Шведская художница Хильма аф Клинт (Hilma af Klint) опережала свое время и, как многие гении, не получила признания при жизни. Она стала одной из первых женщин, получивших высшее художественное образование. Клинт создала абстрактные работы раньше, чем Кандинский написал свои теоретические изыскания на эту тему. Художница использовала в своих произведениях "автоматическое письмо" до того, как эту технику стали использовать сюрреалисты. Хильма стремилась отобразить то, что недоступно невооруженному глазу, используя в равной степени как научные достижения, так и духовные практики.
Хильма аф Клинт родилась 26 октября 1862 г. в Шведской коммуне Сольна. Она была четвёртым из пяти детей Виктора аф Клинта и Матильды Зонтаг. Дед Хильмы был морским картографом, который описал побережье Норвегии, а его сын — отец будущей художницы — адмиралом. Лето семья Клинт обычно проводила на своей ферме Ханмора на озере Меларен. Хильма с ранних лет научилась тонко чувствовать и понимать природу, а образы растений стали вдохновением для ее дальнейшего творчества. В то же время, от своего отца будущая художница унаследовала интерес к точным наукам, в частности, к математике.
В 1872 г. семья Клинт переехала в Стокгольм. После получения среднего образования Хильма училась в Технической школе (ныне Школа прикладного искусства), затем обучалась портретной и пейзажной живописи в частном порядке, после чего поступила в шведскую Королевскую Академию художеств. Она закончила академию с отличием и стала одной из первых девушек в Европе, кто получил высшее художественное образование. До 1908 г. художница работала в собственной студии в Стокгольме, прямо над одной из главных галерей города. Самостоятельность и финансовая независимость молодой незамужней женщины были необычным явлением для того времени.
Хильма не успела отметить свое 18-летие, когда семью постигло горе — в 1880 г., после тяжелой болезни умерла ее младшая сестра Хермина. Художница тяжело переживала утрату сестры, пыталась найти причину такой несправедливости. Духовный поиск привел ее к изучению различных философских и религиозных направлений. Хильма заинтересовалась теософскими идеями Елены Блаватской, философией Христиана Розенкрейца и даже стала посещать спиритические сеансы.
Во время обучения в академии, Хильма познакомилась с Анной Кассель, первой из четырёх женщин, с которыми она позднее организовала группу "Пять" ("De Fem"). С 1896 по 1906 гг. единомышленницы встречались каждую пятницу, изучали Новый Завет, проводили медитации и спиритические сеансы, после которых педантично записывали полученные "послания" в тетради. С "Пятеркой" вступали в контакт духи, которых звали Амалиэлем, Анандой, Клеменсом, Эстером, Георгом и Грегором, а также целая группа их представителей и помощников.
В 1905 г. потусторонние наставники поставили перед "Пятёркой" особую задачу, которая изменила течение и цель жизни Хильмы аф Клинт. Женщины должны были передать духовный мир с помощью живописи и спроектировать храм для размещения произведений. Остальные члены кружка отказались, опасаясь, что такое долгое и интенсивное взаимодействие с царством духов может пошатнуть их разум. Но Хильма пообещала Амалиэлю, что выполнит это "великое поручение". Художница начала подготовку, в которую входили специальные ритуалы очищения, вегетарианская диета и работа над самодисциплиной.
С ноября 1906 г. по март 1907 г. Клинт написала серию малоформатных полотен под названием "Изначальный хаос". Некоторые из работ напоминают пейзажи с таинственными огнями. Другие полностью абстрактны и представляют комбинацию геометрических фигур, линий, литер и символов. И все это за несколько лет до "Первой абстрактной акварели" Василия Кандинского, беспредметных картин Казимира Малевича и абстракций Пита Мондриана. Работы Хильмы из этого цикла перекликаются с рисунками, которые она делала во время спиритических сеансов в 1890-х гг. Тем самым художница опередила сюрреалистов, которые много позже популяризуют метод "автоматического письма". До серии "Изначальный хаос" картины Хильмы — пейзажи, портреты, а также ботанические рисунки — хорошо продавались и были технически искусными, но ничем не примечательными и соответствующими традиционному натуралистическому стилю того времени.
Серия "Изначальный хаос" была лишь началом. В течение следующих лет Хильма создала почти 200 абстрактных картин. Клинт работала очень быстро, без предварительных эскизов и набросков. Монументальный цикл "Десять самых важных" состоящий из 10 картин (каждая 2 м × 3 м) был написан всего за три месяца — с октября по декабрь 1907 г. Масштабные полотна из этой серии иллюстрируют всю историю бытия человека, от рождения до смерти. На холстах из этого цикла Клинт соединила в единую гармоничную композицию строгие геометричные фигуры и биоморфные формы, римские цифры и шведские слова. Эти элементы расположены на холсте так, будто бы плавают в цитоплазме.
Как и Кандинский, Клинт, вероятно, была знакома с попытками теософов Анни Безант и Чарльза Лидбитера перевести музыку в визуальные формы. В 1904-1905 гг. был опубликован один из самых успешных эзотерических текстов — "Как познать высшие миры" Рудольфа Штайнера. С автором этой книги Кандинский и Клинт познакомились независимо друг от друга в 1908 г. Оба живописца увлекались спиритуализмом, и знаменитый манифест Кандинского "О духовном в искусстве" был написан под влиянием — в какой-то мере — и оккультных теорий. Однако нет никаких доказательств тому, что эти два выдающихся художника когда-либо встречались.
Побывав в мастерской Клинт, Штайнер оценил символизм ее творчества, но выразил опасения из-за его спиритической природы и поощрял её больше полагаться на самоанализ. Возможно, этот скептицизм со стороны человека, которого художница почитала, повлиял на ее решение сохранить свои работы в тайне даже после смерти — более 1200 картин и рисунков аккуратно хранилось в ее мастерской до лучших времен. Все работы были завещаны племяннику Эрику аф Клинт — вице-адмиралу Королевского морского флота Швеции, с условием не показывать их никому 20 лет после смерти художницы.
После гибели 81-летней художницы в автокатастрофе в 1944 г. семья Клинт сделала все для сохранения произведений и многочисленных дневников Хильмы. Но даже по истечении указанных в завещании двадцати лет, потомкам Клинт было трудно найти культурные институции, которые согласились бы выставить работы художницы. В конце 1970-х гг. работы Хильмы аф Клинт были предложены в дар Музею современного искусства Стокгольма, но администрация отказалась от пожертвования. Только благодаря искусствоведу Оке Фанту, произведения Хильмы аф Клинт были представлены широкой публике В 1984 г. он показал работы художницы на конференции Нордик в Хельсинки. За пределами Европы абстрактное искусство Хильмы аф Клинт впервые было представлено на выставке "Духовность в искусстве. Абстрактная живопись 1890-1985", организованной Морисом Тучманом в LACMA в 1986 г. Эта выставка стала началом международного признания искусства художницы. Сейчас картины Хильмы аф Клинт можно увидеть в ведущих музеях современного искусства, а выставки ее работ привлекают множество посетителей. Пусть и после смерти, но Хильма добилась своего и выполнила "великое поручение", оставленное ей духами — проиллюстрировала духовный мир и создала храмы. Эфемерные, как сама жизнь.
"Картина была написана прямо "изнутри" меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти".
— Хильма аф Клинт.