Найти тему

История одного портрета длиною в жизнь. О. Кипренский и Мариучча.

Давно еще эта картина привлекла мое внимание, а потом я узнала историю девочки, изображенной на ней. Историю реальную и вместе с тем необычную, почти фантастическую.

"Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке" (1819 г.) принадлежит кисти известного русского художника-портретиста Ореста Адамовича Кипренского (1782 -- 1836), знакомого каждому из нас по замечательным портретам Пушкина, Жуковского, Давыдова и многим другим. Но часто эту картину называют просто "Мариучча". Кто же она, красивая девочка в маковом венке?

Изображение с портала "LiveInternet".
Изображение с портала "LiveInternet".

Судьба юной модели оказалась неразрывно связана с судьбой художника.

Сам Кипренский был внебрачным сыном русского помещика, но записан был как сын крепостных. Впрочем, вскоре получил вольную. Фамилию отец ему не дал, но, заметив его способности к рисованию, определил в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств. Кипренский (фамилия выдуманная) был прекрасным учеником, получил множество наград, а позже снискал любовь публики своей портретной живописью. У него появилось множество поклонников.

Автопортрет О. А. Кипренского. 1820 г. Полотно из Галереи Уффици. Существует несколько автопортретов художника. Этот не самый поздний.
Автопортрет О. А. Кипренского. 1820 г. Полотно из Галереи Уффици. Существует несколько автопортретов художника. Этот не самый поздний.

В 1816 году Елизавета Алексеевна (супруга Александра Первого) выделила художнику средства из своих личных для поездки в Италию для отшлифовки таланта в столице мировой культуры того времени.

Италия Кипренского очаровала. Он писал с упоением. И, естественно, пользовался услугами натурщиков. Одной из натурщиц стала маленькая девочка с нежным лицом и голубыми глазами. Мать ее была женщиной беспутной и корыстной. Художник не мог представить, что ангелочек Анна-Мария живет в грязи физической и нравственной. Он поселил малышку у себя в квартире, выплачивая матери деньги. Женщина почувствовала выгоду и требовала все больше.

Одна из моих любимых картин Кипренского ,,Бедная Лиза" ( по Карамзину).
Одна из моих любимых картин Кипренского ,,Бедная Лиза" ( по Карамзину).

Портрет, который вы видите выше, был написан в 1819 году, когда Анне-Марии Фалькуччи было семь лет. Художник придумал ей красивое домашнее имя -- Мариучча. Нежные цветы и нежное создание. Картина всегда вызывает у меня улыбку. Сам живописец называл эту картину так: "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке".

Орест Адамович хотел оформить опекунство над девочкой. Обратился в Ватикан с просьбой, указывая на недостойное поведение матери. Его услышали, но дело повернулось не так, как хотелось Кипренскому. Анну-Марию забрали у матери и отправили в воспитательный дом при монастыре, адрес которого не был известен никому. Возможно, художник и достучался бы в "закрытые двери" и узнал бы адрес, где теперь жила Мариучча, но произошло одно страшное событие, вследствие которого он вынужден был покинуть Италию.

Знаменитый портрет А. С. Пушкина.
Знаменитый портрет А. С. Пушкина.

В доме художника произошло жестокое убийство. Одна из его натурщиц была найдена сожженной в пропитанном скипидаром полотне. Кипренскому обвинения не предъявлялись, но тень сомнения пала, и местное общество отвернулось от него. (Художник рассказал, что страшную расправу над женщиной совершил его слуга-итальянец за то, что та заразила его сифилисом. Доподлинно все выяснить не удалось, так как слуга скончался в лечебнице).

И в России живописца ждал холодный прием. Итальянская история и здесь не отпускала. Резко ограничился круг общения. Все мысли Ореста Адамович были об итальянской девочке, затерявшейся вдали. Но Кипренский не оставлял мысли отыскать ее. Близко знакомого соотечественника он просил попытаться разыскать приют Мариуччи. Однако, это не удалось сделать.

Мечтательница.
Мечтательница.

Только через 6 лет Кипренский вернулся в Италию. И нашел ее! Она жила все в том же приюте, куда ее когда-то забрали. Только это была уже не девочка, а прекрасная взрослая девушка. А художник был уже совсем не молод. И все же Анна-Мария согласилась выйти за него замуж. Какой выбор был у нее? Стать монахиней? Всю жизнь быть служанкой? Или пойти по стопам непутевой матери?

Но и тут не сразу все получилось. Мариучче пришлось остаться в казенных стенах еще на несколько лет. У Кипренского просто не было состояния, чтобы содержать жену. И в последующие годы он старался скопить хоть что-то, но давалось ему это с трудом. У него никогда не было своего дома, он привык жить, как вольный ветер. А теперь нужно было все предусмотреть и рассчитать.

Портрет молодой девушки. Предположительно, это подросшая Мариучча.
Портрет молодой девушки. Предположительно, это подросшая Мариучча.

Еще одним препятствием была религия. Чтобы жениться на католичке, художнику пришлось тоже стать католиком. И только когда Оресту Адамовичу было уже 54, а девушке 25, они обвенчались.

Но судьба и тут распорядилась по-своему. С любовью всей своей жизни Кипренский прожил лишь три месяца. Он простудился и скоропостижно умер в 1836 году.

Дочь, которую Анна-Мария назвала Клотильдой, появилась на свет уже после его смерти. Денег оставалось немного. Женщина продала все картины художника, получала пенсию за него из России. Ее навещали русские художники, живущие в Италии. Но в 1844 году она вновь вышла замуж и исчезла из истории навсегда. Как ни пытались исследователи творчества Кипренского найти ее следы ( и ее дочери), пока безрезультатно. Но портрет маленькой девочки с ангельской внешностью до сих пор приковывает наше внимание. Сейчас он находится в Третьяковской галерее.

Друзья мои, а вы знакомы с этим портретом? Нравится ли вам творчество Кипренского? Поделитесь в комментариях!