В московской галерее «ARTSTORY» третий месяц экспонируются картины одного из самых своеобразных российских художников Владимира Любарова. У выставки интригующее название: «Коля видит третьим глазом». Для тех, кто хочет отвлечься от политического цирка и зомбоящика, снять стресс или «просто поржать», эта выставка – самое то!
Владимир Любаров – один из знаковых представителей современного русского наивного искусства. Начав свой творческий путь с книжной графики, в 1990-е годы он оставил столичную жизнь ради уединённого пребывания в деревне Перемилово, расположенной на границе Владимирской и Ярославской областей. Именно там он начал один из самых своих известных живописных циклов «Страна Перемилово», который сейчас включает сотни графических и живописных работ. Эта серия длится и поныне, художник постоянно находит в ней новые темы и повороты.
На полотнах Любарова предстаёт самобытный мир деревни. Смесь притчи, басни, сатирического рассказа – каждый увидит в творчестве художника что-то своё.
Автор называет свои работы ласково и просто – «картинки». С лёгкой руки мастера на этих картинках реалистичные герои уживаются со сказочными персонажами. Тракторист дядя Вася общается с русалкой, рядом с влюблённой деревенской парой прогуливается сказочная корова... Особое настроение передаёт лёгкая манера изображения. Художник заглядывает в мир своих героев с детской непосредственностью и любопытством.
В фантастическом мире Любарова всегда есть место иронии и гротеску. Но люди здесь не условные, а настоящие - со всеми их грехами, страстями, шалостями, со всем тем, что положено иметь каждому живому человеку. Его герои живут на полотнах полноценной, самодостаточной жизнью: смотрят на звёзды, любят своих жён и чужих девушек, иногда работают, всем миром справляются со стихией, время от времени занимаются физкультурой и, разумеется, отмечают праздники, главными среди которых считают те, что случаются безо всякого повода – просто оттого, что душа поёт.
«…Я не «деревенский», не «наивный» художник в буквальном смысле этого слова. Я учился в художественной школе, много лет изучал историю искусств, окончил художественное отделение Полиграфического института, иллюстрировал книги. Когда я приехал в деревню и начал там заниматься живописью, все мои «культурные наслоения» никуда не делись, но ушли куда-то в подсознание. Я был ошеломлён деревней — природой, людьми, их своеобразным остроумием и бытом. Деревня дала мне творческую ширь и свободу - в результате появился на свет тот художник Любаров, которого в себе я и сам не подозревал».
Удивительные работы Любарова не только вызывают улыбку, но и заставляют задуматься.
В своих работах Владимир Любаров хотя и иронично, но всё же по-доброму воспевает российскую глубинку и её обитателей. В каждом из его героев отражается национальный характер и колорит русского человека, переплетаются национальные традиции и современность, смешное и важное, очаровательное и самобытное. Его живопись метафорична, в каждой картине есть философский контекст.
Примечательно, что первая персональная выставка «деревенских» работ Владимира Любарова прошла не в России, а столице Бельгии, в далёком 1994 году. Вообще, картины этого художника очень любят за рубежом. Одно из издательств именно его произведениями проиллюстрировало книгу «Русские пословицы», которая потом много раз переиздавалась и разошлась по всему миру. По мотивам полотен Любарова пишут современные сказки, ставят театральные представления, снимают анимационные фильмы.
Художник Любаров владеет не только кисточками и красками, но также словом – пишет короткие рассказы, наполненные добрым юмором и житейской мудростью. В 2011 году вышла его книга «Рассказы. Картинки», через три года ещё одна – «Праздник без повода». Некоторые из этих смешных рассказов вошли в экспозицию наряду с картинами.
ЛУЖИ
Относительно луж, которых в деревне Перемилово после дождя много, местные экстрасенсы чего-то темнят. Предупреждают, что наступать в лужу - это к большим долгам. Но… только в том случае, если ты, имея возможность лужу обойти, вместо этого чешешь через неё, аки вездеход. А вот если ты наступил в лужу случайно - это уже к радости: и чем «глыбже», как говорят перемиловцы, лужа, тем больше тебе привалит радости. Ну, а уж если в лужу угодил жених, идущий к невесте, - это точно дело труба: потом непременно будет прикладываться к бутылке. Эка невидаль для здешних мест.
Сам же я к лужам отношусь с интересом – ещё с тех самых пор как школьный военрук, работавший летом начальником нашего пионерского лагеря на Истре, однажды напился там до такого состояния, что принялся палить по лужам из винтовки. Наверное, ему казалось, что в лужах кто-то сидит. Или отражается. Например, думал я, он сам…
- Да просто он допился до белой горячки, - строго сказал тогда мой школьный друг Юра Штейнгарц, Ему эта история не казалась романтичной.
В деревне же Перемилово есть главная, непросыхающая, вполне волшебная лужа. Её регулярно пытаются засыпать гравием, завалить камнями, приделать к ней какой-нибудь сток, но она образуется снова и снова. Саня Инопланетянин по вечерам изучает в ней отражения неопознанных летающих объектов. Смотреть на них можно только через водные поверхности, а прямо – никак нельзя, говорит он, можно облучиться. И на мозг прямо смотрящего инопланетяне воздействуют гипнотически.
Не исключено, что в луже он действительно, как и наш школьный военрук, чего-то или кого-то видит, поскольку днём объезжает её на своём «козле» по дальней дороге.
Любаров
Под влиянием своих героев художник Любаров расширяет собственное живописное сознание. Перемешивая все масштабы и перспективы, он выстраивает в своей Стране Перемилово универсальную космическую иерархию, в которой все – люди, предметы, небесные светила, растения, животные и птицы – равноправны и живут в согласии друг с другом.
В экспозиции представлено около сотни произведений, некоторые выставляются впервые.
Выставка продлится до 30 июля. С 12 до 20 часов. Адрес галереи «ARTSTORY»: Старопименовский переулок, дом 14. Ближайшие станции метро – Маяковская и Чеховская.
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ
июнь 2023
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)