Найти тему

Пьюмини "Астралиск", или Трудно быть богом

"Астралиск" - это история создания мира, рассказанная в трех комнатах больного мальчика, который не может переносить солнечный свет.

Завораживающее трио:
творец-ребенок, который создаёт мир в своём воображении,
творец-художник, который переносит этот мир на стены дворца,
творец-отец мальчика, правитель, который создает, собственно, сам дворец.

"Астралиск" - еще один в ряду рассказов о детях, которым выпадает обладать или самому строить мир. Кому-то, как маленькому принцу, достаётся планета, а кому-то - всего три комнаты, в которые почти не проникает солнечный свет. Масштаб, на самом деле, не важен. Важен сам акт творения и жизнь как цена за него.

Крайне аскетичен мир героев повести.
В нем нет полифонии голосов второстепенных персонажей, которую даёт нам тот же Экзюпери. На страницах мы почти не встречаем женщин. Только старую служанка Алику и возлюбленную отца мальчика (видимо, предполагается, она же мать Мадурера, но это не точно). Но и они упоминаются парой слов вскользь. Это закономерно и опять же абсолютно вписывается в сюжетную линию. Творение мира, как мы помним, дело сугубо мужское.

При этом здесь органично смотрятся красивейше выписанные отношения отца и сына. С одной стороны, это атрибут востока (место действия - Турция), а с другой - очень читается христианское "почитать отца своего". Можно было бы эту подробность опустить - мало ли произведений, где сыновья демонстрируют истинную почтительность. Но нельзя. Повествование настолько напитано символами на небольшой объем текста и малое количество действующих лиц, что каждый диалог выглядит отдельным экспонатом, который хочется рассмотреть.

Что в целом?
Кристально четкий, простой сюжет.
Изящная композиция, хотя и без изысков: история мальчика, обрамленная линией художника (повесть им начинается и закачивается).
Летящий, по-восточному кружевной, невесомый язык.

Кому особенно подойдет?
"Астралиска" я бы рекомендовала прочитать всем детям в возрастном диапазоне с 1 по 4 класс. Она отнюдь не гениальна, не в этом дело.
Эта повесть - камертон простого и достойного отношения к жизни, смерти и человеку.
И этого уже достаточно, чтобы встать на полку хорошего подросткового чтения.