Найти в Дзене

Психологическое благополучие в профессии ученых и преподавателей: что ждет на пути от “начинающего” к “знающему”?

Спросим моих коллег из СПбПУ Петра Великого. Моя группа отважных включает в себя 24 эксперта (16 женщин в возрасте от 27 - 70 лет, 8 мужчин от 26- 72 лет). Эксперты разделены на 3 группы Для начинающих- субъективное “психологическое благополучие” в профессии заключается в наличии степени к.наук, PhD, хороших наукометрических показателях. «Мотивация избегания неудач» преобладает над «мотивацией достижения» ( «…чтобы не сталкиваться со стрессом я буду повышать качество своей работы, наращивать свой профессиональный уровень…)». Молодых коллег отличает высокая потребность в наставниках и руководителях, важным компонентом является внутренняя позиция “я под защитой”, которая включает в себя уважение, терпение, понимание, поддержку со стороны значимых Других. Потребность “быть понятым” — является важной составляющей профессиональных отношений для этой группы экспертов: Для увлеченных - психологическое благополучие составляют “баланс труда и отдыха”, комфортное расписание, налаженная система о

Спросим моих коллег из СПбПУ Петра Великого.

Моя группа отважных включает в себя 24 эксперта (16 женщин в возрасте от 27 - 70 лет, 8 мужчин от 26- 72 лет).

Эксперты разделены на 3 группы

  1. Начинающие (26-35 лет) - 8 чел
  2. Увлеченные (36-55 лет) - 7 чел
  3. Знающие (56-70 лет) - 9 чел

Для начинающих- субъективное “психологическое благополучие” в профессии заключается в наличии степени к.наук, PhD, хороших наукометрических показателях. «Мотивация избегания неудач» преобладает над «мотивацией достижения» ( «…чтобы не сталкиваться со стрессом я буду повышать качество своей работы, наращивать свой профессиональный уровень…)».

Молодых коллег отличает высокая потребность в наставниках и руководителях, важным компонентом является внутренняя позиция “я под защитой”, которая включает в себя уважение, терпение, понимание, поддержку со стороны значимых Других.

Потребность “быть понятым” — является важной составляющей профессиональных отношений для этой группы экспертов:

  • Когда я знаю, что ко мне относятся с пониманием, я лучше раскрываюсь в работе;
  • Мне хочется, чтобы коллеги были терпеливее, я не все понимаю, но стараюсь;
  • Я боюсь, когда меня ругают, чувствую себя беззащитным ребенком;
  • Беру много работы, чтобы не столкнуться с чувством вины и осуждением;
  • Боюсь потерять уважение, работаю на пределе возможностей.

Для увлеченных - психологическое благополучие составляют “баланс труда и отдыха”, комфортное расписание, налаженная система отношений в микрогруппах, делегирование обязанностей, освобождение свободного времени для занятия проектной (креативной) деятельностью, развитие партнерских отношений “на равных”, демократический стиль общение, усиление лидерской позиции в конкретной предметной области научного знания. Это группа экспериментаторов и достигаторов. В работе ориентируются на небольшую группу значимых.

  • Считаю, что работа- это часть жизни. Баланс и гармонию ищу в личных увлечениях и интересах- благо времени хватает
  • Думаю, что гармония достигается в кабинете начальника. Если у меня с ним все хорошо, то всем хорошо.
  • Распыляться не стоит - куда важнее развиваться в том, в чем разбираешься

Для знающих - психологическое благополучие в профессии реализуется за счет сильной позиции “мне можно”- свобода слова, является важной составляющей удовлетворенности в профессии. Коллег отличает потребность быть обозначенным, значимым. Возрастает потребность в воспитании преемника. Мотивация “отдавать”, “делиться”, “учить” преобладает над потребностью “сдерживать” и “конкурировать”. Внутренняя самодостаточность и независимость, прямолинейность и принципиальность - отличительные составляющие экспертов данной группы.

  • Мне хочется, чтобы молодежь не стеснялась к нам обращаться за помощью, всегда открыты молодым и перспективным студентам
  • Очень ценю хорошие взаимоотношения в коллективе- они меня вдохновляют на работу
  • Мне нравится наблюдать за молодым поколением, они Другие и я многому у них учусь. Это здорово.
Психологическое благополучие- субъективная величина, которая изменяется в зависимости от цикла профессионального развития.
Переход от «начинающего» к «знающему» задаёт новые вызовы не только себе, но и профессиональному сообществу. Зная их, мы можем гармоничнее выстраивать отношения с собой и окружающими. Ведь то, что актуально для «знающего» может быть далеко не в сфере возможностей и интересов у «начинающего».

Анастасия Таболина, к.пс.н., консультирующий психолог