Продолжая исследование потерь РККА в районе д.Самбатукса обратил внимание на танк установленный над захоронением воинов.
Учитывая, что в первом списке есть воины танкисты 29 танковой бригады, основные поиски направил в данном направлении. И как оказалось не зря, по донесения 29 тбр удалось установить еще фамилии погибших и похороненных танкистов. Многие оказались учтены в паспорте захоронения, что показала последующая сверка с паспортом. Тем не менее 3 воина оказались пропущены при увековечивании.
Всего удалось найти данные на 36 воинов- танкистов. 32 воина есть в списках захоронений 30 воинов учтены в захоронении д.Самбатукса, 2 воина в захоронении д.Мегрега, прием один из них еще в Выборском районе, 3 воинов в списках не значатся. Один воин проходящий по донесению о потерях был в список погибших включён ошибочно, был ранен и эвакуирован.
Всего по воинам-танкистам удалось установить данные на 57 солдат и офицеров.
Насколько тяжелыми и ожесточенными были бои, можно судить по записям в наградных листах на погибших воинов.
Перейдем к списку воинов в паспорте 1992 года. Проверив данные на воинов, которые не вошли в приведенные выше данные, получил следующий результат. В основном это оказались воины 110 гвардейской стрелковой дивизии
При отработке данных на 36 воинов из списка захоронения не удалось найти подтверждающих гибель документов на 7 воинов ( место рождения отмечено желтым цветом). Первичное захоронение у 9 воинов не является данным местом захоронения (например: Балуев Н.П.-Карело-Финская ССР, р. Видлица, правый берег, Бутин Ю.Г. -Карело-Финская ССР, Олонецкий р-н, д. Карельская, Ваценко Н.П. - Карело-Финская ССР, Выборгский (Виипурский) р-н, оз. Суо-Лампи, северо-западнее, 300 м , Гавриш А.И. - Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, около Ут.озера Порфар. с/с и др.). Дополнительно удалось найти данные еще на 12 воинов, не проходящих по списку захоронения. По стрелковым частям получились следующие данные.
Осталось немного, выписать данные на воинов, которые были добавлены в паспорт захоронения в 2014 году и проверить данные по архивам ЦАМО. Всего оказалось добавлено в список 34 воина. Данные проверки приведу с первичным местом захоронения.
Из 8 воинов, на которых удалось найти документы в архиве ЦАМО, 3 воинов оказались включенными ошибочно. Не погибли, а были ранены, что подтверждено документами госпиталей. По 4 воинам, имевшим первичное место захоронения не в данном месте, сделать заключение о правильности внесения в список захоронения невозможно без исследования документов военкома, на основании которых они были включены в список. Лишь один воин имеет первичным местом захоронения д.Самбатукса.
На 26 воинов данных в архиве ЦАМО подтверждающих их гибель в данном районе не удалось найти.
Сколько в данном захоронении похоронено и кто именно из воинов, приведенных в исследованиях сказать трудно. Возможно местные краеведы когда–нибудь и откопают заброшенные в архивах документы того периода. Жаль, что пока были живы ветераны, эта работа не была сделана.
Но один вывод все же можно сделать окончательный – прежде чем внести в список захоронения солдата или офицера нужно проверить и убедиться, что он не числится в других захоронениях и особое внимание обращать на первичное место захоронения.
Помним, Гордимся, Чтим.