28-го июня в Москве, 29-го в Санкт-Петербурге состоялись спецпоказы нового фильма Романа Михайлова «Наследие», который режиссёр представил лично. Автор «Большого Киновски» побывал на презентации в кинотеатре «Ленфильм».
Роман Михайлов — уникальная личность. Математик, доктор наук, автор более 60 научных работ, писатель, сценарист, режиссёр театра, а последнее время и кино. В 2021 году Михайлов стал лауреатом литературной премии Андрея Белого за роман «Дождись лета и посмотри, что будет», а спектакль по его произведениям «Сказка про последнего Ангела» получил «Золотую маску» за лучшую драму.
На презентации «Наследия» Михайлов рассказал, что прекратил заниматься научной деятельностью в 2018-м и весь следующий год переживал творческий кризис. На помощь пришли кино и группа друзей-единомышленников. После непродолжительных экспериментов команда за полтора года сняла пять фильмов! Но дело даже не в количестве, а в качестве работ, которые выходят одна за другой, приводя в восторг критиков и киноманов.
В октябре 2022 вышла криминальная философская притча «Сказка для старых», в феврале 2023 — затейливая мелодрама «Снег, сестра и росомаха», а теперь — пронзительная драма «Наследие». В хронологическом порядке этот фильм Михайлов снял четвёртым, но третий, «Отпуск в октябре», выйдет в соответствующем месяце, а ближе к Новому году — пятая картина, «Поедем с тобой в Макао».
Немного «гоповатый на вид», как в своих фильмах, так и в жизни, учёный-интеллектуал вошёл в российский кинематограф, открыв дверь с ноги.
Меня всегда восхищало американское независимое кино. Кассаветис, Джармуш, Тарантино, Родригес, Линклейтер, братья Коэн, Нолан и многие другие снимали первые фильмы за три копейки при поддержке друзей, но у каждого был свой фирменный стиль. Большинство мастеров андеграунда сегодня балансируют на грани авторского и коммерческого кино. Единицы, как Джон Кассаветис, остались верны идеалам независимого.
Раньше я часто задавался вопросом: почему у нас нет подобных ярких примеров? И вчера на просмотре «Наследия» в голове щёлкнуло — «Ну вот же он. Наш русский Кассаветис!». Режиссёр снимает фильмы со скромным бюджетом за собственные деньги, независим от студий и прокатчиков. За его кино говорит моментально считываемый авторский стиль, музыка, пул любимых актёров.
«Я быстро учусь, и в основном на своих ошибках», — делится Михайлов. И, правда, каждый новый фильм сильнее предыдущего.
На языке режиссёра «Наследие» — это «Сказка для молодых». Михайлов впервые снял фильм по собственному рассказу, а не по сценарию (которые тоже, разумеется, пишет сам) минувшей зимой всего за две недели.
В центре истории 19-летний сельский житель Руслан. Он один носит еду умирающему старику Тихону, которого местные жители считают колдуном, а когда-то просили о помощи. Менты ищут наркотики, молодежь собирается на квартире: курит, пьёт, обсуждает немецкого философа Хайдеггера. Работа в автосервисе, покатушки на городскую дискотеку, разборки с местными (сцена драки взята из юности Михайлова) и, конечно, первая влюбленность (в дочку священника).
Руслан участвует во всём, но отличается от сверстников: у него есть внутренний стержень и принципы. Когда священники отказываются отпевать умершего колдуна, герой берёт дело в свои руки. «Они могут и не делают. Я не могу, но делаю».
45-летний Михайлов впервые работал с молодёжью. «Они совсем другие, но опыт удался». Исполнитель главной роли Олег Чугунов сыграл и в «Поедем со мной в Макао» (сам режиссёр — его отца).
Михайлов не стесняется авторитетов, нарочито дискутирует с Балабановым, о чём сам рассказал мне после показа. Можно ли добиться справедливости, не применяя насилия? Оказывается, да. В «Брате» Данила сооружает обрез под песню «Наутилуса», а Руслан под трек рэпера bollywoodFM мастерит кадило. «Отнять, наказать, сломать — так учили раньше, – говорит Михайлов – а можно и по-другому отстаивать свои права, добиваться справедливости».
Михайлов транслирует историю глазами Руслана, мы чувствуем то же, что и юноша. Вместе с ним переживаем все психологические, и физические моменты. В паре с оператором Алексеем Родионовым Михайлову удалось изобразить персонажа практически от первого лица. Зритель и есть Руслан, герой нового поколения.
Нужно быть очень смелым человеком, чтобы в современной России не бояться цензуры и критики, снять настоящее светлое кино о жизни. Название картины — стопроцентное попадание. Спустя годы «Наследие», фильм-манифест, станет точным отражением нашей сегодняшней реальности.
Алексей Графов
Редактор: Николай Никифоров
Телеграм-канал «Большой Киновски»