катастрофическое» развитие иудаизма, различное толкование Торы и привело к появлению так называемых сект, школ, течений в иудаизме. Это течения фарисеев, ессеев, саддукеев.
Фарисеи были чем-то вроде «профессорской» секты или школы, ибо для них самым главным была учёность, развитие устной Торы, которую они считали своим обретением, хотя и выданной некогда Моисею на горе Синай. Во главе фарисейских школ стояли учителя, которые назывались «рабби» - «мой учитель».
Что касается ессеев, то это была «протокоммунистическая» секта, отвергавшая богатство, частную собственность, и считавшая, что не сегодня завтра наступит мир, воцарится всеобщая справедливость, то самое, о чём говорится в Книге пророка Исайи, когда «лев возляжет рядом с ягнёнком и младенец поведёт их», когда «перекуют мечи на орала»...
Но до того времени, когда «перекуют мечи на орала», когда люди перестанут учиться воевать, до того времени произойдёт драка между силами Света и силами Тьмы. Силы Света – это сами ессеи, а силы Тьмы – всё остальное народонаселение, включая как евреев, так и неевреев...
Это сопровождалось основанием общин типа общин кумранитов в районе Мертвого моря, у которых была общая собственность и которые жили в монашестве...
Что касается саддукеев, то это были знатные священнослужители, которые считали, что как раньше служили в храме, так и дальше будем служить, а знания передаются от отца к сыну путём наследования...
Впоследствии прибавилась четвёртая секта. Но прежде чем говорить об этой секте, стоит рассказать о том, что произошло после того, как закончилось независимое Хасмонейское царство.
Вассальное еврейское княжество существовало сначала под владычеством тех же самых Хасмонеев. Но вот во главе его стал Ирод Великий, который происходил, вообще говоря, из идумеев. Идумеи – это небольшой народец, родственный евреям, который был насильственно «иудаизирован», превращён в иудеев по вере...
Этот Ирод Великий, царствовавший с 37 года до нашей эры, он был, как сейчас бы назвали, «эффективным менеджером». Ирод был другом императора Августа, который покровительствовал как самому Ироду, так и евреям во всей Римской империи. Но при этом Ирод был ненавидим всеми народами, жившими в его царстве, как греками, так и евреями. И вскоре после смерти Ирода его царство было превращено в маленькую римскую провинцию, которая называлась Иудея.
Вот в этой самой римской провинции сразу, как только она стала провинцией, возникла секта зелотов – «ревнителей», которые «ревновали» за Бога. И «ревность» зелотов состояла в том, что никто, кроме Бога не имеет права управлять евреями...
Зелоты говорили: мы не будем исполнять ценз – перепись населения, наложенную римлянами, мы не будем подчиняться римским властям, а мы будем восставать, а они нас будут убивать…
Восстание зелотов в VI году нашей эры было подавлено, но «дело» их продолжалось. И продолжением этого дела стала катастрофическая Иудейская война, вспыхнувшая в 66 году нашей эры и продолжавшаяся до 73 года. Война потребовала от римлян большого напряжения сил для того, чтобы войну закончить...
В ходе этой войны в 70 году нашей эры был разрушен Иудейский храм и уничтожен Иерусалим...
Впоследствии в 132-135 годах вспыхнуло восстание Шимона Бар-Кохбы, которое также было нещадно подавлено. В ходе его было почти полностью уничтожено население юга Иудеи и евреи сосредоточились на севере Иудеи, в Галилее.
Сама провинция Иудея была переименована в Палестину и с тех пор так и проходит в истории под этим именем...
Мало того, что евреи в самой Иудее потерпели поражение. Катастрофа наступила и в диаспоре, в трёх римских провинциях, которые когда-то входили в царство Птолемеев.
В 115 году в этих трёх провинциях, в Египте, в Ливии и на Кипре вспыхнуло восстание, в ходе которого погибли практически все евреи, жившие на этих территориях и долгое время никаких евреев там не было. А ведь это были очень богатые, очень влиятельные и абсолютно эллинизированные евреи, говорившие только на греческом языке, не знавшие ни иврита, ни арамейского, изучившие Платона, Аристотеля и Гомера...
Собственно, их философия, их богословие, а главное - их Библия и составили основу христианства. Ибо их Библия – это Тора, переведённая на греческий язык, и называемая обычно Септуагинтой, или «переводом 70 толковников». Это всё перешло в культуру греческую, в культуру христианскую.
Христианское богословие построилось на основе александрийско - еврейской традиции...
И наконец, после того, как рассеялся дым восстания, дым пожарищ, выяснилось, что от храмового иудаизма, существовавшего до 70 года нашей эры, остались две религии.
Одна религия – раввинистический иудаизм, тот иудаизм, который существует до настоящего времени и называется раввинистическим, потому что его духовные лидеры – не священники.
У евреев действующих священников нет, потому что нет храма. Лидеры иудаизма – «рабби», учителя, которые являются главами раввинистических академий «ешив». Возник даже некий слой образованных иудеев «талмидэй хахохим», «ученики мудрецов», который был духовной верхушкой тогдашнего еврейского общества. Но наряду с этим существовала, конечно, синагога, где проповедовали те же самые «талмидэй хахохим»...
Другой религией, которая возникла тогда же, было христианство.
При возникновении христианство в основе своей было крошечной еврейской сектой и возможно и осталось бы таковой после смерти своего учителя – Иисуса Назаретянина (на иврите Иешу, Иешу ха-Ноцри — Иисус из Назарета), если бы не потрясающая историческая фигура апостола Павла.
Павел, 13 апостол родился в городе Тарсе, в современной Малой Азии, в Турции. Он был диаспоральным евреем, говорившем на греческом. Павел совершил «алию», переселившись в Иерусалим и там стал фарисеем, «выросшим» у ног учителя Гамалиила (Гамлиэля) Старого.
Упоминание о Гамалииле есть и в Талмуде, и в Новом Завете...
Павел - единственный из всех апостолов обладал блестящей диалектикой, был великолепно образован и в раввинистическом иудаизме, и в эллинистическом иудаизме. Вот Павел и совершил «переворот», сделавший христианство всемирной религией.
Павел отказался от исполнения законов Торы, заявив, что ученики Иисуса уже не должны исполнять закон, не должны исполнять Тору, потому что Тора не обязательна для мёртвых, а обязательна только для живых. Христиане умерли вместе с Иисусом, а потом ожили вместе с ним.
Поэтому не нужно обрезание, не нужно суббот, не нужно праздников. Это всё уже ни к чему…
И как только это стало «ни к чему», в общины, которые Павел основывал по всему Восточному Средиземноморью, буквально хлынули греки, сирийцы, фригийцы, которые с большим трудом становились прозелитами иудаизма в прежние времена...
Очень быстро секта христиан из крошечной секты стала разрастаться и потом превратилась в религию. Превратившись в религию они должна была не только отделиться от иудаизма, но и стать по отношению к нему в довольно враждебную позицию. Ведь христианство должно было стать собой, своей собственной религией, а не просто «отраслью» иудаизма…
Мы знаем, что христианство ожидал великолепный исторический успех. Христианство действительно стало ведущей мировой религией.
Но при этом несомненном успехе для христианства впоследствии возникло огромное количество проблем.
Проблемы возникли и для еврейства на протяжении последующих исторических эпох…
В следующий раз поговорим о том, как палестинские мудрецы поссорились с вавилонскими и как евреи Ближнего Востока заговорили на арабском…
Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет ...
Напомню, что на своём канале сформировал и поддерживаю тематические подборки публикаций, связанных с историей мировой культуры, русской культуры, историей Москвы, литературой, литераторами и другие ...
Взгляните, например, на такие подборки (на них можно перейти простым кликом на картинку):
«Из истории религий, монастырей и религиозной культуры»,
«Февраль и Октябрь 1917. Что это было ?»,
«Мой любимый Михаил Булгаков»,
«Из истории русской и мировой культуры» и другие …
Вдруг найдёте что-то интересное или неожиданное для себя ? ..
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь.
Источники и полезная литература :
1. Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2. Евреи, еврей, еврейская религия и традиции (эл. версия).
4. Материалы с сайта arzamas.academy.
5. Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза. Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. — М., 2001.