Tetra Model Works это южнокорейская фирма по производству дополнений для моделизма, никаким образом не представленная на Российском рынке. По крайней мере в части БТТ в 1/35 масштабе. Что прискорбно, ибо продукция у них весьма интересная.
Я сам сейчас делаю фототравление для машины на базе T-54 и было очень интересно изучить подходы других фирм, посмотреть как они инженерно решают те или иные проблемы.
А у Tetra Model Works как раз есть фототравление на T-54B и T-55A от MiniArt:
Заказ я делал в ВК через Дмитрия warmodels.ru
И похоже он успел пожалеть, что ввязался в эту авантюру. 😅 Спасибо ему за труд. Крайне рекомендую его магазин, иногда мне кажется достать он может практически что угодно и причём за довольно адекватные деньги.
Заказ я ждал около 9 месяцев. С некоторой вероятностью можно заявить, что я единственный обладатель этих двух наборов во всей России. :)
Потому спешу с вами поделиться своим исследованием.
Препарировать мы будем набор [ME-35051] для T-54B. Набор [ME-35053] на T-55A в большинстве решений почти такой же (по понятным причинам), но про него поговорим в другой раз.
Если я где-то ошибаюсь в терминах - обязательно поправьте меня в комментариях, буду только рад.
Состав набора
Артикул: ME-35051
В наборе:
- две платы фототравления: большая на 0.35 мм и малая на 0.2 мм.
- три прутка: два 0.5 мм на 10 см и один 0.3 мм на 54 мм. Правда в рекламном буклете обещали, что один из них должен быть из пластика.
- Один двухсторонний лист инструкции А4.
Инструкция
Один двухсторонний лист А4. Печать более-менее качественная, без смещений. Но не глянцевая.
Шаги сборки узлов воедино сделаны через рендеры, а там, где узлы и детали надо приклеивать к пластику - даны фото общих планов на готовой модели. В принципе хороший эконом вариант.
Но на общих планах не хватает контрастности и, местами, чувствуется лёгкая размытость. Из-за этого некоторые детали разглядеть довольно тяжело. Но это единственный значимый минус.
Ошибок в инструкции почти нет, всё довольно понятно и наглядно.
В некоторых местах дана дополнительная проекция, чтобы не возникало вопросов как согнуть или приклеить ту, или иную деталь. Что очень большой плюс и иногда не хватает в инструкциях у MiniArt.
Обзор каждой детали
Здесь я кратко пройдусь по каждой группе деталей и сравню с тем как оно в реальной жизни.
A01, A02, A03, A04, A05, A59
Всё связанное с сетками МТО. Сделано ажурно и качественно. Очень аутентичные сетки. Правда не совсем понятно зачем, в оригинале сетки тоже довольно хорошие. Но будет не лишним иметь запасные.
Один минус - сетки сделаны зацело с рамой. В оригинале ярко выражено, что сетка заходит под раму. Хотя, сборку это, конечно, упрощает.
Лично я, наверное, оставил бы оригинал, включая и пластиковую раму. Но надо собрать и посмотреть.
Небольшое сравнение с оригиналом:
И, для сравнения, реальные машины:
Если сравнить, с Микродизайном, то у них на Т-55А это реализованно намного сложнее, что, лично мне, нравится гораздо больше, но об этом в другой раз.
A06
Крышка ограждения выпускной трубы. Очень крутая и нужная деталь.
Я немного удивлён, что MiniArt не кладёт её в свой набор изначально, ибо к фототравлению они подходят довольно грамотно.
Но меня смущает, что:
- Крепления (арки) они предлагают самим изготовить из проволоки, хотя для других подобных деталей они дают готовое фототравление. Например, для ограждения фар дают детали B01, B02, которые имеют близкий "диаметр".
- Они не дают засечки, по которым мы должны приклеить/припаять арки. Это немного упростило бы жизнь, видимо, просто забыли.
- Не указано из какой проволоки/прута их нужно изготавливать. Не всем очевидно, что из 0.5 мм
Но похвально, что они кладут в набор прутки и дают 1:1 шаблон в инструкции. Это уже более чем хорошо.
A07
Козырёк, примыкающая к чехлу пушки:
Не понятно, что с болтами, которые идут по длинному контуру. На их местах просто маленькие дырочки, никакой имитации головок нет. Предполагается использования болтов от MasterClub? :) Во всяком случае инструкция этот момент никак не освещает. По сути болты предполагаются только по бокам.
При сгибе боковых полосок останутся по две перемычки. Не уверен, что их можно будет полностью удалить напильником/ножом, но не могу сказать наверняка, надо посмотреть. Пока не ясно, будет эти перемычки бросаться в глаза или нет если оставить как есть. Короче, сам бы я такое решение не стал использовать, но в целом идея разумная, упрощает сборку и решает проблему хотя бы с боковыми головками болтов.
A08
Крепление прожектора (инфракрасного?) слева на крыше башни.
Странно, чем Корейцев не устроил фототравлёный оригинал PEa45 от MiniArt. Реализации, кажется, абсолютно идентичны, не вижу никаких улучшений:
Плюс в инструкции указана какая-то левая деталь H44 вместо M17. Хоть бы указали какой конкретно кит использовали как базу. :) Да и сама группа Q нигде не упоминается. Видимо забыли указать на общих планах.
Для сравнения вот фото из реальной жизни. Уж лучше бы сделали из толстого травла планку, к которой крепится эта деталь:
A09, A13
Ручки на внутренней стороне левого люка.
В инструкции лучше бы дали в 3D рендере, потому что на фото всё очень размыто и плохо видно, как их крепить:
Одна из деталей уже есть в оригинале под названием PEa42, но, возможно, сделана немного проще:
Фото того, как оно в реальной жизни не нашёл. Может кто-то поделится?
A10
Щиток смотрового прибора на люке наводчика.
Очередная деталь, которая уже есть в фототравлённом виде в оригинале под номером PEa36. Да и ещё и с дворником. Не ясно, зачем нужна замена, ведь деталь не настолько мелкая, чтобы потеряться или поломаться.
Немного чертежей:
A11, A12
Прокладка выхлопа с левой части корпуса и уголки-держатели для неё.
Корейцам уважение, что добавили эти мелкие уголки, да ещё и с двух сторон. Припаять их будет почти нереально, ибо расположены слишком близко, и при попытке припаять следующий будет отпаиваться предыдущий. Потому лучше приклеить.
Ещё важно осознавать, что они и будут постоянно улетать из пинцета. :) не самая простая деталь. Спасибо, что добавили две запасных.
Так же отмечу, что разработчики довольно грамотно сделали "питатель", с единственно правильной стороны. Зачистить его можно, когда деталь уже будет приклеена к прокладке.
Сама рамка складывается аж втрое, чтобы сымитировать нужную толщину. Вполне нормальное решение, почти стандарт. Но мне кажется вдвое было бы вполне достаточно (и возможно даже правильнее по толщине). Кстати, на чертежах толщина сильно отличается с замерами оной на реальной машине. Кто-нибудь знает почему?
A14, A40
Прицел зенитного пулемёта ДШКМ.
В оригинальном наборе от MiniArt его нет, приятно что Корейцы заморочились и добавили.
Не нашёл ни одного примера, где на Т-54 или Т-55 стоял бы прицел на зенитном пулемёте. Но, как я понял, этот прицел крепится отдельно и опционален, так что, видимо, его просто снимают.
Нашёл немного ссылок, где можно рассмотреть прицел в деталях и побольше почитать о нём:
http://nastavleniya.ru/DCHK/dchk11.html
https://soldat.pro/2018/06/28/pylemet-dshk-patron-kalibr-12-7-mm-skorostrelnost/
A15
Крепления запасных траков на левой надгусениченой полке спереди. Даже есть одна запасная!
Вновь не ясно зачем было реализовывать то, что уже есть в оригинальном наборе (причём размер головок болтов выходит в оригинале более правильный):
Но давайте всё равно разберём это решение, ибо в этот раз оно хотя бы отличается в реализации :)
И решение с головками болтов здесь интересное: они сделаны воедино с креплением и отгибаются на него. Гораздо удобнее, чем мучиться, отделять, зачищать и клеить их отдельно. Но пока не ясно насколько будет бросаться в глаза оставшаяся боковая перемычка. Да и головки болтов, похоже, крупнее чем нужно.
По фото реальных машин видно, что крепление состоит из различных частей, но когда на креплении закреплён трак их в принципе и не видно. То есть фототравление применимо только для случая, когда закреплены траки. Как и фототравление в оригинальном наборе.
Ну и то, как надо согнуть (подготовить) деталь перед приклеиванием инструкция никак не освещает, хотя, к примеру, для подобной мелкой детали A85 напротив освещает. Это мелочь и нам будет всё и так понятно, но тем не менее...
A16, A17
Ремни для скатки. Реализация очень понравилась тем, что работает как реальный ремень.
Могли, как и в других местах сделать упрощённое решение единой деталью. Но заморочились и решили усложнить. Мне нравится, но я всё равно не понимаю зачем :) Оригинальное решение от MiniArt напротив выглядит проще, детали PEa10, PEa17, PEa19 тут не составные. Короче есть некоторая непоследовательность.
A18, A19, A20, A21, A22 + B03, B04, B05, B06, B09, B11
Кормовые грязевые щитки. Составные части расположились аж на двух платах:
Пройдёмся по интересным решениям:
1) Пазы для припаивания рояльных петель. Любопытное упрощение. Позиционирование деталей это моя вечная головная боль и такое решение выглядит интересным.
2) Наиболее "интересное" решение - сами рояльные петли сделаны единой деталью. То есть вместо двух петель и стержня между ними - одна деталь.
Первый раз вижу такое исполнение, довольно оригинально, но спорно. Да, в принципе проще быть и не может. Но петли выходят квадратными и мне кажется, что это будет ну очень заметно.
Более мелкие минусы:
- Сам торсион тоже выходит квадратным
- Петли получаются зафиксированными, ничего пинцетом не откинешь, никаких понтов :) Никакой вариативности.
3) Своеобразное решение по детали A22 удерживающей торсион: у получившейся коробочки не будет боковых стенок. То есть рычаг будет проходить сквозь неё и висеть, как бы в воздухе. Можно конечно зашпаклевать содержимое. Всем было бы проще, если бы производитель как-то осветил этот момент и дал свои рекомендации. Но ничего подобного в инструкции нет, нужно думать самим.
По другим деталям: торсион B09, B11 не нужно гнуть самому, он дан в готовом виде. Это сильно упрощает жизнь, но понятное дело - у него будет квадратное сечение.
В целом мне вся эта группа деталей мне кажется достаточно хорошо сделанной в оригинале. Я бы не стал заменять целиком, разве что как-то заменил торчащий конец торсиона на проволоку.
Замена передних брызговиков на мой взгляд имеет больший смысл, ибо они более заметные, но разработчик их не даёт.
Ну и вот вам напоследок немного чертежей:
A23, A24, A25, A26, A27, A28, A29, A30, A32, A35, A39, A43, A68, A85, A86
Детали крепления кормовых дымовых шашек и дополнения к ним.
Постарались сделать пайку удобной, вижу много пазов, уважение.
Правда перепутали деталь A58 и A85 на общем плане в инструкции, но с кем не бывает.
При беглом взгляде хочется покритиковать толщины деталей и некоторые решения. Но я пока не очень хорошо погружён в тему по этой мат. части. Да и боюсь утонуть в этом обилии шагов и деталей :)
A31, A77, A78, A79
Деталировка чехла уплотнения амбразуры пушки: кольцо, которое крепится на ствол и имитация пяти пружин, которые идут от кольца до ободков на башне и проходят через петли кожуха.
Впрочем, зачем я описываю так подробно, это и так видно по фото реальных машин :)
A33, A34, A36, A37, A38
Детали патронного короба зенитного пулемёта и его крепления к пулемёту.
Выглядит сложно. Есть ощущение, что для сборки понадобятся очень прямые руки :) Я бы, наверное, не решился.
Как вариант можно оставить пластиковую основу, лишь доработав её деталями A34, A37, A38. Скорее всего, я бы так и сделал.
В инструкции дана очень важная боковая проекция, молодцы Корейцы, что добавили её.
Ещё мне понравилась текстура на ручке, имитирующая ткань (что фотография вообще никак не передаёт).
A41, A42, B07
Держатели для кормовых грязевых щитков. Для упрощения сборки они сделали деталь A41 (A42) двух составной: объединили две детали в одну через общий сгиб. В реальности в месте сгиба стык деталей выглядит немного иначе (см. фото ниже), но зато нам будет легче собирать.
Но все же без усложнения обойтись не получилось: нам сверху предстоит ровно припаять/приклеить деталь В07 со второй более толстой платы фототравления. Что с одной стороны чуть увеличит толщину (хотя она всё равно будет сильно недостаточной), а с другой добавит головки болтов. Такой вот получается бутерброд.
Неплохое решение, без смоляных/травлёных болтов, наверное, сложно сделать лучше.
A44, A45, A46, A47, A48, A49, A50, A51, A52, A53
Держатели надгусеничных полок.
На мой взгляд, данная группа деталей всегда является одной из наиболее важных и должна заменяться на фототравление в первую очередь. Жаль, что производители почти никогда не добавляют их в изкоробочное фототравление. Но это, конечно, всё моё субъективное.
На первый взгляд детали сделаны вполне нормально.
Немного смущает только то, как сделаны наваренные прямоугольные бонки на деталях A49 и A50: одна из стенок бонки сливается с плоскостью крепления, они выглядят как одно целое, хотя в реальности бонка приварена сбоку. Но с другой стороны эту часть бонки почти не видно из-за крепления и такое упрощение значительно экономит время сборки и убирает возню с мелкими деталями (не требует изготавливать бонки самостоятельно). Так что ок.
Ещё смущает имитация болтов на деталях A52, A53. Вернее это даже не имитация болтов, а просто нарисованные на плоскости кружочки. Зачем и почему так? Выглядит не очень. Уж лучше бы сделали отгибаемые болты как на детали A15. Или на худой конец просто оставили отверстия для тех, у кого есть болты от MasterClub.
Ну и в целом детали не совсем верные. В реальности каждая состоит из двух частей. Описывать долго, потому просто нарисую:
Корейцы объединили эти детали воедино, но при этом оставили только "горбики" с нижней детали. Визуально это будет выглядеть не совсем верно. Но кстати в наборе для Т-55A [ME-35053] они это исправили, хотя тоже весьма своеобразно.
A54, A55, A57
Зажимные винты и их крепления на ящики ЗИП.
Нормальное решение, но со сборкой будут некоторые трудности, ибо детали мелковаты. Но я бы напрягся и сделал, так как по моему мнению подобные детали могут серьёзно добавить зрелищности для модели.
Немного чертежей:
A56, A60, A61, A62
Крепление внешних топливных баков к надгусеничным полкам.
Деталь A56 очень простая, но мелкая. Плюс ней придётся присоединять имитацию болта, сделанную из прутка. Хорошо, что она дана почти с двойным запасом, разработчики понимают, что получиться может далеко не с первого раза. К сожалению там, где должно быть сечение круглого болта, у нас будет квадратное. Но без этого упрощения было бы сложно.
Другое дело детали A60, A61, A62, тут упрощение довольно значительное. По сути каждая из них должна состоять из двух частей: уголок, который крепится к баку и кусочек П-образного профиля. На фото это хорошо видно. Слишком ли сильное это упрощение или нет - пусть каждый решает сам. Но мне такое не очень :)
И ещё один небольшой минус - жаль, что разработчики не сделали штырьки, чтобы можно было слегка воткнуть детали в корпус бака. Так бы они были приклеены надёжнее. У микродизайна я такие вижу в последнее время всё чаще. Жаль, что тут нет и в помине.
A58
Четыре крепления ящика ЗИП к бонкам надгусеничных полок.
Аж целых две детали даны про запас, щедро. Кстати, как правильно они называются?
Тут возникает только один конфуз - а где головки болтов? Почему, допустим, не стали имитировать как сделано для детали A15? И вообще никак освещают этот момент в инструкции, ни намёка, ни упоминания. Довольно странно. Придётся решать это своими силами.
A64, A65, A66, A67
Кормовые крепления боевого бревна.
С ходу возникает вопрос - а где лента, которой это бревно будет непосредственно крепиться? Довольно странно, что не добавили, изготовить самому будет не так просто как кажется из-за детали на верхнем конце ленты, там непростая форма. И из оригинального набора её не взять, там она зацело с верхним креплением. Короче, прощай, бревно, тебя не будет. Одумались корейцы только в следующем наборе для Т-55А, там лента на месте.
Ну и ещё одно упрощение - на деталях A65 и A67 по центру есть перемычки, которых нет в реальной жизни. Эти перемычки крайне сильно упрощают сборку. Но они сделаны так, что после сборки их будет крайне сложно удалить. Впрочем, они не сильно бросаются в глаза.
Кстати, можно заметить, что на Т-55 деталь A67 немного удлинена и имеет 4 отверстия вместо трёх. В остальном она, похоже, аналогичная.
A73, A74, A84
Бедненькая деталировка передних брызговиков.
Тут Корейцы совсем пожалели металла.
На мой взгляд явно не хватает торсиона и его креплений. Ибо торсион B08(B11) и его крепления A20 и A22 даны для задних брызговиков. И в реальности они почти идентичны с передними.
А по итогу сборки будут выглядеть по-разному: передние пластик, а задние в травлении. Разное сечение. Непорядок. Тем более передние на более видном месте, а значит замена имеет больший смысл.
Записываем в копилку странных решений.
A63, A69, A70, A71, A72, A75, A76, A80, A81, A82, A83, A87, A88, A92
Крепления на корме башни.
Знающий человек сказал, что всё это нужно для укладки и транспортировки ДШКМ в походном положении. Сам бы я никогда не догадался.
Выглядит неплохо, но я пока не вникал.
Деталь A63 я тоже отнёс к этой группе, но это не точно. Судя по фото, ставится она не совсем горизонтально, имейте это ввиду, ибо инструкция этот момент не освещает. И, если что, она уже есть в виде фототравления и в оригинале под номером PEa46, правда более упрощённая.
Добрые люди дали только два фото, причем на одном из них аналогичное крепление для ИС-2:
Если у других добрых людей найдутся ещё примеры с закреплённым ДШКМ или какая-то документация на этот счёт - то обязательно поделитесь в комментариях.
A89, A90
Защёлка крюка (для троса) и её крепление. Четыре штуки плюс одна запасная.
В реальной жизни конечно оно выглядит иначе, не такое плоское. Честно говоря, если уж менять, то саму защёлку я бы оставил оригинальную пластиковую:
А вот её крепление можно заменить на более ажурное фототравлёное.
Удалось даже найти защёлку в каталоге:
A91
Замочки на основные ящики ЗИП.
С моей точки зрения, тут всё совсем плохо. С одной стороны Корейцы молодцы, что добавили этот замочек в набор, деталь довольно заметная и ажурная. Но с ней есть несколько серьёзных проблем:
- Делать ключ единым целым с щеколдой было ошибкой. Уж слишком такое исполнение расходится с реальностью, сами посмотрите на фото ниже. На мой взгляд ключ нужно было сделать отдельной перпендикулярной деталью со штырьком.
- Крохотная дырочка в нижней части замка превратилась в огромную дырень. Уж лучше бы не делали её вовсе.
- Сам замочек не совсем верен по форме и размерам (должен быть на одну пятую шире). Придираться к десятым доля миллиметра это безумие? Возможно. Но мне же надо как-то выколупнуться, что у меня есть реальные замеры это детали :) В общем понятно почему так получилось - просто скопировали как есть у MiniArt.
В общем к этой детали у меня больше всего вопросов.
A93, A94
Замочки-клипсы и имитации петель на длинный узкий ящик ЗИП. Всех по три штуки. Плюс по одной запасной.
Замочки очень очень сильно упрощённые. Но в любом случае лучше изкоробочных. Не знаю можно ли их сымитировать в травлении лучше, не берусь судить, пока сам не попробую сделать :)
Жаль только перпендикулярное ушко не сделали. Хотя, ему пришлось бы делать штырёк (иначе сложно приклеить к ящику, слишком мелкая деталь), а Корейцам это похоже религия не позволяет :) Ибо во всём фототравлении ни одного штырька.
Для сравнения можно оценить реальную конструкцию этих замочков:
Можно заметить, что на части фото Т-55 и замочков у него стало четыре вместо трёх с одной стороны ящика и внизу появилось колечко. Просто наблюдение.
B01, B02
Ограждение фар.
Ну что сказать, я думаю всё и так понятно по скриншотам :)
Когда-то я пытался сам спаять фары из проволоки и результат меня категорически не устроил. Куча времени было выброшено на помойку. Поэтому, я могу понять такое решение. Собрать должно быть просто. Конструкция будет достаточно крепкой и не сломается если случайно задеть пальцем. :)
В общем плюсов много. Но есть и серьёзный минус - ограждение имеет квадратное сечение вместо круглого. И это очень сильно бросается в глаза.
Ну и опять забыли про болты, никаких рекомендаций и указаний о том что их надо имитировать (а их надо имитировать) и как это лучше сделать.
При этом как я вижу у MiniArt достаточно неплохое ограждение из коробки:
Хотя и не настолько ажурное (но гораздо лучше, чем, к примеру, у Trumpeter). В общем оставить оригинал или заменить - выбор непростой. Я бы оставил оригинал.
B08, B12
Крепления волноотбойного щитка к лобовой плите:
Данный щиток помогает при преодолении бродов и других водных преград. Нужен, чтобы мехвода и его люк не заливало грязью. Сам бы я не догадался, опять подсказали умные люди.
Честно говоря, я не уверен, что в замене на фототравление есть острая необходимость.
На некоторых фото реальных машин есть ощущение, что на креплении есть резьба и болт вкручивается в него придавливая деревяшку к противоположной стенке крепления. Тогда между креплением и деревяшкой есть воздушный зазор и травление имеет смысл.
Но на других фото болт проходит насквозь обе стенки крепления и закручивается гайкой с противоположной стороны. Впрочем, Корейцы не дают этот вариант.
На некоторых фото деревянная доска заменена на длинный лист металла. Но, как я понял, это больше характерно для Т-55. Короче вариаций много.
B10
Ручки на корме башни.
В основном используются для крепления скатки.
Нужно всего 7. Дают аж 3 запасных. Правда у нас есть идентичные в оригинальном наборе, так что смысла нет и в первых семи :)
В реальности круглое сечение, тут квадратное. Зато не надо гнуть проволоку. Короче для ленивых.
B12, B13
Шесть головок болтов и шесть гаек.
Смешно, но совершенно не понятно что с ними делать :) В инструкции пристроены только две головки для детали B12. Больше упоминаний нет.
Спасибо конечно, но это недостаточно щедро, чтобы установить все отсутствующие болты.
Чего в наборе не хватает (кроме болтов)
1. Крышки смотровых приборов
Довольно важная штука, сильно бросается в глаза:
Тем более, что у MiniArt они довольно толстые и их явно стоит доработать. Да ещё и с козырьком неверной формы и огромными, смещёнными болтами:
Ругать MiniArt не стоит, думаю тут всё упирается в ограничения по литью. Но деталь явно под замену.
Жаль, что Корейцы даже не попытались их хоть как то реализовать. Да, сложно. Но можно было бы подсмотреть решение, допустим у Микродизайна. Да, ради упрощения микродизайн вообще не делает ободок, плюс удлиняет контуры козырька до окружности, но зато его не надо приклеивать/припаивать отдельно, как это нужно делать у Voyager в PE35295. Короче, любое решение будет лучше, чем оригинал:
Кстати забавно, но я только сейчас заметил, что похоже в своей инструкции Микродизайн срисовал у Voyager крышку 1 к 1. Они прямо идентичны. Так что перестаньте ругать Микродизайн за инструкции - лучше ругайте Вояджер :)
2. Фиксатор крепления переднего грязевого щитка
В оригинальном наборе это деталь Ke19:
Небольшая деталь, но довольно ажурная и находится на видном месте. Всего я видел три вида её исполнения на реальных машинах. И MiniArt даёт самый простой вариант, не требующих пайки и больших навыков при сгибании. Короче сделать в фототравлении довольно легко. Похоже кто-то просто поленился :)
Чтобы я поменял бы в наборе?
- Добавил головки болтов. Ну или хотя бы инструкции/рекомендации о том где они должны быть и как их имитировать.
- Добавил колпаки смотровых приборов на башне и фиксатор грязевого щитка.
- Убрал бы детали дублирующие фототравление из оригинального набора, например A08, A10, A16/17 и т.д.
- Убрал бы задние брызговики. Оставил бы только деталировку.
- Убрал бы короб ДШКМ, оставил бы только его деталировку.
- Был бы более последовательным в упрощениях: добавил бы откидные болты по типу детали A15 и для других деталей, сделал бы травлёные арки для детали A06, упростил бы ремни для скатки и т.д.
- Исправил бы ужасные замочки A91
- Можно было бы добавить крепления других ящиков ЗИП к полкам.
Возможно я чего-то не понимаю и помял бы своё мнение после сборки. Но пока так.
Плюсы
- Очень много упрощений.
- Набор богатый и достаточно полный.
- Чёткая и понятная инструкция, часто даётся дополнительная боковая проекция.
- Все мелкие детали даны с запасом (порой немалым).
- Много, где есть пазы, многие детали совмещённые и соединяются через сгиб. Постарались сделать пайку удобной, уважение.
Минусы
- Очень много упрощений.
- Беда с головками болтов.
- Многие детали дублируют оригинальное фототравление. Часто они вообще идентичны (и бессмысленны).
- Есть спорные решения, например грязевые щитки (зачем было давать задние брызговики, но не давать передние?)
- Нет даже попытки сделать крышки смотровых приборов.
- Ужасные замочки A91
Кстати, по поводу дублирования и ненужных деталей: в фототравлении Tetra для Т-55A [ME-35053] разработчики вообще угорели и дали целиком всю кормовую плиту танка (!!!):
Почему? Зачем? Я не знаю. Но можно поразмышлять об этом в отдельном обзоре (если окажется что такие обзоры вообще имеют смысл и их хоть кто-то читает).
Итог
На самом деле, набор довольно хороший. Главное достоинство в том, что он относительно простой. Когда открываешь инструкцию, то на лбу не выступает пот, как когда вчитываешься в инструкцию от Voyager на 6 листов. В основном используются простые и понятные решения, всё показано очень наглядно.
Единственная большая проблема это головки болтов (а точнее их частое отсутствие). Советую заранее подумать как её решать.
Благодарности
Отдельно хочу сказать спасибо группе Моделизмус и её участникам за помощь. Они пролили свет на многие вопросы.
Так же выражаю свою благодарность Дмитрию Деревянкину, чьи фото я весьма часто использую в качестве примера. Они, как правило, самые удачные.