Найти тему

Слова могут ранить. Ошибка, которую я допустила и хочу, чтобы вы так не делали при общении с родителями детей с ОВЗ

У сына подруги была задержка развития. Он мало говорил, был неловким, большие проблемы были с мелкой моторикой. Подруга забила тревогу: невролог, психолог, массажи, нейротропы, логопед. Ситуация стала выравниваться, сегодня мальчик закончил второй класс общеобразовательной школы. Мне до сих пор стыдно за то, как я повела себя в этой ситуации.

Родители детей с особенностями - очень ранимые. Особенно, если проблемы недавно были обнаружены. Они только учатся принимать реальность, пытаются понять, как жить дальше. Их обуревает чувство вины, обиды, злости, печаль - никогда не угадаешь, как среагирует психика. С другой стороны, в нашей культуре долго было принято скрывать больных детей. Поэтому часто мы не понимаем, как вести себя с человеком, у которого болен ребенок. Плакать вместе с ним? Молчать? Обвинять? Утешать? Подбадривать? Я верю, что большинство неловких ситуаций происходит не от злости, а от непонимания, что делать. Поделюсь с вами своим опытом. Буду очень благодарна, если вы поделитесь своим.

Возвращаясь к ситуации с подругой: я уверяла ее в том, что она выдумывает проблему и ее сын вполне нормально развит. Даже после того, как отставание ребенка подтвердили специалисты. А когда мальчик стал выравниваться, выдала: "Ну я же говорила, все будет хорошо". Сегодня мне крайне стыдно за свои слова и я понимаю, почему наше общение сошло на нет.

Не допускайте моей ошибки! Не надо говорить: "Все в порядке с твоим ребенком! Не выдумывай!". Этим вы обесцениваете проблему, а вместе с тем и все, что человек переживает по этому поводу. Как вести себя, если у вас в окружении появился родитель ребенка с особенностями развития? Все зависит от того, насколько вы близки. Предлагаю несколько вариантов.

  • если это ваш близкий, расспросите о подробностях. Как узнали, в чем проявляется, какие перспективы и ближайшие действия. Все мы любим поговорить о своих проблемах;
  • выразите свое участие, но очень сдержано. Не надо хвататься за сердце и проливать слезы, чтобы родителю не пришлось еще и вас утешать;
  • поделитесь позитивным опытом. В начале нашего пути я жила примерами удачной реабилитации детей с аутизмом и всегда была готова послушать их. Но не надо рассказывать про мальчика, который до 5 лет не говорил, а потом как заговорил сам собой!
  • поинтересуйтесь чувствами родителя. Что ты чувствуешь? Как ты справляешься? Хочешь поговорить о чем-то?
  • если есть возможность - предложите помощь. Но не надо самоотверженности. Помогайте так, чтобы у родителя не было чувства, что он остался вам должен. Например, одинокой маме можно предложить привезти продукты, когда едете в магазин. Или угостить семью пирогами, когда будете печь их своим родным;
  • не выключайте родителя особенного ребенка из своей социальной жизни. Нам тоже хочется иметь своих собственных друзей, ходить в гости и в кафе, на праздники и в театр. Но старайтесь планировать мероприятия сильно заранее, чтобы было место для маневров;
  • хвалите всегда. Похвалите прогресс малыша, новую прическу, красивую фотографию, вкусное блюдо. Просто скажите: "Ты такой молодец! Отлично справляешься!", если не можете придумать причину для похвалы. Я плакала, когда психолог сказала мне: "Я хочу вас похвалить, вы проделали большую работу".

Надеюсь, что мои советы никогда вам не пригодятся и все ваши близкие будут здоровы и счастливы.

Мамы особенных деток, расскажите, что самое приятное и самое неприятное говорили вам люди относительно ребенка?