Люди, которых считают авторитетами, считают Салли Руни явлением современной литературы.
А мне все еще далеко до героя Чернышевского из предыдущего поста, который по нескольким предложениям мог определить, достойна ли книга внимания, поэтому современная литература для меня - это минное поле.
И хочется, и колется, в общем...
Я много слышала про писательницу. И издание довольно стильное.
Обложка расписана цитатами из сразу семи восторженных отзывов, среди которых и оказалась фраза, которая окончательно продала мне книгу: "Невероятно точная фиксация того, как думает и говорит поколение, выросшее в социальных сетях".
Итак, в аннотации: "Студентки дублинского Тринити-колледжа Фрэнсис и Бобби дружат со школы. На одном из университетских поэтических вечеров они знакомятся с Мелиссой, известным фотографом, а позже и с ее мужем Ником, актером. Несмотря на то что Ник и Мелисса значительно старше Бобби и Фрэнсис, между ними завязываются дружеские отношения. Все четверо проводят вместе много времени, по большей части разговаривая – обсуждают искусство, литературу, политику, секс, дружбу и, конечно же, друг друга. У Фрэнсис начинается роман с Ником. В отношениях с Бобби появляется отчужденность…"
Первое, на что обращаешь здесь внимание - это форма. "Разговоры с друзьями" - это внутренний монолог главной героини, Фрэнсис. Включая, собственно, разговоры. Здесь нет прямой речи, они все именно что просто описаны.
Но это не было большой проблемой. А вот что было, так это скупое повествование на одной ноте. Я не могла отделаться от чувства, что я, как волну, пытаюсь поймать интонацию, но после каждого предложения меня как будто скидывает с нее, и мне приходится начинать сначала.
К концу первой главы я была готова запустить книжку через комнату. Более-менее втянуться в чтение мне удалось только с третьей главы. То ли предложения стали чуть более связными между собой, то ли я пообвыклась, но начиная с третьей главы читалось легко и быстро, хоть некоторые места и резали внутренний слух.
Но тут же скажу в защиту - такой стиль повествования, хоть мне и не стать его поклонницей, скорее оправдан. Он совершенно точно работает на атмосферу - атмосферу апатии и отчужденности от происходящего. И заодно на характеристику главной героини.
Монотонное описание событий и разговоров создает чувство, что Фрэнсис наблюдает свою жизнь будто со стороны, "скользит" по собственным переживаниям в какой-то легкой отрешенности...
По жанру "Разговоры с друзьями" - это повседневность, slice of life.
Герои - современная европейская прогрессивная молодежь: "Ну, я лесбиянка, а Фрэнсис коммунистка, сказала Бобби".
Интересный набор, казалось бы, но социального комментария не будет, мимо этого герои тоже будут "скользить": "Мы еще долго выпивали и разговаривали. Обсуждали поэтессу Патрицию Локвуд, которой дружно восхищались, потом «феминизм за равную оплату труда», как пренебрежительно сформулировала Бобби".
Собственно, да, здешние разговоры с друзьями - они чаще про то, что именно обсуждалось, а не что конкретно было сказано...
Зато про взаимоотношения между людьми и какую-то отчужденную саморефлексию здесь много и подробно. И я никак не могу сказать, что тут нет интересных мыслей, что не за что зацепиться, не в чем узнать себя. В конце концов все мы так или иначе проходили через сближение с людьми, отдаление от людей, недопонимание, неспособность достучаться... Где-нибудь да кольнет иголочка узнавания и сопричастности.
В то же время, большую часть проблем с окружающими главная героиня создает себе сама, и роман с женатым мужчиной далеко не единственный способ, каким она пользуется. Фирменная фишка Фрэнсис - это старательно лепить себе в глазах окружающих образ саркастичной, рациональной и бесчувственной особы, и обижаться на всех, кто начинает к ней так относиться.
То есть, главная проблема героини "Разговоров с друзьями" - в неспособности разговаривать с друзьями. Вот и думаю теперь, сколько в этом личной характеристики героини, сколько обещанного портрета поколения, а сколько аватары автора...
История в книге развивается по своеобразной кривой взлетов и падений - бесконечной и ни к чему не ведущей, но позволяющей выходить на все более высокие точки, чем лучше героине удается "быть, а не казаться". И разговаривать.
Я закрыла глаза. Вещи и люди суетились вокруг, занимая места в каких-то иерархиях, включаясь в системы, о которых я ничего не знала и никогда не узнаю. Сложная сеть объектов и понятий. Некоторые вещи нужно прожить – лишь тогда поймешь. Нельзя вечно анализировать.
В общем, видимо, это книга для тех, кто забыл или не знал, что жизнь - сложная штука, и ее нужно просто жить. И для любителей созерцательного slice of life, конечно.
Лично мой мир она не поменяла и за собой не позвала. Но и потерей времени я ее не назову - это, наверное, не худший вариант, чтобы попытаться понять, что пишут и чем сейчас восхищаются в прогрессивных кругах, причастных к современной литературе.
Возьмусь ли я еще за что-то из написанного Салли Руни? Пока что не думаю.