Найти тему
Александр Дедушка

«Христос ради меня…» Почему человек – самый подлый враг Христа? (по сл. св. Тихона Задонского)

Св. Тихон Задонский
Св. Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский удивителен своим глубоко личным отношением ко Христу.

Он наглядно показывает святоотеческую истину о том, что жить нужно так, как будто ты у Бога один-единственный человек, и все, что Он когда-то изрек, относится непосредственно к тебе.

Он словно сливается с голосом пророка, некогда воскликнувшего:

«Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?». Пс. 143.3.

И это внимание настолько всеобъемлющее и скрупулезное, что никакая заботливая мать не сравнится с ним в степени своей внимательной заботливости над своим малышом.

И все, что совершил Христос, св. Тихон непосредственно применяет к себе так, как будто он у Христа одно-единственное чадо.

Вот как он говорит:

«Ради меня сошел с небес, да меня на небо возведешь. Ради меня смирился, да меня вознесешь. Ради меня сущий Бог вочеловечился, да меня Божественного естества Твоего причастником сотворишь (см. 2 Пет.1.4). Ради меня плотью родился, чтобы мне духом родиться. Ради меня гонение претерпел, да меня, изгнанного из рая, опять в рай введешь. Ради меня странствовать изволил, да меня, плененного, в отечество возвратишь. Ради меня похулен был, да врагу моему, клеветнику дьяволу, заградишь уста. Ради меня связан был, да меня от уз греховных разрешишь. Ради меня тужил, скорбел, печалился и плакал, да меня от скорби, печали и слез вечных избавишь. Ради меня обесчещен и поруган был, да меня прославишь. Ради меня к беззаконным причтен был, да меня оправдаешь. Ради меня, жизнь моя, смерть вкусил, да меня оживишь. Удивляюсь человеколюбию Твоему!»

Фактически Христос, по словам св. Тихона, принимает на себя все то, что желает удалить от человека.

Представьте, если бы кто-то из людей ради нас с вами принял на себя такое. Как бы мы должны были жить после этого? Насколько бы мы были благодарны этому человеку.

А тут не человек – Сам Бог, Господь и Спаситель, совершил ради нас с вами нечто, совершенное чуждое Своей природе – принял на Себя всю грязь и скорбь этого мира, чтобы от них нас избавить.

И главное из этого бесконечного списка «скорбей» и засад этого мира – смерть.

«Ради меня, жизнь моя, смерть вкусил, да меня оживешь».

Фактически одним фактом своего существования мы принудили Христа к смерти.

Да, так и получается. Христос умер ради каждого из нас…

Не было другого пути «оживить» нас – только умереть Самому.

А что мы после этого?.. Каждый из нас после этого должен был бы всю жизнь благоговеть и трепетать от ответной благодарности.

«За меня умер Христос…» - какая весть может быть более потрясающей!?.. Что другое могло бы меня преисполнить большей благодарностью и благоговением!?..

Увы!.. Прав был Достоевский, давший человеку очень краткое определение: человек – существо неблагодарное.

Неблагодарное до невероятности, до феноменальности!..

До какой-то поразительной слепоты и тупости!..

Поистине начинаешь сомневаться в элементарной человеческой разумности. Посмотрите на почти всех домашних животных – какой благодарностью они отвечают на элементарную ласку.

А тут – Христос за тебя умирает – и… И - ноль внимания, а то и кощунственные хула и насмешки…

Невозможно привести больший пример человеческой неблагодарности. Просто невозможно.

Человек оказался и оказывается настолько подл, что способен смеяться над Тем, кто Его пытается спасти ценой Своей смерти!..

Объяснение одно – человек стал врагом Христа. Только искренний изначальный враг может так себя вести.

Тогда все становится на свои места. Человек – это самый непримиримый, самый упорный, самый подлый враг Христа.

Что – дьявол? Он и в подметки не годится человеку. Христос за него не умирал, чтобы его спасти. А за человека умер. А человек плюет на это…

Вот и святитель Тихон поражается такой реакции «сущих врагов» Христа – людей, к числу которых относит и себя. Не просто поражается, а «ужасается» вместе с пророком Аввакумом, с которым он сливается в одном провидческом возгласе:

«Чудно: Господь от рабов Своих злых хуление, бесчестие, поношение, связывание, надругательство, посмеяние, укорение, суд и осуждение, оплевание, заушение, оболгание, оклеветание, биение, раны, на смерть ведение, ко Кресту пригвождение и к беззаконным причтение кротко и волею претерпеть восхотел! Ради кого? Ради тебя и меня, сущих врагов Своих! Это такое великое и чудное дело, что, издалека провидя его, пророк с ужасом воскликнул: Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! разумел дела Твои и ужаснулся (см. Авв. 3.2, 16).

Давайте и мы ужаснемся!..